Димитри Сулас: «оптимизм воспоминаний» из Мюнхена 1960–1970-х

Димитри Сулас работал фотографом в Германии с 1967 по 1974 год. Краткий, но удивительно творческий эпизод в жизни, который принёс ему успех и признание. В работах Суласа распознаются элементы «решающего момента» из манифеста Анри Картье-Брессона, хотя греческий фотограф скорее следовал логике гуманистической фотографии, характерной для журнала Life. У него оказалось безошибочное чутьё на те мелкие ежедневные происшествия, в которых безоружный и беспомощный человек сталкивается с судьбой. «Я хотел запечатлеть секунды поведения людей в вечности», – говорит фотограф.

Семилетний период может показаться кратким по сравнению с полноценной профессиональной карьерой, но в случае независимого фотожурналиста Димитри Суласа срок вряд ли имеет значение. Годы его фотографической карьеры в Мюнхене совпадают с периодом военной диктатуры в Греции 1967 – 1974. Лишившись гражданства на родине из-за политических взглядов, ему пришлось освоить новую профессию в Германии.

Димитри (или Димитрис)...

Димитри Сулас работал фотографом в Германии с 1967 по 1974 год. Краткий, но удивительно творческий эпизод в жизни, который принёс ему успех и признание. В работах Суласа распознаются элементы «решающего момента» из манифеста Анри Картье-Брессона, хотя греческий фотограф скорее следовал логике гуманистической фотографии, характерной для журнала Life. У него оказалось безошибочное чутьё на те мелкие ежедневные происшествия, в которых безоружный и беспомощный человек сталкивается с судьбой. «Я хотел запечатлеть секунды поведения людей в вечности», – говорит фотограф.

Семилетний период может показаться кратким по сравнению с полноценной профессиональной карьерой, но в случае независимого фотожурналиста Димитри Суласа срок вряд ли имеет значение. Годы его фотографической карьеры в Мюнхене совпадают с периодом военной диктатуры в Греции 1967 – 1974. Лишившись гражданства на родине из-за политических взглядов, ему пришлось освоить новую профессию в Германии.

Димитри (или Димитрис) Сулас (Dimitri Soulas; Δημήτρης Σούλας) родился в 1938 году в Салониках. В начале 1960-х изучал экономику в университете Франкфурта, а после учёбы работал в отделе маркетинга мюнхенского филиала международной компании, занимающейся импортом фруктов. В 1967-ом Сулас с другими греками основал союз для борьбы с диктатурой в Греции, но власти хунты оказали давление на компанию и его уволили. На выходное пособие Сулас купил фотоаппарат, и стал основательно осваивать новую профессию.

«Я начинал в 10 утра и сразу отправлялся в центр: к магазинам, кафе, в места общественной активности. Снимал на плёнку, поэтому не знал, каким в итоге получился кадр. По ночам проявлял материал и тут же отправлял в издания. Газеты платили по 50 марок за фотографию, в Associated Press – вдвое больше», – вспоминает Сулас.

Он оказался чутким наблюдателем повседневной жизни, не обделённым способностью уловить всю силу, эмоциональность и смысл мимолётного мгновенья. В традициях послевоенной гуманистической фотографии фотографировал людей на улице, события и персонажей городской жизни Мюнхена. На всех своих снимках Сулас анализирует человеческое поведение и предлагает реалистичный, но всё же участливый взгляд на людей и их «приключения» по жизни.

Его сюжеты разнообразны: пожилая дама, разглядывающая витрину магазина; народ на блошином рынке; демонстрация или студенческий митинг; мужчина, помогающий пьянице; проститутка у столба; женщина, встретившая эксгибициониста в метро; пара, целующаяся на прощание на платформе железнодорожного вокзала.

На одной фотографии запечатлена женщина, нагруженная хозяйственными сумками, перед витриной с изображением пистолета. Ствол направлен прямо ей в голову – меткий комментарий о власти потребления над человеком. Многие из этих, казалось бы, простых снимков – рассуждения об одиночестве, возрасте, любви, неизвестности, технологиях и потребительстве. Прибытие гастарбайтеров на центральный железнодорожный вокзал Мюнхена очень занимало фотографа, поскольку откликалось и в его эмигрантской судьбе.

Помещения и пейзажи как самостоятельный мотив фотографа не интересовали. Они могли выступать лишь в качестве необходимой сцены для бесконечных вариаций человеческих трагедий. Человек всегда находился в центре его кадра. Часто в объектив попадали ситуации и обитатели периферии общества. При этом фотографа больше интересует не само явление, а реакция окружающих, он словно ищет понимания в глазах незнакомца, принятия от ближнего.

С падением диктатуры Сулас перестал фотографировать и начал жить между Грецией и Германией, возобновил предпринимательскую деятельность. Но творчество автора не забыто. В 2008 году Мюнхенский музей фотографии организовал передвижную выставку Димитри Суласа. Демонстрация его работ прошла во многих городах, включая Салоники, Мюнхен, Нью-Йорк, Афины. Музей также выпустил фотокнигу «Мгновения, Димитри Сулас, фотографии 1967–1974 годов» (Augenblicke, Dimitri Soulas, Fotografien 1967–1974). Съёмка остаётся его любимым хобби, а фотографию он называет «оптимизмом воспоминаний».

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм