Дэвид Финчер: фильмы с потайными ходами в человеческий разум

В своих трудах Карл Густав Юнг неоднократно подчеркивал важнейшую для него мысль: «Человек является загадкой для самого себя». То же самое можно сказать и о героях фильмов Дэвида Финчера, об их взаимоотношениях с собой и друг с другом. Их истории окутаны туманом и мраком, они всегда скрывают какие-то тайны, но режиссёр неизбежно находит к ним тропы. «Люди – извращенцы... так или иначе, – это основа моей карьеры». Этой цитатой Финчер прекрасно резюмирует своё творчество.

Дэвид Эндрю Лео Финчер – один из самых самобытных современных кинематографистов. Всерьёз он задумался о карьере режиссёра в восьмилетнем возрасте, посмотрев вестерн «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид». Такая перспектива никогда не казалась ему недосягаемой, через дом от его семьи жил Джордж Лукас, которого Финчер каждый день видел выходящим за газетой в халате. Такой же зримой казалась ему и киноиндустрия.

В юности будущий кинематографист работал на съёмочных площадках, постигая специфику обязанностей каждого члена...

В своих трудах Карл Густав Юнг неоднократно подчеркивал важнейшую для него мысль: «Человек является загадкой для самого себя». То же самое можно сказать и о героях фильмов Дэвида Финчера, об их взаимоотношениях с собой и друг с другом. Их истории окутаны туманом и мраком, они всегда скрывают какие-то тайны, но режиссёр неизбежно находит к ним тропы. «Люди – извращенцы... так или иначе, – это основа моей карьеры». Этой цитатой Финчер прекрасно резюмирует своё творчество.

Дэвид Эндрю Лео Финчер – один из самых самобытных современных кинематографистов. Всерьёз он задумался о карьере режиссёра в восьмилетнем возрасте, посмотрев вестерн «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид». Такая перспектива никогда не казалась ему недосягаемой, через дом от его семьи жил Джордж Лукас, которого Финчер каждый день видел выходящим за газетой в халате. Такой же зримой казалась ему и киноиндустрия.

В юности будущий кинематографист работал на съёмочных площадках, постигая специфику обязанностей каждого члена съёмочной группы. А позже, как и многие его коллеги, Финчер режиссировал музыкальные клипы и рекламные ролики, в чём исключительно преуспел. Например, его клип для Мадонны на хит «Vogue» стал самым номинируемым видео за всю историю MTV Video Music Awards.

Полнометражный режиссёрский дебют ждал его лишь к 30 годам, когда поступило предложение снять «Чужого 3». Это был прорыв. «Я мечтал это сделать с 16 лет», – радовался Финчер. А позже об этом фильме он сказал: «Никто его не ненавидит больше, чем я». Продолжение запущенной Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном фантастической истории стало личной болью для Финчера и испытанием для продюсеров, с которыми он не желал соглашаться и не шёл ни на какие компромиссы. Тогда и сложилась репутация режиссёра, не самого удобного для студий.

Актёрам с ним работается тоже непросто. На съёмках «Зодиака» Финчер заставлял отыгрывать дубли иногда более 70 раз. Джейк Джилленхол, на глазах которого режиссёр стирал отснятое, нашёл его методы экстремальными. Роберт Дауни-младший, так же испытавший на себе опыт сотрудничества с Финчером в «Зодиаке», сетовал ещё и на недостаток перерывов для актёров и остальной команды. В частности, на крайнюю ограниченность перерывов в туалет. В знак протеста он оставлял банки с мочой вокруг съёмочной площадки.

На критичные отзывы коллег по цеху Финчер отвечает: «Я не считаю себя трудным человеком. От нас ждут чего-то потрясающего. Это значит, что нам придётся давить друг на друга. Когда я работаю с актёрами, возможно, на дубле 11-ом я скажу: "У нас определённо есть версия, которую мы можем поместить в фильм, и она сделает нас всех счастливыми. Но я хочу сделать ещё семь и продолжать копать в направлении этой идеи. Посмотрим, куда она приведёт". Затем я могу вернуться к ним после этих семи дублей и сказать: "Это была грёбаная трата усилий, но я должен был попробовать, потому что чувствую, что из этого можно что-то извлечь". Это большая дополнительная работа для актёров, и иногда она выталкивает их из зоны комфорта. Я иду на риск, и люди работают для меня больше, чем для других. Но я хочу, чтобы они были довольны тем, что мы смогли сделать что-то особенное, что-то ни на что не похожее ни в их, ни в моей фильмографии».

«Некоторые люди ходят в кино, чтобы им напомнили, что всё в порядке. Я не снимаю таких фильмов», – честно признаётся Дэвид Финчер. Его интересуют тёмные стороны человеческой жизни. Режиссёр сносит фасады нормальности и показывает, что воспринимаемая реальность противоположна действительности, а самое страшное в серийном убийце – то, что им может оказаться кто-то, живущий по соседству. Его персонажи зачастую одержимы разгадыванием секретов, открывают в себе склонность к насилию, борются с травмами детства. Они пытаются разгадать зло, ищут, находят, заглядывают ему в глаза, а после оказываются перед решением: как жить дальше.

Финчер, без сомнения, один из лучших режиссёров. Он переосмыслил неонуар, до мельчайших деталей прорабатывает каждую сцену, подвергает сомнению такие знакомые понятия, как семья, вглядывается во тьму человеческого разума. К качествам, помогающим ему в работе, режиссёр причисляет воинственность, паранойю, страх неудачи и непреодолимое желание понравиться. За 28 лет в его фильмографии 10 полнометражных картин с неординарными персонажами и нетривиальными финалами.

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм