Дэвид Финчер: фильмы с потайными ходами в человеческий разум

Дэвид Финчер: фильмы с потайными ходами в человеческий разум

В своих трудах Карл Густав Юнг неоднократно подчеркивал важнейшую для него мысль: «Человек является загадкой для самого себя». То же самое можно сказать и о героях фильмов Дэвида Финчера, об их взаимоотношениях с собой и друг с другом. Их истории окутаны туманом и мраком, они всегда скрывают какие-то тайны, но режиссёр неизбежно находит к ним тропы. «Люди – извращенцы... так или иначе, – это основа моей карьеры». Этой цитатой Финчер прекрасно резюмирует своё творчество.

Дэвид Эндрю Лео Финчер – один из самых самобытных современных кинематографистов. Всерьёз он задумался о карьере режиссёра в восьмилетнем возрасте, посмотрев вестерн «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид». Такая перспектива никогда не казалась ему недосягаемой, через дом от его семьи жил Джордж Лукас, которого Финчер каждый день видел выходящим за газетой в халате. Такой же зримой казалась ему и киноиндустрия.

В юности будущий кинематографист работал на съёмочных площадках, постигая специфику обязанностей каждого члена съёмочной группы. А позже, как и многие его коллеги, Финчер режиссировал музыкальные клипы и рекламные ролики, в чём исключительно преуспел. Например, его клип для Мадонны на хит «Vogue» стал самым номинируемым видео за всю историю MTV Video Music Awards.

Полнометражный режиссёрский дебют ждал его лишь к 30 годам, когда поступило предложение снять «Чужого 3». Это был прорыв. «Я мечтал это сделать с 16 лет», – радовался Финчер. А позже об этом фильме он сказал: «Никто его не ненавидит больше, чем я». Продолжение запущенной Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном фантастической истории стало личной болью для Финчера и испытанием для продюсеров, с которыми он не желал соглашаться и не шёл ни на какие компромиссы. Тогда и сложилась репутация режиссёра, не самого удобного для студий.

Актёрам с ним работается тоже непросто. На съёмках «Зодиака» Финчер заставлял отыгрывать дубли иногда более 70 раз. Джейк Джилленхол, на глазах которого режиссёр стирал отснятое, нашёл его методы экстремальными. Роберт Дауни-младший, так же испытавший на себе опыт сотрудничества с Финчером в «Зодиаке», сетовал ещё и на недостаток перерывов для актёров и остальной команды. В частности, на крайнюю ограниченность перерывов в туалет. В знак протеста он оставлял банки с мочой вокруг съёмочной площадки.

На критичные отзывы коллег по цеху Финчер отвечает: «Я не считаю себя трудным человеком. От нас ждут чего-то потрясающего. Это значит, что нам придётся давить друг на друга. Когда я работаю с актёрами, возможно, на дубле 11-ом я скажу: "У нас определённо есть версия, которую мы можем поместить в фильм, и она сделает нас всех счастливыми. Но я хочу сделать ещё семь и продолжать копать в направлении этой идеи. Посмотрим, куда она приведёт". Затем я могу вернуться к ним после этих семи дублей и сказать: "Это была грёбаная трата усилий, но я должен был попробовать, потому что чувствую, что из этого можно что-то извлечь". Это большая дополнительная работа для актёров, и иногда она выталкивает их из зоны...

В своих трудах Карл Густав Юнг неоднократно подчеркивал важнейшую для него мысль: «Человек является загадкой для самого себя». То же самое можно сказать и о героях фильмов Дэвида Финчера, об их взаимоотношениях с собой и друг с другом. Их истории окутаны туманом и мраком, они всегда скрывают какие-то тайны, но режиссёр неизбежно находит к ним тропы. «Люди – извращенцы... так или иначе, – это основа моей карьеры». Этой цитатой Финчер прекрасно резюмирует своё творчество.

Дэвид Эндрю Лео Финчер – один из самых самобытных современных кинематографистов. Всерьёз он задумался о карьере режиссёра в восьмилетнем возрасте, посмотрев вестерн «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид». Такая перспектива никогда не казалась ему недосягаемой, через дом от его семьи жил Джордж Лукас, которого Финчер каждый день видел выходящим за газетой в халате. Такой же зримой казалась ему и киноиндустрия.

В юности будущий кинематографист работал на съёмочных площадках, постигая специфику обязанностей каждого члена съёмочной группы. А позже, как и многие его коллеги, Финчер режиссировал музыкальные клипы и рекламные ролики, в чём исключительно преуспел. Например, его клип для Мадонны на хит «Vogue» стал самым номинируемым видео за всю историю MTV Video Music Awards.

Полнометражный режиссёрский дебют ждал его лишь к 30 годам, когда поступило предложение снять «Чужого 3». Это был прорыв. «Я мечтал это сделать с 16 лет», – радовался Финчер. А позже об этом фильме он сказал: «Никто его не ненавидит больше, чем я». Продолжение запущенной Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном фантастической истории стало личной болью для Финчера и испытанием для продюсеров, с которыми он не желал соглашаться и не шёл ни на какие компромиссы. Тогда и сложилась репутация режиссёра, не самого удобного для студий.

Актёрам с ним работается тоже непросто. На съёмках «Зодиака» Финчер заставлял отыгрывать дубли иногда более 70 раз. Джейк Джилленхол, на глазах которого режиссёр стирал отснятое, нашёл его методы экстремальными. Роберт Дауни-младший, так же испытавший на себе опыт сотрудничества с Финчером в «Зодиаке», сетовал ещё и на недостаток перерывов для актёров и остальной команды. В частности, на крайнюю ограниченность перерывов в туалет. В знак протеста он оставлял банки с мочой вокруг съёмочной площадки.

На критичные отзывы коллег по цеху Финчер отвечает: «Я не считаю себя трудным человеком. От нас ждут чего-то потрясающего. Это значит, что нам придётся давить друг на друга. Когда я работаю с актёрами, возможно, на дубле 11-ом я скажу: "У нас определённо есть версия, которую мы можем поместить в фильм, и она сделает нас всех счастливыми. Но я хочу сделать ещё семь и продолжать копать в направлении этой идеи. Посмотрим, куда она приведёт". Затем я могу вернуться к ним после этих семи дублей и сказать: "Это была грёбаная трата усилий, но я должен был попробовать, потому что чувствую, что из этого можно что-то извлечь". Это большая дополнительная работа для актёров, и иногда она выталкивает их из зоны комфорта. Я иду на риск, и люди работают для меня больше, чем для других. Но я хочу, чтобы они были довольны тем, что мы смогли сделать что-то особенное, что-то ни на что не похожее ни в их, ни в моей фильмографии».

«Некоторые люди ходят в кино, чтобы им напомнили, что всё в порядке. Я не снимаю таких фильмов», – честно признаётся Дэвид Финчер. Его интересуют тёмные стороны человеческой жизни. Режиссёр сносит фасады нормальности и показывает, что воспринимаемая реальность противоположна действительности, а самое страшное в серийном убийце – то, что им может оказаться кто-то, живущий по соседству. Его персонажи зачастую одержимы разгадыванием секретов, открывают в себе склонность к насилию, борются с травмами детства. Они пытаются разгадать зло, ищут, находят, заглядывают ему в глаза, а после оказываются перед решением: как жить дальше.

Финчер, без сомнения, один из лучших режиссёров. Он переосмыслил неонуар, до мельчайших деталей прорабатывает каждую сцену, подвергает сомнению такие знакомые понятия, как семья, вглядывается во тьму человеческого разума. К качествам, помогающим ему в работе, режиссёр причисляет воинственность, паранойю, страх неудачи и непреодолимое желание понравиться. За 28 лет в его фильмографии 10 полнометражных картин с неординарными персонажами и нетривиальными финалами.

Ещё
Нет доступных видео в данный момент

Чужой 3 / Alien 3 (1992)
Рейтинг IMDb: 6,5; Кинопоиска: 6,9

После триумфа в съёмке музыкальных клипов и рекламных роликов Дэвид Финчер получил предложение, от которого не отказался бы ни один начинающий кинорежиссёр. Его позвали снимать «Чужой 3» – фильм с громадным бюджетом. Но плеяда сценаристов, приложивших руку к его разработке, а после покинувших проект, оставила противоречивый след в незаконченном сценарии. Фильм был обречён. Даже Сигурни Уивер согласилась сниматься только при условии,...

Чужой 3 / Alien 3 (1992)
Рейтинг IMDb: 6,5; Кинопоиска: 6,9

После триумфа в съёмке музыкальных клипов и рекламных роликов Дэвид Финчер получил предложение, от которого не отказался бы ни один начинающий кинорежиссёр. Его позвали снимать «Чужой 3» – фильм с громадным бюджетом. Но плеяда сценаристов, приложивших руку к его разработке, а после покинувших проект, оставила противоречивый след в незаконченном сценарии. Фильм был обречён. Даже Сигурни Уивер согласилась сниматься только при условии, что получит гонорар в пять миллионов долларов и станет сопродюсером.

Инициативность молодого Финчера удивила и разочаровала киностудию. Он хотел показать своё мрачное видение истории и придать саге религиозный смысл. В результате зарекомендовал себя как «неудобный» режиссёр и покинул проект.

Прокатная версия отличается от расширенной, вобравшей больше идей Финчера, хотя и не отразив полностью его видение. «По сей день никто не ненавидит его («Чужой 3») больше меня», – утверждает режиссёр. Но картина всё же заняла своё почётное место в культовой научно-фантастической тетралогии.

Ещё

Семь / Se7en (1995)
Рейтинг IMDb: 8,6; Кинопоиска: 8,3

В этом неонуарном триллере Финчер показал нам мрачный мир, в котором почти всё время идёт дождь, словно весь город пытается отмыться от греха. Кевин Спейси исполнил роль серийного убийцы Джона Доу. Персонаж вышел настолько исключительный, что утвердился, как один из величайших злодеев мира кино. Серийный убийца, возомнивший себя орудием Господа, убивает своих жертв, карая их за семь смертных грехов. Расследование ведут...

Семь / Se7en (1995)
Рейтинг IMDb: 8,6; Кинопоиска: 8,3

В этом неонуарном триллере Финчер показал нам мрачный мир, в котором почти всё время идёт дождь, словно весь город пытается отмыться от греха. Кевин Спейси исполнил роль серийного убийцы Джона Доу. Персонаж вышел настолько исключительный, что утвердился, как один из величайших злодеев мира кино. Серийный убийца, возомнивший себя орудием Господа, убивает своих жертв, карая их за семь смертных грехов. Расследование ведут детективы-напарники: собирающийся на пенсию Уильям Сомерсет (Морган Фримен) и его амбициозный преемник Дэвид Миллз (Брэд Питт). Оба детектива и убийца сражаются на нравственном поле боя. И фильм преподносит нам чудовищное открытие – убеждения этих троих персонажей во многом схожи, если отбросить то, что Доу убивает людей.

Здесь любовь режиссёра к мрачным финалам достигла своей кульминации, но отчасти именно концовке фильм обязан своим успехом. Он собрал более 300 миллионов долларов (ещё в середине 90-х годов) в прокате, набрал высокий рейтинг и вошёл в списки величайших киношедевров.

Ещё

Игра / The Game (1997)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 8,3

Мозголомный психологический триллер о Николасе Ван Ортоне (Майкл Дуглас), преуспевающем бизнесмене, который живёт один в огромной усадьбе, где его отец покончил жизнь самоубийством в 48-летнем возрасте. Близится 48-й день рождения Николаса и он получает в подарок от брата сертификат на Игру, организованную компанией под названием «Служба развлечений». Дав согласие на участие, он оказывается втянутым в заговор, который угрожает его...

Игра / The Game (1997)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 8,3

Мозголомный психологический триллер о Николасе Ван Ортоне (Майкл Дуглас), преуспевающем бизнесмене, который живёт один в огромной усадьбе, где его отец покончил жизнь самоубийством в 48-летнем возрасте. Близится 48-й день рождения Николаса и он получает в подарок от брата сертификат на Игру, организованную компанией под названием «Служба развлечений». Дав согласие на участие, он оказывается втянутым в заговор, который угрожает его жизни.

Игра становится круто закрученным лабиринтом событий, где герой теряется контроль над происходящим и понимает, что развлечение перетекает в пугающую реальность.

Во многом Ван Ортон – духовный брат сказочного персонажа Скруджа МакДака. Резкое изменение его характера достигается лишь через усмирение эго, служащего источником его одиночества и самоизоляции. И Ван Ортон поймёт это, лишь пробудившись от кошмара игры.

Ещё

Бойцовский клуб / Fight Club (1999)
Рейтинг IMDb: 8,8; Кинопоиска: 8,6

Невероятно интересная история с несколькими поворотами и сюрпризами. А главное – фильм даёт сверхсильное и на удивление медитативное представление о состоянии мира в 1990-х.

Это резонансное кино, снятое по одноимённому роману Чака Паланика, которое многие восприняли как дерзкую пощёчину потребительству. Фильм скорее осуждает материалистическое общество, в котором представлены обширные пустоты современного существования,...

Бойцовский клуб / Fight Club (1999)
Рейтинг IMDb: 8,8; Кинопоиска: 8,6

Невероятно интересная история с несколькими поворотами и сюрпризами. А главное – фильм даёт сверхсильное и на удивление медитативное представление о состоянии мира в 1990-х.

Это резонансное кино, снятое по одноимённому роману Чака Паланика, которое многие восприняли как дерзкую пощёчину потребительству. Фильм скорее осуждает материалистическое общество, в котором представлены обширные пустоты современного существования, охваченность поверхностными ценностями, необузданным потребительством, отсутствием смысла и ощущения собственной жизни. Это тревожный звонок для бесправного поколения, которому реклама диктует, на чём ездить, во что одеваться, что покупать, курить, пить и есть, чтобы быть крутым.

Ещё

Комната страха / Panic Room (2002)
Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 7,3

После «Бойцовского клуба», для съёмок которого задействовали более 100 локаций, Финчера потянуло к простоте. Действие его следующего фильма разворачивается целиком и полностью в пределах одного дома. Мать (Джоди Фостер) и дочь (Кристен Стюарт) въезжают в только что купленное жилище и успевают скрыться в специально оборудованной неприступной комнате, обнаружив, что в первую же ночь к ним пробрались воры. Но именно это...

Комната страха / Panic Room (2002)
Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 7,3

После «Бойцовского клуба», для съёмок которого задействовали более 100 локаций, Финчера потянуло к простоте. Действие его следующего фильма разворачивается целиком и полностью в пределах одного дома. Мать (Джоди Фостер) и дочь (Кристен Стюарт) въезжают в только что купленное жилище и успевают скрыться в специально оборудованной неприступной комнате, обнаружив, что в первую же ночь к ним пробрались воры. Но именно это запертое помещение интересует грабителей.

По мере эскалации конфликта между двумя сторонами мы видим, как связь между матерью и дочерью укрепляется, а между грабителями – ослабевает. Глубоко не пускаясь в разбор человеческих взаимоотношений, «Комната страха» всё же остаётся сильным, не отпускающим от экрана триллером, хотя, по признанию Финчера, проект задумывался как попкорновый фильм.

Ещё

Зодиак / Zodiac (2007)
Рейтинг IMDb: 7,7; Кинопоиска: 7,3

Ещё один фильм о серийном убийце. Но вопреки ожиданиям, Финчер не вернулся к мрачной тематике фильма «Семь», хотя в этом детективе режиссёр вновь уделил основное внимание не убийствам, а персонажам, расследующим преступления.

Фильм основан на реальных событиях. В его основу легло одно из самых известных нераскрытых преступлений в Сан-Франциско. К счастью, режиссёр не напичкал его идеями из области фантастики в угоду кинорынка и...

Зодиак / Zodiac (2007)
Рейтинг IMDb: 7,7; Кинопоиска: 7,3

Ещё один фильм о серийном убийце. Но вопреки ожиданиям, Финчер не вернулся к мрачной тематике фильма «Семь», хотя в этом детективе режиссёр вновь уделил основное внимание не убийствам, а персонажам, расследующим преступления.

Фильм основан на реальных событиях. В его основу легло одно из самых известных нераскрытых преступлений в Сан-Франциско. К счастью, режиссёр не напичкал его идеями из области фантастики в угоду кинорынка и нарисовал нам душещипательную картину одержимой погони за невидимым врагом. В «Зодиаке» мы видим, насколько жёстким и неумолимым может стать стремление к истине.

Ещё

Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button (2008)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 8

История человека, который рождается в теле старика, а по мере «взросления» с каждым днём молодеет. По сути, герой живёт задом наперёд. Фильм основан на одноимённом рассказе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, изобилует размышлениями о смерти, и считается одной из самых уникальных работ в фильмографии Финчера.

Здесь нас ждёт набор серьёзных тем и меланхоличная цветовая палитра,...

Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button (2008)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 8

История человека, который рождается в теле старика, а по мере «взросления» с каждым днём молодеет. По сути, герой живёт задом наперёд. Фильм основан на одноимённом рассказе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, изобилует размышлениями о смерти, и считается одной из самых уникальных работ в фильмографии Финчера.

Здесь нас ждёт набор серьёзных тем и меланхоличная цветовая палитра, типичная для картин Финчера. Только это совершенно новый жанр. Главный посыл фильма: жизнь стоит ценить, прежде чем под натиском времени всё сотрётся. Киноакадемия отметила эту сказочную притчу 13 номинациями на «Оскар».

Ещё

Социальная сеть / The Social Network (2010)
Рейтинг IMDb: 7,7; Кинопоиска: 7,7

Выход фильма о создании социальной сети Facebook стал громким событием не только в карьере Финчера, но и во всём киномире. Эта биографическая драма делает острые комментарии в адрес гиганта социальных сетей, показывает, как развращает абсолютная власть и как Интернет навсегда изменил способ нашего взаимодействия друг с другом.

Фильм плавно через флешбэки повествует нам о том, с чего начиналась крупнейшая соцсеть....

Социальная сеть / The Social Network (2010)
Рейтинг IMDb: 7,7; Кинопоиска: 7,7

Выход фильма о создании социальной сети Facebook стал громким событием не только в карьере Финчера, но и во всём киномире. Эта биографическая драма делает острые комментарии в адрес гиганта социальных сетей, показывает, как развращает абсолютная власть и как Интернет навсегда изменил способ нашего взаимодействия друг с другом.

Фильм плавно через флешбэки повествует нам о том, с чего начиналась крупнейшая соцсеть. Близнецы Уинклвосс, Эдуардо Саверин и Марк Цукерберг – главные персонажи истории, в которой есть рождение гениальной идеи, предательство и становление самого молодого миллиардера в мире.

Ещё

Девушка с татуировкой дракона / Girl with the Dragon Tattoo (2011)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,7

Двумя годами ранее Финчера фильм по мотивам одноимённого романа Стига Ларссона сняли шведские кинематографисты. Финчеровская версия более стильная и энергичная, а её бесспорным бриллиантом стала восхитившая всех искусством перевоплощения Руни Мара.

Журналисту по имени Микаэль Блумквист поручают расследовать загадочное исчезновение молодой девушка из богатой семьи, которая пропала сорок лет...

Девушка с татуировкой дракона / Girl with the Dragon Tattoo (2011)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,7

Двумя годами ранее Финчера фильм по мотивам одноимённого романа Стига Ларссона сняли шведские кинематографисты. Финчеровская версия более стильная и энергичная, а её бесспорным бриллиантом стала восхитившая всех искусством перевоплощения Руни Мара.

Журналисту по имени Микаэль Блумквист поручают расследовать загадочное исчезновение молодой девушка из богатой семьи, которая пропала сорок лет назад. На помощь ему приходит компьютерный хакер в образе молоденькой Лисбет Саландер. Вместе они раскроют страшную семейную тайну. Камера почти постоянно следует за главными героями. Словно кто-то наблюдает за ними и точно знает, что они делают, но
когда злодей решит себя раскрыть?

Финчер говорил в интервью о желании адаптировать и два других романа из трилогии Ларссона «Миллениум». Но режиссёром сиквела под названием «Девушка, которая запуталась в паутине» (2018), стал Федерико Альварес.

Ещё

Исчезнувшая / Gone Girl (2014)
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 7,9

«Исчезнувшую» Дэвид Финчер снял по одноимённому роману Гиллиан Флинн, адаптировавшей его в киносценарий. Это триллер о молодом писателе, жена которого пропала без вести. Чем дальше продвигается следствие, тем больше появляется улик, указывающих на причастие Ника к её исчезновению.

Некоторые критики назвали эту провокационную картину самым феминистским фильмом года, другие же увидели в ней акт женоненавистничества. Кроме того,...

Исчезнувшая / Gone Girl (2014)
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 7,9

«Исчезнувшую» Дэвид Финчер снял по одноимённому роману Гиллиан Флинн, адаптировавшей его в киносценарий. Это триллер о молодом писателе, жена которого пропала без вести. Чем дальше продвигается следствие, тем больше появляется улик, указывающих на причастие Ника к её исчезновению.

Некоторые критики назвали эту провокационную картину самым феминистским фильмом года, другие же увидели в ней акт женоненавистничества. Кроме того, что режиссёр рассматривает различные типы власти, удерживаемой мужчинами над женщинами и наоборот, он показывает нам, что существенная часть жизни – обман. Мы живём в эпоху массовой дезинформации, когда любой человек может опубликовать письмо в Сети и о нём узнает весь мир. При этом неважно, правдива ли информация, если она вызывает у людей эмоциональный отклик, они поверят.

Ещё

Охотник за разумом / Mindhunter (2017 – 2019)
Рейтинг IMDb: 8,6; Кинопоиска: 8,1

Серийные убийцы – не последний из интересов Дэвида Финчера, если взглянуть на его фильмографию. Кинематографиста всегда интересовало состояние человека и обстоятельства, с которыми в нём может проявиться зло. Этой заинтересованностью «Охотник за разумом» умудряется заразить и нас, зрителей, не стремясь отделить публику от антагонистов-садистов, а наоборот – приблизиться к ним и понять, что же ими движет: злобный...

Охотник за разумом / Mindhunter (2017 – 2019)
Рейтинг IMDb: 8,6; Кинопоиска: 8,1

Серийные убийцы – не последний из интересов Дэвида Финчера, если взглянуть на его фильмографию. Кинематографиста всегда интересовало состояние человека и обстоятельства, с которыми в нём может проявиться зло. Этой заинтересованностью «Охотник за разумом» умудряется заразить и нас, зрителей, не стремясь отделить публику от антагонистов-садистов, а наоборот – приблизиться к ним и понять, что же ими движет: злобный нарциссизм, грандиозное чувство собственного превосходства или крайняя степень презрения к своим жертвам.

Финчер вложил в этот сериал всё лучшее, на что могли надеяться ценители его предыдущих фильмов – «Семь» и «Зодиак». Но ужасы злодеяний развернутся исключительно в воображении зрителей, поскольку жестоких сцен мы не увидим, если не считать фотографии с мест преступлений. При этом нарастающее ощущение холодящего ужаса сохранится.

Действие приходится на 1970-е годы, когда зарождалась криминальная психология в ФБР, и только появился термин «серийный убийца». Два агента пытаются понять причины поведения преступников: что может пойти не так в чужом разуме и превратить человека в маньяка? Разбираясь в парадоксах поведения людей, они допрашивают заключённых. Особенно интересна тема разделения – то, как мы надеваем различные маски, чтобы справляться с различными ситуациями, и насколько разрушительным может стать чрезмерное усердие в таком разделении.

Ещё
Не возможно загрузить подсказку
Доступно в Google Play

Z

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.