Будни проституток с испанских дорог в фотопроекте «Игра в ожидание»

Будни проституток с испанских дорог в фотопроекте «Игра в ожидание»

Каталонского фотографа Чему Сальванса не привлекают закаты, архитектура, красота пейзажа. Будучи биологом по образованию, он перенёс свой интерес на изучение человека, его среды обитания. Через фотографию Сальванс исследует способность жизни находить выход, «прорастать» в самой неблагоприятной среде.

Мир изменился бесповоротно, даже самые пустынные пейзажи захвачены «человеческим ландшафтом»: линии электропередач, электроподстанции, трубы, пустыри, бетонные ограждения. Индустриальная реальность вытесняет природу и самого человека.

Фотопроект «Игра в ожидание», в рамках которого Чема Сальванс более шести лет снимал работниц секс-индустрии на обочинах центральных магистралей и просёлочных дорог Испании, обращает на это внимание.

«Я старался фотографировать не женщин, а окружающий их контекст, - говорит Сальванс. – Меня интересовали не портреты, а пейзаж.
Пейзаж – потому что я вижу трагедию не в самом явлении, а в обстоятельствах, в которых им приходится работать»

Чтобы «подобраться» к женщинам, не вызвав подозрения, фотограф переодевался в куртку геодезиста и вооружался специальным оборудованием, которое маскировало его широкоформатную плёночную камеру Cambo (обычно такую используют для архитектурной, ландшафтной и автомобильной фотографии).

«Уверен, что если бы предложил 50 евро и пообещал, что лица на фотографии не будет видно, любая бы согласилась. Но это была бы постановка. Мне хотелось действовать, как биологу, который не вторгается в среду своего наблюдения, а для этого маскируется».

Сальванс планировал снимать девушек, когда к ним подъзжает автомобиль с очередным клиентом. Но многочасовое наблюдение показало, что девяносто процентов их времени проходит в изнурительном ожидании.

Под палящим солнцем, в пыли, склонившись в печальной позе, в этих снимках нет и намёка на эротику, только неприкрытая правда жизни. Фотограф умышленно отказался от сексуального подтекста: позы женщин говорят, скорее, об их подавленности и усталости, чем о желании подать себя.

...

Каталонского фотографа Чему Сальванса не привлекают закаты, архитектура, красота пейзажа. Будучи биологом по образованию, он перенёс свой интерес на изучение человека, его среды обитания. Через фотографию Сальванс исследует способность жизни находить выход, «прорастать» в самой неблагоприятной среде.

Мир изменился бесповоротно, даже самые пустынные пейзажи захвачены «человеческим ландшафтом»: линии электропередач, электроподстанции, трубы, пустыри, бетонные ограждения. Индустриальная реальность вытесняет природу и самого человека.

Фотопроект «Игра в ожидание», в рамках которого Чема Сальванс более шести лет снимал работниц секс-индустрии на обочинах центральных магистралей и просёлочных дорог Испании, обращает на это внимание.

«Я старался фотографировать не женщин, а окружающий их контекст, - говорит Сальванс. – Меня интересовали не портреты, а пейзаж.
Пейзаж – потому что я вижу трагедию не в самом явлении, а в обстоятельствах, в которых им приходится работать»

Чтобы «подобраться» к женщинам, не вызвав подозрения, фотограф переодевался в куртку геодезиста и вооружался специальным оборудованием, которое маскировало его широкоформатную плёночную камеру Cambo (обычно такую используют для архитектурной, ландшафтной и автомобильной фотографии).

«Уверен, что если бы предложил 50 евро и пообещал, что лица на фотографии не будет видно, любая бы согласилась. Но это была бы постановка. Мне хотелось действовать, как биологу, который не вторгается в среду своего наблюдения, а для этого маскируется».

Сальванс планировал снимать девушек, когда к ним подъзжает автомобиль с очередным клиентом. Но многочасовое наблюдение показало, что девяносто процентов их времени проходит в изнурительном ожидании.

Под палящим солнцем, в пыли, склонившись в печальной позе, в этих снимках нет и намёка на эротику, только неприкрытая правда жизни. Фотограф умышленно отказался от сексуального подтекста: позы женщин говорят, скорее, об их подавленности и усталости, чем о желании подать себя.

Через однотипные ландшафты он показывает обезличенность, неуместность, пронзительное одиночество этих женщин. Жизнь проносится мимо, оставляя их на обочине.

«Игра в ожидание» – это ловля на живца, только сами девушки вряд ли осознают себя приманкой, тем более жертвой.

«Их убивают, бьют, некоторые клиенты уезжают не заплатив, – рассказывает Сальванс. – Просто потому, что мужчина всегда физически сильнее. Не надо думать, что они все в возрасте – среди них встречаются совсем девочки, которые раньше в жизни не выезжали из своих деревень. Они не могут снять квартиру в городе, потому что у них нет документов. Почти все находятся в руках мафии или сутенёров».

«Новая этика», «культура отмены» не обошли Сальванса стороной. В соцсетях его проект раскритиковали и посчитали неэтичным. Британский фотодокументалист Мартин Парр, который был автором предисловия к альбому Сальванса, выступил в защиту фотографа:

- На протяжении всей истории фотографии мастера пытались сделать видимым то, что порою скрыто, - сказал он. - Критерии допустимого постоянно меняются и это надо учитывать, давая оценку в контексте современных событий.

В фотографиях Сальванса нет пренебрежения, а есть сочувствие, красноречивое доказательство существования такой стороны жизни. Он привлекает внимание к незащищенности женщин, вынужденных оказывать сексуальные услуги.

Фотограф умышленно не показывает лица девушек, снимает их при ярком, неподходящем для хорошего фото, освещении, подчеркивая тем самым, что всё это происходит средь бела дня, у всех на виду.

Воплощая подобный фотопроект, мастер всегда рискует получить осуждение, вызвать скандал. В шестидесятые острой критике подверглась книга другого испанского фотографа – Жоана Колома, который запечатлел своей камерой жриц любви злачных районов Барселоны. Одна из женщин даже хотела подать в суд на Колома. Оправдывая свою работу он сказал: «эти женщины пользовались всем моим уважением, в них не было ничего экзотического, они были частью целого, демонстрацией подлинности».

Колом показал ту сторону прошлого и настоящего Барселоны, которая долгое время была скрыта от глаз посторонних. Фотограф тяжело пережил критику и отказался от продолжения проекта, полноценно вернулся к фотографии уже будучи на пенсии.

Природа-человек-наживка-жертва-ожидание-фотограф – звенья одной цепи. В продолжении своего проекта «Игра в ожидание II» Чема Сальванс снимает рыбаков с удочкой. Он продолжает исследовать тему человека, среды, ожидания.

«Мне хотелось символически показать – всё, что случается с человеком либо происходит прямо сейчас, либо он «ждёт» этого, - объясняет фотограф. – Кто-то ждёт момента, чтобы совершить первый поцелуй, кто-то – рождения ребенка, а кто-то его потерял. Вся наша жизнь – момент ожидания».

Чема Сальванс родился в 1971 году в Барселоне. Изучал биологию, позже получил грант и отправился на обучение в Нью-Йорк в Международный Центр фотографии. Сальванс вернулся в Испанию и занялся созданием документальных проектов о жизни своей страны и испанском народе.

«Мое достижение в том, что я могу фотографировать людей, не заставляя их выглядеть нелепо, - говорит он. – Хотя в моей работе много иронии, но, поскольку я сам являюсь частью того, что снимаю – мой голос имеет ценность».

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет доступных фотографий
Не возможно загрузить подсказку