Ан Джун: философские автопортреты на краю пропасти

Автопортреты Ан Джун (Ahn Jun) вызывают головокружение. Одинокая фигура девушки в вечернем платье на крыше небоскреба, горного ущелья. Своим многолетним фотопроектом южнокорейский фотограф стремится показать иллюзорность нашей жизни. Момент настоящего – это пустота, будущее вдалеке от нас, прошлое под ногами, но мы над ним не властны. Джун Ан видит в фотографии возможность философского размышления о нашем существовании. Управляет ли человек своей судьбой, что нас ожидает в конце жизни, существует ли право выбора?

Ан Джун – поэтичный, тонкий, погруженный в свои размышления человек. Именно так и стоит воспринимать её фотографии. В детстве девушка мечтала стать художником, но публичное обсуждение рисунков в классе, импровизированные выставки приводили её в ужас.

«Преподаватель часто вывешивала лучшие рисунки на стену. Это было самым нервным моментом для меня. В душе поселился фундаментальный страх, что моя работа станет объектом насмешек. Я чувствовала, как меня физически тошнит,...

Автопортреты Ан Джун (Ahn Jun) вызывают головокружение. Одинокая фигура девушки в вечернем платье на крыше небоскреба, горного ущелья. Своим многолетним фотопроектом южнокорейский фотограф стремится показать иллюзорность нашей жизни. Момент настоящего – это пустота, будущее вдалеке от нас, прошлое под ногами, но мы над ним не властны. Джун Ан видит в фотографии возможность философского размышления о нашем существовании. Управляет ли человек своей судьбой, что нас ожидает в конце жизни, существует ли право выбора?

Ан Джун – поэтичный, тонкий, погруженный в свои размышления человек. Именно так и стоит воспринимать её фотографии. В детстве девушка мечтала стать художником, но публичное обсуждение рисунков в классе, импровизированные выставки приводили её в ужас.

«Преподаватель часто вывешивала лучшие рисунки на стену. Это было самым нервным моментом для меня. В душе поселился фундаментальный страх, что моя работа станет объектом насмешек. Я чувствовала, как меня физически тошнит, когда кто-то проходил мимо моего рисунка».

Из-за страха девушка отказалась от желания стать художником, но выбрала специальность максимально приближённую к своей мечте – изучение истории искусств. Обретённые знания показали ей, что художник – это более ёмкое понятие, а визуальный язык может быть очень разнообразным. Ан Джун начала свой поиск: скульптура, керамика, рисование, архитектура, дизайн. Фотография очаровала её, загадка медиума показалась парадоксальной. Фотографируя, мы создаем некий мир, концепцию в своей голове и камера фиксирует её механически. Но в то же время наш глаз и фотоаппарат видят по-разному и часто камера способна запечатлеть момент, недоступный для нашего зрения, момент иррациональный, трансцендентный.

Совместив фотографию и философию, Ан Джун начала размышлять над собственным фотопроектом. Идея пришла во время одного из летних дней в Нью-Йорке. Девушка любовалась городом с крыши многоэтажного здания и вдруг осознала, что наше будущее похоже на этот призрачный городской пейзаж, который хоть и существует, но до него невозможно дотянуться. Выступ крыши символизировал прошлое. Оно прочно, материально и его невозможно изменить. На самом краю крыши Ан ощутила, что момент настоящего – это и есть пустота. Она волнующая, как потоки ветра, которые поднимаются снизу, но также в ней нет ничего из прошлого и будущего. Таково физическое свойство настоящего, мы сами можем привнести в него то, что посчитаем нужным. Ан решила запечатлеть это откровение с помощью камеры.

Так родился многолетний фотопроект, который длился с 2008 по 2013 год и был представлен на выставках по всему миру. Ан Джун взбиралась на крыши небоскребов, усаживалась на краю самых высоких зданий, стояла на тонком карнизе, высоко подпрыгивала на краю обрыва.

Размышляя о техническом моменте воплощения замысла, фотограф решила, что снимки непременно должны быть автопортретами, зафиксированными множеством дублей на цифровую камеру с автоспуском. Из них Ан выбирает тот, что наиболее соответствует её видению. Она признаётся, что ужасно боится высоты, но её фотопроект – это не вызов страхам. Он также показывает, насколько иллюзорной может быть фотография. Кому-то героиня снимка видится отважной девушкой на крыше высотки, на самом же деле, страх парализует её. Некоторые съёмки были по-настоящему опасны и Ан Джун пришлось воспользоваться страховочным ремнём.

Каждый её новый фотопроект дополняет предыдущий и плавно перетекает в ещё более доскональное изучение философии жизни. Каждая новая серия работ – глава одной истории, так с ними и следует знакомиться.

Осознав природу настоящего, Ан захотелось показать, как оно может выглядеть визуально. Это исследование стало темой ее докторской диссертации в университете Сеула. Для этого Ан обратилась к высокоскоростной фотографии – такая фотография фиксирует момент, который действительно существует, но который мы не можем воспринять невооружённым глазом.  Демонстрируя такой момент, Ан Джун снимает предметы, подбрасывая их в воздухе. Она просит семью, друзей, коллег бросать яблоки, камни, другие предметы и снимает иррациональный момент их «зависания» в пространстве – пустоту настоящего. Ни одни снимок не подвергается цифровой обработке, проделывая десятки дублей, Ан ищет ту самую идеальную композицию.

Наблюдение за падающими камнями, яблоками привело девушку ещё к одной мысли: свободное падение – это и есть метафора нашей жизни. В декабре 2020 года Ан Джун потеряла бабушку. Из-за пандемии и карантина, семья не смогла с ней проститься. Ан собрала её вещи в саду и устроила их символическое сожжение, которое запечатлела на камеру.

«Я вижу жизнь человека, как предмет, брошенный в пустоту. Это свободное падение, которое заканчивается, когда мы «падаем» на землю. Физическое тело возвращается в почву, а дух поднимается к исходной точке. В Корее мы называем смерть «возвращением». Бабушка однажды сказала мне: «Когда замерзший пруд тает от теплого воздуха, это весна. Когда её не стало – я развела костер из сухих листьев на льду пруда в её саду и сожгла там одежду, цветы, огонь растопил лёд и поднял лепестки, которые легко взмыли в воздух. Для меня это символизировало возвращение её души к исходной точке.».

Увидеть больше фотографий Ан Джун, понаблюдать за процессом творчества, снятым на видео, можно на сайте фотографа и в её инстаграм.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Автопортрет, 2011 год. Фотограф Ан Джун
Автопортрет, 2008 год. Фотограф Ан Джун
Гравитация, 2018 год. Фотограф Ан Джун
Гравитация, 2014 год. Фотограф Ан Джун
Одна жизнь, 2018 год. Фотограф Ан Джун
Одна жизнь, 2018 год. Фотограф Ан Джун
Одна жизнь, 2018 год. Фотограф Ан Джун
Гравитация, 2014 год. Фотограф Ан Джун
Освобождение, 2017 год. Фотограф Ан Джун
Освобождение, 2012 год. Фотограф Ан Джун
Освобождение, 2017 год. Фотограф Ан Джун
Освобождение, 2017 год. Фотограф Ан Джун
Парение, 2011 год. Фотограф Ан Джун
Парение, 2012 год. Фотограф Ан Джун
Осознанное сновидение, 2021 год. Фотограф Ан Джун
Автопортрет, 2021 год. Фотограф Ан Джун
Автопортрет, 2021 год. Фотограф Ан Джун
Автопортрет, 2021 год. Фотограф Ан Джун
Нет доступных фотографий