Альберт Уотсон: стремление к совершенству и многоликость таланта

Альберт Уотсон: стремление к совершенству и многоликость таланта

Шотландец Альберт Уотсон (Albert Watson) – больше, чем просто модный фотограф. За полувековую карьеру он снял более сотни обложек для Vogue и сделал портреты знаменитостей, которые признаны культовыми. Широкая палитра его работ включает пейзажи, натюрморты, концептуальные снимки. Снимая показ в Париже, он мог в тот же день сорваться и полететь в Каир, чтобы запечатлеть артефакты Тутанхамона. Такая разножанровость в какой-то степени не дала ему возможности стать звездой разряда Энни Лейбовиц, Ирвина Пенна, но обогатила работы Уотсона особой самобытностью, глубиной, индивидуальностью. «Хорошей новостью было то, что меня интересовало всё. Плохая новость заключалась в том, что меня интересовало всё», - любит шутить он.

Эталонный снимок Стива Джобса, изображение обнаженной Кейт Мосс в день её 19-летия, проданное на аукционе «Christie's» за баснословную сумму, принадлежат Уотсону. Он снял затылок Майка Тайсона так, что нет сомнений в том, кто изображен на фото. Уотсон снимал Энди...

Шотландец Альберт Уотсон (Albert Watson) – больше, чем просто модный фотограф. За полувековую карьеру он снял более сотни обложек для Vogue и сделал портреты знаменитостей, которые признаны культовыми. Широкая палитра его работ включает пейзажи, натюрморты, концептуальные снимки. Снимая показ в Париже, он мог в тот же день сорваться и полететь в Каир, чтобы запечатлеть артефакты Тутанхамона. Такая разножанровость в какой-то степени не дала ему возможности стать звездой разряда Энни Лейбовиц, Ирвина Пенна, но обогатила работы Уотсона особой самобытностью, глубиной, индивидуальностью. «Хорошей новостью было то, что меня интересовало всё. Плохая новость заключалась в том, что меня интересовало всё», - любит шутить он.

Эталонный снимок Стива Джобса, изображение обнаженной Кейт Мосс в день её 19-летия, проданное на аукционе «Christie's» за баснословную сумму, принадлежат Уотсону. Он снял затылок Майка Тайсона так, что нет сомнений в том, кто изображен на фото. Уотсон снимал Энди Уорхола, Дэвида Боуи, Альфреда Хичкока, других мировых знаменитостей. Он говорит, что не является модным фотографом, но он фотограф, которому нравится снимать моду.

Альберт Уотсон родился в Шотландии – Эдинбурге, в 1942 году. Его отец не имел отношения к искусству и преподавал физкультуру. Юный Альберт, решив стать графическим дизайнером, окончил колледж искусств, а после киношколу в Лондоне. Там он изучал фотографию. Несмотря на то, что с детства Уотсон слеп на один глаз, это никак не мешало ему в профессии.

«Мне очень повезло, что я открыл фотографию. В ту минуту, когда я взял в руки фотоаппарат, я понял, что это навсегда. Никогда, никогда в жизни мне не надоедало снимать, - отвечает он на вопрос: случалось ли, что он уставал от фотографии. – Я всегда выкладываюсь на сто процентов на первой фотографии и также на последней. Однажды я работал с одним очень хорошим креативным директором над большим проектом и в самом конце он сказал: "Знаешь, что мне нравится в работе с тобой? Даже самый последний снимок в конце тяжелого дня для тебя чуть ли не важнее, чем первый снимок за день". Это был один из лучших комплиментов, который я когда-либо получал».

Перебравшись с семьей из Шотландии в Лос-Анджелес в 1970-е, а после в Нью-Йорк, уже в 1976 году он снял свою первую обложку для Vogue.

«Её поместили на автобусной остановке на Манхэттене, и я помню, как проехал вокруг квартала раз десять, чтобы увидеть её снова и снова, потому что не мог поверить, что это была моя фотография на автобусной остановке».

Ещё раньше (в 1973 году) случилась портретная фотосессия с Альфредом Хичкоком, которого Уотсон запечатлел, державшим ощипанного рождественского гуся с лентой на шее. Стремление к безупречной эстетике уже тогда не мешало ему добавлять нотку юмора в свои работы. Хичкок стал его первой знаменитостью и пропуском в мир модной фотографии. 

Съёмке Стива Джобса, в последствии признанной эталонной, предшествовало уведомление фотографа, что Джобс ненавидит сниматься. Уотсон попросил для себя всего десять минут, это расположило к нему и сняло напряжение.

«Когда он увидел отметины на полу, как было расставлено освещение, атмосферу, он понял, что я знал, что делал. Я снял его «полароидом», и он сказал: «Вау, возможно, это лучшая фотография, когда-либо сделанная».

Уотсон неслучайно делает акцент на подготовке. Качество его работ – эталон мастерства. Он считает, что фотограф обязан быть грамотен технически, и от фотографии к фотографии улучшать и усложнять свою работу. Свои снимки он называет – «луковицами» и считает, что наслоение смыслов в одном изображении делает его сюжетным и кинематографичным. Получив степень магистра в области кино и докторскую степень в киноискусстве, он стремится быть в своей профессии «вечным студентом».

«Дело в том, что за картинкой должно стоять концептуальное мышление, - объясняет он суть кинематографичности. - Причина, по которой мы продаем так много фотографий в галереях, заключается в том, что изображения, как правило, выглядят более фотографично, а не просто как модные фотографии».

Уотсон одержим светом в фотографии, световыми схемами. Ему нравится усложнять их, добиваться от изображения схожести с живописными полотнами. Он негодует, когда фотографы игнорируют этот главный инструмент в своей работе.

«Я часто работаю в студиях, где есть еще четырнадцать помещений, и меня забавляет видеть, как все снимают с помощью одного и того же софтбокса. Если вы увлечены, если одержимы фотографией, изучите все аспекты освещения! Потратьте каждую секунду, которую вы можете, на то, чтобы увидеть, что вы можете сделать только с одним светом».

Пройденный путь, колоссальный опыт дают право Уотсону быть настоящим гуру для молодых фотографов. Он не скупится на знания, проводит семинары, много и охотно делится советами в интервью, издаёт книги.

«Не совершайте ошибку, втягиваясь в этот бизнес по неправильным причинам. Если вы думаете, что это гламурно, что вы путешествуете и вокруг много красивых женщин, вы никогда не станете великим фотографом. Вы должны знать свою тему – заняться изучением моды, спросить себя почему я занимаюсь модной фотографией».

Являясь приверженцем плёнки, он не отрицает, что с недавнего времени перешёл на цифровую камеру.

«Отличие в том, что, когда я ретуширую, делаю это как аналоговый фотограф, а не цифровой. Я сорок лет провел в темной комнате, делая отпечатки, когда я сажусь за компьютер – у меня это всё в голове».

В свои 75 Альберт Уотсон снял календарь Pirelli на 2019 год. В 81 он продолжает активно снимать и путешествовать. Photo District News, назвала Уотсона одним из 20 самых влиятельных фотографов всех времен, наряду с Ирвином Пенном и Ричардом Аведоном. За свой вклад в фотографию он был награждён орденом Британской империи, премией «Грэмми» и медалью Королевского фотографического общества.

Больше работ, публикации в прессе, книги, обучающие курсы на сайте фотографа.

Автор: Инна Москальчук

Ещё
Нет ещё созданных альбомов для этой страницы.
Телеграм