Норман Паркинсон: впечатляющие цветные фотографии и культовые образы 20-го века

Норман Паркинсон (Norman Parkinson) посвятил жизнь фотографии – 70 лет в модной индустрии, без творческих пауз, ухода в тень, каждое десятилетие переосмысливая собственное искусство. В 1930-е он совершил революцию в фешн-съемке – один из первых полностью отказался от студийной фотографии и вывел моделей на улицу. Он отвез героинь своих снимков в Южную Африку, Индию, что было неслыханно по тем временам, показал, что модная фотография может быть не только портретной, но прежде всего содержательной. «Паркс», как его называли коллеги, своим творчеством изменил представление о женщине. Он часто шутил по поводу фотографов, снимающих чопорные студийные образы элегантных дам со сжатыми коленями. «Я знал только девушек, которые прыгали и бегали», - говорил он. Образ свободной женщины, уважение к её личности, легкость, юмор, безупречное мастерство и вкус стали отличительной чертой его работ. В 1980-е Норман Паркинсон стал официальным фотографом Британской королевской семьи. Его архив...

Норман Паркинсон (Norman Parkinson) посвятил жизнь фотографии – 70 лет в модной индустрии, без творческих пауз, ухода в тень, каждое десятилетие переосмысливая собственное искусство. В 1930-е он совершил революцию в фешн-съемке – один из первых полностью отказался от студийной фотографии и вывел моделей на улицу. Он отвез героинь своих снимков в Южную Африку, Индию, что было неслыханно по тем временам, показал, что модная фотография может быть не только портретной, но прежде всего содержательной. «Паркс», как его называли коллеги, своим творчеством изменил представление о женщине. Он часто шутил по поводу фотографов, снимающих чопорные студийные образы элегантных дам со сжатыми коленями. «Я знал только девушек, которые прыгали и бегали», - говорил он. Образ свободной женщины, уважение к её личности, легкость, юмор, безупречное мастерство и вкус стали отличительной чертой его работ. В 1980-е Норман Паркинсон стал официальным фотографом Британской королевской семьи. Его архив сегодня – это более полумиллиона уникальных кадров, невероятно современных, увлекающих своей содержательностью, творческими находками и талантом.

«Чтобы быть действительно великим фотографом моды, ваши снимки должны захватывать воображение и быть неподвластны времени. Это удается очень немногим. Есть много фотографов, которые снимают красиво, которые продают много одежды и делают отличную работу, но они не запечатлевают момент времени. Это особое качества, и я думаю, Паркинсон снова и снова доказывал, что оно у него есть. Каждая его работа врезается в память». – Джерри Холл, одна из постоянных и любимых моделей о Нормане Паркинсоне.

Родившись в семье лондонского адвоката, Рональд Уильям Паркинсон Сит проявил большой интерес к искусству ещё в юном возрасте. До 18 лет он проходил обучения в Вестминстерской школе – одной из старейших и лучших школ Англии (учебное заведение непрерывно существует с 14 века). Сразу после школы молодой человек вызвался в подмастерья к королевскому придворному фотографу Ричарду Н. Спайту. Спайт был известен тем, что первым снял студийный портрет королевы Елизаветы II. Что примечательно, Паркинсон не получил за свою работу и обучение ни гроша, он сам платил приличную сумму (300 фунтов стерлингов – 15 тысяч фунтов стерлингов сегодня) за возможность получать опыт в ателье Спайта.

Усовершенствовав свои профессиональные знания, вместе с партнером Норманом Кабблауйтом 21-летний Рональд открыл собственную фотостудию. Начинающие фотографы специализировались на том, что снимали портреты дебютанток – юных девушек из высшего общества. Для названия студии они объединили свои имена – так родилась «Фотостудия Нормана Паркинсона». Несмотря на то, что их партнерство оказалось недолгим, оно подарило будущему фотографу звучный псевдоним.

«Я не понимал, как кто-то может сделать себе имя и стать фотографом высокого полета с фамилией Смит», - шутил Паркинсон. Имя Рональд вызывало у него примерно те же чувства.

Его дебют в модной фотографии оказался случайностью. Редактор Harper's Bazaar Джой Рейнольд у кого-то из друзей заметил на стене пейзажные фотографии, снятые Паркинсоном в Италии, и был очарован ими. Он предложил фотографу взять двух моделей и снять их в шляпках в парке в той же манере. Так, спонтанно и естественно, родился стиль фотографии, которому Норман Паркинсон будет оставаться верен всю жизнь. Со временем этот стиль назовут – экшен-реализм, а Паркинсона нарекут его пионером.

Для него и, правда, важно было, чтобы фотография  «жила». Он отправлялся в творческие поездки в немыслимые места, умел убедить моделей на самые дерзкие, захватывающие дух кадры.

«Норман всегда оставался джентльменом. Он спрашивал – не возражаете ли вы сделать это, пожалуйста, после всегда искренне благодарил, - вспоминает Джерри Холл. – Но также он командовал: «Залезай на эту штуку!».

Леденящие кровь кадры на краю пропасти, модель наверху гигантской мраморной колонны, на нефтяной вышке, размахивающая огромным флагом, на вставшей на дыбы лошади без седла. Все, что он снимал в 1950-е-60-е выглядит сегодня невероятно современно. Нынешние фотографы цитируют самые известные снимки Паркинсона, используют его уловки и трюки, изобретенные более полувека тому назад. Сам же он крайне возмущался, когда слышал о себе определение – модный фотограф.

«Я не модный фотограф. Я – фотограф-портретист. Мне действительно нравится фотографировать людей. Именно поэтому мои модные фотографии выглядят по-другому. Девушки на них – это люди. Для меня главное правило хорошей фотографии – показать женщину с достоинством», - сказал он в телевизионном интервью.

С 1945 года, пятнадцать лет по непрерывному контракту Норман Паркинсон снимал для Vogue. Он открыл миру многих звездных моделей, среди них – мать актрисы Умы Турман – Нена фон Шлебрюгге, будущий креативный директор Vogue, а тогда начинающая модель – Грейс Каддингтон, он сделала лучшие снимки Джерри Холл, которые принесли ей мировую известность, тесно сотрудничал с моделью Кармен Делл'Орефис (занесена в книгу рекордов Гиннесса как модель с самой долгой и успешной подиумной карьерой, ей 91 год). В 1960-е Паркинсон перешел в конкурирующее издание – возобновленный журнал Queen. Бурная энергия издания идеально воплощала свингующие 60-е. В Queen Magazine он снимал знаковых личностей своей эпохи – группы «the Beatles», «Rolling Stones», множество других звезд. С приходом в Vogue Дианы Вриланд в качестве редактора Паркинсон вновь вернулся к сотрудничеству с этим журналом.

Его фотография была остроумна, свежа, но всегда технически безупречна. Хоть сам фотограф уверял, что не пользовался экспонометром практически никогда, его идеальный баланс экспозиции – соотношения света и тени на снимке до сих пор будоражит умы знатоков фотографии. На съемках при нем всегда было две среднеформатные камеры Hasselblad и две 35-миллиметровые Nikon F.

Он не был авторитарным, но умел убеждать моделей на абсолютные безумства только благодаря своему невероятному обаянию. Высокий, худощавый, всегда вызывающе, но в то же время элегантно одетый. В неизменной шапочке-феске на голове, которая верил приносит ему удачу. С огромными седыми, подкрученными как Сальвадора Дали усами, он часто сам появлялся в кадре, придавая изображению особый колорит.

«Мне сложно понять, почему профессия фотографа должна быть неряшливой, - возмущался Паркинсон. – Почему она заполнена людьми, которые носят грязные джинсы. Я считаю, что даже на этом этапе фотография должна выглядеть собрано и опрятно».

С 1963 года Норман Паркинсон ушел в свободное плаванье и стал фотографом-фрилансером. Вместе с третьей женой Вендой Роджерсон – неизменной музой на протяжении сорока лет, он перебрался на идиллический карибский остров Тобаго. В середине 1970-х он стал первым модным зарубежным фотографом, посетивших Советский Союз. Съемка из этой поездки, с участием Джерри Холл и Грейс Каддингтон, была опубликована в британском Vogue. В 1975 году Норман Паркинсон стал официальным фотографом Британской монархии.

Осознавал ли он свой вклад в развитие современной модной фотографии? Фотограф часто шутил, что его снимки – дело рук сказочных гремлинов, которые живут в камере, называл фотографию не искусством, а колдовством. До глубокой старости он «играл» в фотографию, каждый раз, как в детстве, забавляясь любимым калейдоскопом, удивлялся как свет, цвет, движение, личность способны соединиться таким невообразимым образом и создать подлинное чудо.

Фотографа не стало в феврале 1990 года. Он умер в возрасте 76 лет, во время натурных съемок в Малайзии. Его последние серией стала «Сказка о русалке», которая была опубликована в качестве обложки журнала Town and Country.

Больше информации на сайте фотографа.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Чандрика Ангади с двумя собаками в одежде Saint Laurent, Vogue, июль 1970 года. Фотограф Норман Паркинсон
Vogue, декабрь 1947 г. Фотограф Норман Паркинсон
Харди Эмис с Фионой Кэмпбелл-Уолтер из Новой Зеландии, 1953 год. Фотограф Норман Паркинсон
Фотомодель позирует в нижнем белье для рекламы духов, 1951 год. Фотограф Норман Паркинсон
Фрауке Кваст с Лебедем, 1984 год. Фотограф Норман Паркинсон
Уроженка Австралии и драматург Маргарет Вайнер. Vogue, июнь 1943 года. Фотограф Норман Паркинсон
Фетровая шляпа-каска от Эрика и прическа от Андре Хьюго. Vogue, август 1944 года, в статье Шляпы, обнимающие голову. Фотограф Норман Паркинсон
У здания парламента в серо-черном клетчатом костюме от Koupy и белой шляпе-блюдце от Elizabeth Hellier. Vogue, апрель 1952 г. Фотограф Норман Паркинсон
Ткацкая фабрика Wenda Parkinson в Шотландии, Vogue, февраль 1952 года. Фотограф Норман Паркинсон
Три твидовых жакета и юбки с разными пуделями для журнала Vogue, март 1958 года. Фотограф Норман Паркинсон
Тельма Блей позирует для рекламы салона Harrods, май 1938 года. Фотограф Норман Паркинсон
Твид от Jaeger, недалеко от Литтл-Комптона для Harpers Bazaar, сентябрь 1937 г. Фотограф Норман Паркинсон
Твидовый костюм от Jaeger Utility, сумка из крокодиловой кожи от Lederer, Vogue, октябрь 1948 года. Фотограф Норман Паркинсон
Твигги для Vogue, февраль 1967 года. Фотограф Норман Паркинсон
Твигги для Vogue, февраль 1967 года. Фотограф Норман Паркинсон
Твигги в свадебном образе Джона Бейтса для Джин Варон, Vogue, февраль 1967 года. Фотограф Норман Паркинсон
Твигги для Vogue, февраль 1967 года. Фотограф Норман Паркинсон
Таня Маллет Энн Ларсон на спинах двух ослов. Топы Christy в DH Evans, Lacanshire, Vogue, март 1960 г. Фотограф Норман Паркинсон
Твигги в свадебном образе Джона Бейтса для Джин Варон, Vogue, февраль 1967 года. Фотограф Норман Паркинсон
Костюм Worsted с плиссированной юбкой от Strassner. Vogue, ноябрь 1945 г., в статье Лондонские коллекции. Фотограф Норман Паркинсон
Сьюзен Абрахам для Vogue, 1952 год. Фотограф Норман Паркинсон
Съемка напротив здания парламента в Лондоне вдоль реки Темзы для австралийского Vogue, 1951 год. Фотограф Норман Паркинсон
Сьюзан Абрахам в вечернем платье из лондонских коллекций для Vogue, март 1951 года. Фотограф Норман Паркинсон
Съемка для Vogue, март 1951 года. Фотограф Норман Паркинсон
Съемка для австралийского Vogue в Лондоне, 1951 год. Фотограф Норман Паркинсон
Съемка для Queen в Нью-Йорке, август-декабрь 1963 года. Фотограф Норман Паркинсон
Великобритания, 1938 год. Фотограф Норман Паркинсон
Рене Ашерсон (1915–2014) в белом атласном платье с цветочным принтом. Победный номер Vogue, июнь 1945 г., в статье Снова я. Фотограф Норман Паркинсон
Снимок на заднем сиденье мотоцикла на лондонской улице для журнала Vogue, апрель 1974 года. Фотограф Норман Паркинсон
Среди рыбацких лодок. Снято в заливе Хаут на мысе Доброй Надежды в Южной Африке, март 1951 г. Фотограф Норман Паркинсон
Нет доступных фотографий