М. Найт Шьямалан: признанный мастер мистических триллеров, закрученных сюжетов и неожиданных финалов

М. Найт Шьямалан – признанный мастер мистических триллеров, сюжетов с двойным дном и закрученных концовок. При этом и карьера режиссёра отмечена феноменальными поворотами: его работы объявляли то лучшими фильмами года, то главным разочарованием в мире кино. В своём творчестве Шьямалан замечательно сочетает истории с моралью и духовным подтекстом, классический саспенс и любовь к комиксам. Последняя настолько велика, что он даже создал авторскую супергеройскую вселенную. Но наилучшим образом Шьямалану удаются малобюджетные камерные триллеры, многомиллионные блокбастеры – не его стихия.

Индийско-американский кинорежиссёр М. Найт Шьямалан (настоящее имя Манодж Нелльятту Шьямалан) родился 6 августа 1970 года в Индии. Вскоре после его появления на свет семья переехала в Пенсильванию, где Шьямалан провёл большую часть жизни и создал львиную долю своих кинокартин. Под влиянием Стивена Спилберга и других мастеров кино к 17 годам он уже снял 45 домашних фильмов.

Свой полнометражный дебют...

М. Найт Шьямалан – признанный мастер мистических триллеров, сюжетов с двойным дном и закрученных концовок. При этом и карьера режиссёра отмечена феноменальными поворотами: его работы объявляли то лучшими фильмами года, то главным разочарованием в мире кино. В своём творчестве Шьямалан замечательно сочетает истории с моралью и духовным подтекстом, классический саспенс и любовь к комиксам. Последняя настолько велика, что он даже создал авторскую супергеройскую вселенную. Но наилучшим образом Шьямалану удаются малобюджетные камерные триллеры, многомиллионные блокбастеры – не его стихия.

Индийско-американский кинорежиссёр М. Найт Шьямалан (настоящее имя Манодж Нелльятту Шьямалан) родился 6 августа 1970 года в Индии. Вскоре после его появления на свет семья переехала в Пенсильванию, где Шьямалан провёл большую часть жизни и создал львиную долю своих кинокартин. Под влиянием Стивена Спилберга и других мастеров кино к 17 годам он уже снял 45 домашних фильмов.

Свой полнометражный дебют Шьямалан выпустил в 1992 году. Духовная драма «Яростная молитва» (Praying with Anger) – целиком авторский продукт. Историю о молодом американце индийского происхождения, который отправляется в Индию, чтобы узнать о своих корнях, Шьямалан сам написал, режиссировал, продюсировал и исполнил главную роль. Уже в 1999 году он вписал своё имя в историю кинематографа, выпустив фильм «Шестое чувство». Этот психологический триллер имел громадный кассовый успех и тотальные одобрительные отзывы. В нём автор затронул основные темы и элементы, характерные для всей его последующей фильмографии: вопросы, касающиеся веры, персонажи с трагическим прошлым, сверхъестественные явления и, конечно же, неожиданный финал.

Шьямалан – один из немногих кинематографистов, которые создают уникальные истории. За исключением «Повелителя стихий» (2010), снятого по мотивам мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге», все свои картины М. Найт Шьямалан создал по собственным оригинальным сценариям. Попытки работать в развлекательных голливудских традициях, сохраняя авторскую индивидуальность, подразумевают компромисс, который не всегда увенчивался успехом. Но критические провалы Шьямалана не остановили от художественных экспериментов. «Мне думается, что всё стремится к центру, к точке, где находится истина, и моя обязанность заключается в том, чтобы противостоять мнениям и просто делать своё дело», – говорит автор.

После 2000-х его карьера вошла в нестабильную фазу. Каждый последующий фильм сравнивали с «Шестым чувством» и давали всё меньше положительных отзывов. Низших оценок режиссёр достиг с «Повелителем стихий», хотя материал включил интересную буддистско-индуистскую философию и собственное режиссёрское видение мира. О своей реакции на критиков в одном из интервью Шьямалан сказал:

«Когда я снял "Пробуждение" (1998), они сказали, что я ничего не стою. Год спустя я выпустил "Шестое чувство" (1999) и те же критики назвали меня мастером. Ещё через год я представил "Неуязвимого" (2000), и они назвали меня претенциозным. Затем я выпустил "Знаки" (2002) и меня назвали новым Спилбергом. После "Девушки из воды" (2006) сказали, что я эгоист и шарлатан. После "Повелителя стихий" (2010) я снова никчемный режиссёр. Когда выйдет следующий фильм, вероятно, меня назовут мастером. А затем снова шарлатаном. Отзывы критиков настолько бросает из стороны в сторону, что их нельзя воспринимать всерьёз».

В то самое время, когда от него уже ничего не ожидали, Шьямалан восстановил свою репутацию с очередными картинами: «Сплит» и «Стекло». Объединившись с детективным триллером «Неуязвимый», они сложились в трилогию о супергероях, принадлежащих авторской вселенной Шьямалана. Его творческому гению не раз удавалось удивлять кинозрителей и, очевидно, М. Найт Шьямалан ещё преподнесёт нам нечто особенное, выверенное с собственным кинематографическим чутьём.

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм