Маргарет Бурк-Уайт: бесстрашное свидетельство

Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) – первая женщина-военный корреспондент, первый западный фотокор в СССР, первая женщина-фотограф журнала Life. Бурк-Уайт побывала в эпицентре самых крупных военных конфликтов. Ей чудом удалось спастись с торпедированного судна по пути в Северную Африку, Маргарет попала под обстрел люфтваффе, бомбардировку в Москве и выжила после крушения вертолёта. За поразительную смелость и живучесть Бурк-Уайт получила прозвище «Несокрушимая Мэгги». Она в числе первых добралась до концентрационного лагеря Бухенвальд и сняла там душераздирающие кадры. О снимках Бурк-Уайт говорят «они кричат на странице», её главным стремление было – показать правду о человеке.

Намёки на «слабый пол» при оценке её работы выводили Маргарет из себя. «Женщина не должна торговать тем фактом, что она женщина», - повторяла она. Когда в штате Кентукки случилось большое наводнение в 1937 году и взлетно-посадочные полосы затопило, Маргарет поплыла на плоту через весь город, чтобы...

Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) – первая женщина-военный корреспондент, первый западный фотокор в СССР, первая женщина-фотограф журнала Life. Бурк-Уайт побывала в эпицентре самых крупных военных конфликтов. Ей чудом удалось спастись с торпедированного судна по пути в Северную Африку, Маргарет попала под обстрел люфтваффе, бомбардировку в Москве и выжила после крушения вертолёта. За поразительную смелость и живучесть Бурк-Уайт получила прозвище «Несокрушимая Мэгги». Она в числе первых добралась до концентрационного лагеря Бухенвальд и сняла там душераздирающие кадры. О снимках Бурк-Уайт говорят «они кричат на странице», её главным стремление было – показать правду о человеке.

Намёки на «слабый пол» при оценке её работы выводили Маргарет из себя. «Женщина не должна торговать тем фактом, что она женщина», - повторяла она. Когда в штате Кентукки случилось большое наводнение в 1937 году и взлетно-посадочные полосы затопило, Маргарет поплыла на плоту через весь город, чтобы сделать снимки.

То, что Мэгги растет непохожей на сверстников, было понятно ещё в раннем детстве. Она обожала насекомых, змей, лягушек.

«Я представляла себя ученой, идущей в джунгли, приносящей образцы для музеев естественной истории и делающей всё то, чего никогда не делают женщины».

Страсть к исследованию сильно сблизили Маргарет с отцом. Джозеф Уайт был инженером-изобретателем. Порою, посещая фабрики, где использовалось его оборудование, он брал с собой дочь.

«В мгновение ока темноту разорвала внезапная магия текучего металла и летящих искр. Я с трудом могу описать свою радость. Для меня в том возрасте литейный цех олицетворял начало и конец всей красоты».

Джозеф был заядлым фотографом и Маргарет не раз помогала ему проявлять снимки, но сама увлеклась фотографией уже будучи студенткой колледжа. Начиная с Колумбийского, она сменила семь университетов. Неугомонная Мэгги изучала фотографию, искусство, танцы, плавание, герпетологию, палеонтологию и зоологию. В Корнелле у неё возникла идея снять кампус на свой подержанный фотоаппарат и немного подзаработать на снимках. Фотографии получились отличные. К ней начали обращаться архитектурные фирмы с предложением провести съёмку. Так Бурк-Уайт стала одним из пионеров промышленной фотографии, хотя никогда об этом не мечтала. О Маргарет говорили: «она может сделать машины красивыми, а фабрику превратить в готический собор». Величественные снимки сталелитейных заводов Otis стали вершиной её портфолио. Девушке тут же предложили работу штатного фотографа журнал Fortune. Снимая для Fortune ей удалось стать первым западным фотокором, которому разрешили въезд в Советский Союз. Маргарет горела мечтой снять индустриализацию «страны за железным занавесом».

«Ни одному иностранному фотографу не разрешалось пересекать границу, чтобы непосредственно взглянуть на то, что происходило в рамках советского пятилетнего плана».

Бурк-Уайт больше месяца почти ежедневно приходила в советское посольство в Берлине (там она находилась по работе) пока не была получена виза. В СССР она побывала трижды. Ей удалось снять не только фабрики и заводы, показать как живут люди, но сделать портрет матери Сталина, поговорить с ней. Она оказалась единственным иностранным фотографом, который присутствовал во время нападения Германии на Советский Союз. Маргарет сняла первую бомбёжку, эвакуацию детей, авианалёт.

Уникальность снимков Бурк-Уайат в том, что она старалась сделать кадр, наполненный содержанием. Ей хотелось показать своё отношение к происходящему, но также рассказать историю. Каждый кадр словно фото-эссе, повествование о пережитом и увиденном. «Я чувствую, что абсолютная правда необходима», - повторяла она.

В 1945 году, не раздумывая, она согласилась сопровождать американского генерала Джорджа Паттона в его поездке по Германии. Маргарет попала в концлагерь Бухенвальд и сняла там выживших заключенных, горы обнаженных тел, газовые камеры. Она запечатлела также семьи нацистский чиновников, покончившие жизнь самоубийством. Бурк-Уайт повторяла, что фотокамера спасла её и стала барьером от сокрушительной действительности. Отец Маргарет был польским евреем, она держала это в секрете и от этого ещё острее переживала увиденное.

О себе Бурк-Уайт шутила, что интуиция её никогда не подводит и она оказывается именно там, где будут «происходить» новости. Следуя чутью, она сняла культовый портрет индийского лидера Махатмы Ганди в день его убийства в 1946 году. К тому времени Бурк-Уайт работала корреспондентом журнала Life, была первой женщиной-фотографом этого популярного издания. Для Life, рискуя жизнью, она сняла свои лучшие репортажи. В 1950-х Бурк-Уайт фиксируя войну в Корее, сделала самую неоднозначную фотографию – снимок отрубленной головы военнопленного на фоне ухмыляющегося палача.

В 50-летнем возрасте Маргарет пришлось отойти от дел. Ей поставили диагноз – болезнь паркинсона. С недугом она сражалась также мужественно. Перенесла две сложные операции на головном мозге, но так и не смогла восстановиться. До последних дней 67-летняя Бурк-Уайт была занята написанием автобиографии и упорядочиванием архива.

Коллега по Life Шон Каллахан трогательно описывает последние месяцы и дни легенды фотожурналистики.

«Паралич не затронул её глаз, глаза буквально танцевали, заменяя жест, тон и позу. В свои последние минуты она могла лишь морганием произнести «да» и «нет». Когда она ушла, как и подобает героической Маргарет, глаза исчезли последними».

Наследие Маргарет Бурк-Уайт – более десяти книг, обширный архив работ находятся в ряде музеев, а также коллекции Библиотеки Конгресса США. Рукописи, памятные вещи, фотографии в коллекции Сиракузского университета.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм