Авангардные советские плакаты к фильмам

Раритетные коллекционные экземпляры советских киноафиш, созданных в короткий период с 1920 по 1930-е годы, занимают топовые позиции среди лотов мирового арт-рынка. Художники-авангардисты, которые их создавали, стремились предложить зрителю новое видение уже привычных вещей и жизни в целом. Почти десятилетие новаторства и экспериментов, свержение классических и академических основ, переосмысление всех форм искусства, поиск нового языка нашли отражение в ярком периоде, именуемом – советский авангард. Братья Стенберги, Александр Родченко, Михаил Дуглач, Александр Наумов и многие другие художники того времени – благодаря их новаторству и смелым идеям жанр киноплаката достиг уровня высокого искусства.

«Чтобы научить человека новому стремлению, ему должны быть показаны повседневные знакомые предметы с совершенно неожиданными перспективами и в неожиданных ситуациях», - говорил Александр Родченко. Сам он создал не так уж много киноафиш, но его уникальный опыт в искусстве фотографии,...

Раритетные коллекционные экземпляры советских киноафиш, созданных в короткий период с 1920 по 1930-е годы, занимают топовые позиции среди лотов мирового арт-рынка. Художники-авангардисты, которые их создавали, стремились предложить зрителю новое видение уже привычных вещей и жизни в целом. Почти десятилетие новаторства и экспериментов, свержение классических и академических основ, переосмысление всех форм искусства, поиск нового языка нашли отражение в ярком периоде, именуемом – советский авангард. Братья Стенберги, Александр Родченко, Михаил Дуглач, Александр Наумов и многие другие художники того времени – благодаря их новаторству и смелым идеям жанр киноплаката достиг уровня высокого искусства.

«Чтобы научить человека новому стремлению, ему должны быть показаны повседневные знакомые предметы с совершенно неожиданными перспективами и в неожиданных ситуациях», - говорил Александр Родченко. Сам он создал не так уж много киноафиш, но его уникальный опыт в искусстве фотографии, живописи и графике сильнейшим образом повлиял на советскую традицию киноплаката. «Динамическая диагональ», которую без преувеличения можно назвать «диагональю Родченко» стала главным маркером того самого авангардного советского плаката.

В 1920-30-е в подчинении «Совкино» находились четыре киностудии и более двадцати производственных отделений, работа которых была сосредоточена на собственном выпуске киноплакатов. Группа талантливых молодых художников в числе Георгия и Владимира Стенбергов, Николая Прусакова, Григория Борисова, Михаила Дуглача, Александра Наумова, Леонида Воронова, Иосифа Герасимовича была нанята «Рекламкино» (отдел «Совкино») для создания киноафиш. Плакатное искусство позволило им выйти за рамки привычных форм живописи и создать плакаты, которые обладали уникальным изобразительным языком. Используя технику фотомонтажа, цвет, коллаж, градиент, искаженные ракурсы, динамические линии и типографию, советские авангардисты абсолютно утилитарный киноплакат превратили в предмет искусства и объект коллекционирования в будущем.

Взаимодействуя с создателями картин – тем же Сергеем Эйзенштейном и Дзигой Вертовым, вдохновляясь их кинонаходками, художники также открывали для себя новое видение мира, это не могло не найти отражения в созданных ими киноафишах. Чего стоит постер Родченко к картине «Броненосец «Потемкин» с двумя пушками, симметрично вытянутыми вперед и напоминающие стальные руки. Ступени лестницы он вообще сделал главной темой своих снимков и графических работ.

Кубизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм, фовизм, экспрессионизм – все плавилось в общем котле авангарда. Для киноафиши «Великая трагедия маленькой женщины» (1929) Николай Прусаков «расчленяет» пару человеческих фигур и решетку радиатора автомобиля, создавая визуальный хаос. Разделение фигуры на части встречается на многих киноплакатах. Подобно кубистам, художники стремятся показать таким образом многогранность и сложность мира героев фильма. Светотень в форме градиента, как отсылка к работам Казимира Малевича. Использование простых геометрических фигур – линии, треугольника круга – для передачи настроения, выразительной композиции. Увлечение различными текстурами отсылают к творчеству Владимира Татлина и Пабло Пикассо.

Если говорить о звездах того времени, то такими, безусловно, стоит считать братьев Стенбергов. Созданные ими афиши на мировом арт-рынке имеют самую высокую цену среди работ советских плакатистов. Художники добились яркого сюрреалистического эффекта в своих киноафишах, используя технику фотомонтажа, экспериментируя с цветом, шрифтами, повторами и масштабом.

Создав прототип специального проектора, они проецировали диафильмы на своих плакаты, копируя, а также искажая лица и тела. Эта техника придавала работам Стенбергов их собственный узнаваемый почерк. Начиная со своего первого постера – «Глаза любви» (1924) они разработали более 300 плакатов. Часто братьям приходилось работать с зарубежными прокатными кинокартинами. Один из ярких, запоминающихся киноплакатов, создан ими для немецкой киноленты «Шесть девушек ищут пристанища». Фигуры девушек напоминают узор из чередующихся прямоугольников, похожий на мерцание кинопроектора. В 1933 году Георгий Стенберг погиб, разбившись на мотоцикле. Владимир продолжил работать и после смерти брата.

Период советского авангарда длился десять лет. В 1930 году был основан директорий «Союзкино» для контроля над кинопроизводством и дистрибуцией, тогда же перестали существовать независимые художественные группы.

Большая популярность советского авангардного киноплаката на Западе и, в частности, в Америке – еще одна важная примета высокой ценности, созданных в тот период работ. Приезжая в Советский Союз, профессиональные дилеры покупали почти задаром плакаты и киноафиши. Именно в Америке сегодня находится наибольшее количество галерей, в которых можно приобрести плакат советской эпохи. В 1995 году американка Сюзан Пак, собрав обширную коллекцию авангардных киноафиш 1920-30-х годов, издала книгу о советском плакате. Периодически в разных галереях проходят большие ретроспективы авангардного советского киноплаката.

Коллекционеры сетуют, что большое количество плакатов было попросту уничтожено. Найти оригинальные работы Стенбергов, Родченко, Эль Лисицкого считается огромной удачей. Так, плакат «Человек с кинокамерой» братьев Стенберг был куплен за 163 тысячи долларов. Их работа «Симфония большого города» ушла с молотка за 49 тысяч долларов. Озвученная стоимость не завышена, поскольку большинство афиш встречается в единственном экземпляре.

В нашей подборке представлены подлинные сокровища того периода. Все киноплакаты в большом формате и доступны для скачивания.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Прикреплённые публикации
Лента
Ещё нет активности