Игорь Мухин: советский рок и время перемен в снимках главного фотографа 90-х

Игорь Мухин снимал в эпоху перемен, но не с позиции хроникёра. Вместо летописи политических и социальных событий во внимании автора более тонкие материи – сама атмосфера времени, настроения людей, проницаемая грань между прошлым и будущим. Его фотоистории чёрно-белые, плёночные и полные жизни. В них притягательность большого города во всей его непредсказуемости и динамичности. Герои русского рока. Молодёжь, которая мечтает, бунтует, целуется.

Автору замечательно удаётся снимать, словно находясь внутри сцены, и в то же время, будучи отстранённым. «Нужно добиться того, чтобы это была фотография "врасплох", но нужно, чтобы персонажу, который мне доверился, даже не замечая меня, было уютно», – определяет свою позицию фотограф.

Игорь Мухин родился в 1961-м году в Москве. В техникуме получил профессию «слесарь-водопроводчик», работал техником по отоплению, ночным сторожем. Фотографией увлёкся с шестнадцати лет, но лишь в двадцать четыре осознал, что в этом занятии его призвание....

Игорь Мухин снимал в эпоху перемен, но не с позиции хроникёра. Вместо летописи политических и социальных событий во внимании автора более тонкие материи – сама атмосфера времени, настроения людей, проницаемая грань между прошлым и будущим. Его фотоистории чёрно-белые, плёночные и полные жизни. В них притягательность большого города во всей его непредсказуемости и динамичности. Герои русского рока. Молодёжь, которая мечтает, бунтует, целуется.

Автору замечательно удаётся снимать, словно находясь внутри сцены, и в то же время, будучи отстранённым. «Нужно добиться того, чтобы это была фотография "врасплох", но нужно, чтобы персонажу, который мне доверился, даже не замечая меня, было уютно», – определяет свою позицию фотограф.

Игорь Мухин родился в 1961-м году в Москве. В техникуме получил профессию «слесарь-водопроводчик», работал техником по отоплению, ночным сторожем. Фотографией увлёкся с шестнадцати лет, но лишь в двадцать четыре осознал, что в этом занятии его призвание. Работы Мухина регулярно выставляются в московских галереях с 1987 года. За границей его встречают как яркого представителя современной русской фотографии. Два снимка Мухина из серии «Молодёжь большого города» вошли в список самых дорогих советских фоторабот.

Мухин – культовый фотограф российского рока, влюблённый в 1990-е. Даже его современные снимки легко принять за далёкие эпохальные. «Снимаешь в 2017-19 годах, а получаются 90-е, – говорит Мухин. – Может быть, видение у меня такое, сломанный глаз. Мой почерк – он выглядит таким образом, и неважно, снимаешь ты тогда или сегодня».

«Я снимал рок-н-ролльную молодёжь в СССР: Гребенщикова, Цоя, публику на концертах… Потом у меня был перерыв. Снимать город было практически невозможно – рухнула империя, люди потеряли работу, была сильная агрессия», – рассказывает Мухин. К середине 90-х он вернулся к стрит-фотографии.

Его девяностые сотканы из витающих в пространстве, едва уловимых ощущений смятения, надежды, отчаяния, страха и радости. Это девяностые рядового человека в менявшейся реальности с бесконечной стройкой, митингами, нелегальной торговлей, первыми ларьками. И в то же время ни у одного из фотолетописцев того времени нет такого количества деликатно запечатлённых поэтичных кадров с обнимающимися и целующимися парами, как у Игоря Мухина.

В фотокниге «Weekend» автор направил объектив в сторону отдыхающих людей. Поместив на обложку персонажа в шубе и шлёпанцах (смотрите в альбоме), фотограф не оставляет сомнений – перед нами опять-таки гимн жизни, внутренней свободы и, возможно, «витальность на грани срыва».

Игорь Мухин преподаёт в Московской школе фотографии имени Родченко и регулярно выставляет свои работы на международном уровне. На счету фотографа свыше десятка авторских книг, чьи названия говорят сами за себя: «Рождённые в ССCР» (2005), «Моя Москва» (2012), «Я видел рок-н-ролл» (2016), «Weekend» (2017), «В поиске монументальной пропаганды» (2018), «Москва Light» (2019), «Игорь Мyхин. Девяностые». Его работами обогатились коллекции как отечественных, так и зарубежных музеев – от Московского Дома фотографии и Третьяковской Галереи до Музея современного искусства в Нью-Йорке и в Вене. Работами делится на личном сайте и в Instagram.

Читать ещё ...
Ленинград, 1987. Из проекта Я видел рок-н-ролл. Фотограф Игорь Мухин
Мифодий и Юля, НИИ Косметики, Москва, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Квартирник, Москва, 1987. Из проекта Я видел рок-н-ролл. Фотограф Игорь Мухин
Ленинград, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Значки и ордена. Москва, 1987. Фотограф Игорь Мухин
Кафе Турист, Москва, 1987. Фотограф Игорь Мухин
Жанна Агузарова, 1985. Фотограф Игорь Мухин
Жан Сагадеев, Москва, 1992. Фотограф Игорь Мухин
Группа ОБЕРМАНЕКЕН, 1988. Фотограф Игорь Мухин
Джоанна Стингрей, Артемий Троицкий, Виктор Цой, Юрий Каспарян. Ленинград, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Ёж (Валерий Лысенко), Мистир Твистер, Москва, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Группа НИИ Косметики, Москва, 1987. Фотограф Игорь Мухин
Гарик Сукачёв, Москва, 1987. Фотограф Игорь Мухин
Вильнюс, 1987. Фотограф Игорь Мухин
Вильнюс, СССР, 1987. Фотограф Игорь Мухин
Виктор Цой, квартирник, Москва, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Виктор Цой и Каспарян (Кино), Ленинград, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Виктор Цой в автобусе, Москва, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Борис Гребенщиков, Ленинград, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Анатолий Крупнов, Москва, 1988. Фотограф Игорь Мухин
Артемий Троицкий, Москва, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Александр Башлачёв. Москва, 1987. Фотограф Игорь Мухин
Хлеб. Москва, 1987. Фотограф Игорь Мухин
Электросудорожная терапия (Э. С. Т.). Москва, 1992. Фотограф Игорь Мухин
Паук, Воробей и Ко. Москва, 1985. Фотограф Игорь Мухин
ОБЕРМАНЕКЕН, 1988. Фотограф Игорь Мухин
Магнитофон. Москва, 1985. Фотограф Игорь Мухин
Колбасы. Борис Гребенщиков, Ленинград, 1986. Фотограф Игорь Мухин
Значки. Ленинград, 1987. Фотограф Игорь Мухин
Москва, 1996. Фотограф Игорь Мухин
Нет доступных фотографий