Эдвард Стайхен: от поэзии образов к реализму

На фотографиях Эдварда Стайхена (Edward Steichen) вырос каждый второй фотограф с мировым именем, многие признаются, что его снимки стали источником вдохновения и отправной точкой. За его работы стоимостью в миллионы долларов сегодня сражаются коллекционеры. Во многих направлениях он заявил себя первопроходцем. В 1932 году Эдвард Стайхен снял первую цветную обложку для Vogue. Он сделал художественную фотографию коммерческой, а рекламные образы превратил в подлинное искусство. Стайхена считают первым модным фотографом, мульти-творцом. Он снимал пронзительные портреты, моду, архитектуру, документировал мировые войны, занимался дизайном, курировал выставки. Его творчество непрерывно эволюционировало. Тот, кого ещё при жизни стал классиком фотографии, словно прожил несколько разных судеб.

Его личную и творческую эволюцию красноречиво иллюстрируют автопортреты, снятые Стайхеном в течение 27 лет. На самом раннем утонченном и поэтичном он, юный, держит в руках палитру. Его послание –...

На фотографиях Эдварда Стайхена (Edward Steichen) вырос каждый второй фотограф с мировым именем, многие признаются, что его снимки стали источником вдохновения и отправной точкой. За его работы стоимостью в миллионы долларов сегодня сражаются коллекционеры. Во многих направлениях он заявил себя первопроходцем. В 1932 году Эдвард Стайхен снял первую цветную обложку для Vogue. Он сделал художественную фотографию коммерческой, а рекламные образы превратил в подлинное искусство. Стайхена считают первым модным фотографом, мульти-творцом. Он снимал пронзительные портреты, моду, архитектуру, документировал мировые войны, занимался дизайном, курировал выставки. Его творчество непрерывно эволюционировало. Тот, кого ещё при жизни стал классиком фотографии, словно прожил несколько разных судеб.

Его личную и творческую эволюцию красноречиво иллюстрируют автопортреты, снятые Стайхеном в течение 27 лет. На самом раннем утонченном и поэтичном он, юный, держит в руках палитру. Его послание – успех фотографии как искусства может быть достигнут только благодаря живописному мастерству. Портрет 1917 года, перед участием Стайхена в войне, прямой и открытый. У него в руках камера, на этот раз он говорит о фотографии, как фиксации реальности, о её самоценности. Третий портрет – Стайхен-наблюдатель. Он достиг славы, испытал себя в разных областях, его мировоззрение изменилось. Поэтическое начало отброшено, он утверждает, что фотография – это прежде всего способ сказать правду человеку о человеке.

Эдуард Жан Стайхен родился 27 марта 1879 года в небольшом городке Бейвенг на юге Люксембурга. Его семья переживала финансовые трудности и вынуждена была эмигрировать в Соединённые Штаты Америки. Их переезд был частью «большого исхода люксембуржцев» в конце девятнадцатого века из-за сложной экономической ситуации в стране. В Америке Эдуард стал Эдвардом (на английский манер), его мать Мари Кемп также перевела своё имя как Мэри. В Штатах она открыла шляпное ателье, которое кормило семью. Отец Стайхена – Жан-Пьер подорвал здоровье на рудниках, остаток жизни он посвятил уходу за садом, выращиванию овощей и фруктов. Эту страсть он передал Эдварду и его младшей сестре.

Стайхен учился в католическом колледже, который казался ему невероятно скучным. Он много времени посвящал живописи. Был страстно увлечён творчеством Клода Моне, Джеймса Уистлера, Огюста Родена. Изучал мастерство художников в библиотеке и не пропускал ни одного выпуска журнала «Американский фотограф-любитель», издаваемого Альфредом Стиглицем.

В 16 лет Эдвард бросил колледж, на деньги матери купил свой первый фотоаппарат, и устроился учеником в литографскую мастерскую. Его фотографический дебют обернулся забавным казусом. Из 50 кадров отснятой плёнки, чётким получился всего один – сестры за фортепиано. Отец посчитал подобный опыт катастрофой, а мать заявила, что фотография получилась такой красивой и замечательной, что она стоила 49 неудач.

Стайхен был вдохновлён её поддержкой. Он начал активно практиковать съёмку. Юного фотографа увлёк пикторализм. Ему нравилась поэзия нечетких контуров, загадочная дымка, живописность силуэтов. Чтобы добиться туманного эффекта, Стайхен плевал на объектив и пинал штатив во время съёмки. Одна из работ того периода – «Дама в дверном проёме» была хорошо принята на Филадельфийском салоне в 1899 году. Стайхен неустанно экспериментировал и участвовал в выставках со своими работами. Его называли вундеркиндом фотографии. В 25 лет он снял одну из самых известных и, как оказалось, самых дорогостоящих своих работ – «Озеро в лунном свете» (В 2006 эта фотография Стайхена была продана на аукционе Сотбис почти за 3 миллиона долларов). Огюст Роден, пребывая в восторге от живописности и символизма изображения, сравнил фотографию с бодлеровским храмом, его одушевлённой природой, способной наблюдать. «Деревья словно живые колонны отражают сами себя, а луна, скрытая ими, следит за зрителем», - трактовал он снимок Стайхена.

С Роденом Стайхен познакомился во время велосипедной поездки по Европе, в которую он отправился с лучшим другом. Почти год он будет фотографировать работы скульптора и назовет его «крёстным отцом». В Париже Стайхен начал посещать курсы живописи при Академии Жюлиана, но быстро бросил, ему не нравился излишний академизм. Стайхена влекло творчество импрессионистов, их спонтанность, живописность, он стремился отразить это в своих снимках.

Всё в его жизни происходило стремительно. В 1902 году в Париже проходит первая выставка Стайхена. Вскоре он возвращается в США и в Нью-Йорке знакомится с фотографом и редактором Альфредом Стиглицем, деятельность которого восхищала его с ранней юности. Стиглиц покупает у Стайхена три его фотографии и это для начинающего фотографа большой успех. Он приглашает Стайхена присоединиться к движению пикторалистов, публикуется его снимки в журнале Camera Work. Совместно они начинают заниматься галерейным искусством. Приглашают в Америку с выставками художников Анри Матисса, Поля Сезанна Пабло Пикассо.

Этот возвышенный, романтический период, фактически, длится до первой мировой войны. В военное время Стайхен поступает на службу. Он занимается аэрофотосъёмкой, организовывает мобильные фотолаборатории в зоне боевых действий. С войны он возвращается другим человеком. Ожесточённым и разочарованным. Разводом заканчивается его первый брак. Стайхен рвёт с пикторализмом, он сжигает часть своих живописных работ в саду, считая их слишком вычурными, и принимает решение посвятить себя «прямой» фотографии. Для него важно документировать ужасы войны. Фотограф считает, это может послужить предостережением для будущих поколений. Он одержимо снимает в новом для себя стиле, привносит творчество в коммерческую фотографию и изобретает то, что сейчас известно как модная фотография. Стайхен использует источники искусственного света, высокую контрастность, чёткий контур изображения, геометрические фоны. В 1923 году – он самый высокооплачиваемый профессионал своего времени, главный фотограф журналов Condé Nast's в Vogue и Vanity Fair. Стиглиц не прощает ему такого «отступничества», их пути расходятся.

Стайхен пытается довести свое видение реальности в фотографии до абсолюта. Даже снимая обычную чашку с блюдцем, он делает более тысячи снимков, чтобы изображение получилось эталонным. Использует различные системы освещения, чтобы передать все нюансы тона, объёма предмета.

Третий судьбоносный виток случается, когда Эдвард Стайхен в 1947 году становится директором отдела фотографии Музея современного искусства. Почти на 15 лет он отказывается от собственного творчества и становится куратором выставок. Стайхен организовывает 44 ретроспективы, среди которых венец его кураторской работы – масштабная выставка «Род человеческий», которая включает в себя 503 фотографии из 68 стран, лично отобранные Стайхеном. Эта выставка побывала в 40 странах и в 2003 году была включена в список Всемирного документального наследия ЮНЕСКО. Благодаря ей Эвдард Стайхен сформулировал свой главный принцип ценности фотографии:

«Миссия фотографии состоит в том, чтобы объяснить человеку человека».

В 1963 году была опубликована его книга «Жизнь в фотографии». Он отходит от коммерческой фотографии, но продолжает снимать до глубокой старости, также занимается своим любимым цветоводством и селекцией растений. Фотографа не стало 25 марта 1973 года, за два дня до его 94-летия. За столь радикальную смену позиций, яркую коммерческую жилку, уход от художественной фотографии Стайхена возвышали и распинали. Что никак не преуменьшает его безусловный вклад в развитие мирового искусства фотографии, создание выдающихся работ и знаковых выставок.

Образовательный веб-сайт посвящённый Эдварду Стайхену.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм