Дороти Бом: мгновения жизни и её мимолётность

Личная история фотографа Дороти Бом – пример стойкости и человеколюбия. Вторая мировая разлучила её – 14-летнюю еврейскую девочку с семьей, заставила бежать в другую страну и строить жизнь самостоятельно. Фотография помогла Дороти выжить, более семидесяти лет она предана своему делу. В своих работах Бом обращена к людям: «Я чувствую, нам необходимы вещи, которые заставляют верить в человечество. Может быть это эскапизм, но я хочу, чтобы моя фотография была о надежде».

Когда в 1939-м отец буквально силой затолкал её в поезд, отправляя из Литвы на учёбу в Англию, Дороти подумать не могла, что сможет увидеть семью лишь спустя двадцать лет. В последний момент, когда поезд почти тронулся, он протянул дочери фотоаппарат «Leica» – большую драгоценность по тем временам: «Это может тебе пригодиться». Жест отца оказался пророческим.

Бом (в девичестве Израэлит) родилась в семье еврейского текстильного промышленника в Кёнигсберге. В 1932 году семья переехала в Литву, родители полагали, что...

Личная история фотографа Дороти Бом – пример стойкости и человеколюбия. Вторая мировая разлучила её – 14-летнюю еврейскую девочку с семьей, заставила бежать в другую страну и строить жизнь самостоятельно. Фотография помогла Дороти выжить, более семидесяти лет она предана своему делу. В своих работах Бом обращена к людям: «Я чувствую, нам необходимы вещи, которые заставляют верить в человечество. Может быть это эскапизм, но я хочу, чтобы моя фотография была о надежде».

Когда в 1939-м отец буквально силой затолкал её в поезд, отправляя из Литвы на учёбу в Англию, Дороти подумать не могла, что сможет увидеть семью лишь спустя двадцать лет. В последний момент, когда поезд почти тронулся, он протянул дочери фотоаппарат «Leica» – большую драгоценность по тем временам: «Это может тебе пригодиться». Жест отца оказался пророческим.

Бом (в девичестве Израэлит) родилась в семье еврейского текстильного промышленника в Кёнигсберге. В 1932 году семья переехала в Литву, родители полагали, что там будет безопаснее. Надежды не оправдались. Дороти вспоминает, как их семью начали преследовать.

«У меня точно есть ангел-хранитель. Отцу очень хотелось, чтобы я овладела английским до начала занятий, по этой причине он настоял, чтобы я выехала в июне, не дожидаясь осени».

Если бы Дороти осталась ещё на несколько месяцев, её, как и всю семью, отправили бы в лагеря.

Девушка поступила в английскую школу-интернат. Она грезила о медицине, но денег на обучение не было. Двоюродный дядя посоветовал попробовать силы в фотографии, заметив, её интерес к людям и большую наблюдательность. Он за руку привёл племянницу в лондонскую студию франко-чешского фотографа Жермен Кановы.

Восхитившись работами Кановы, Бом решила, что станет фотографом. Но обучению помешали непрерывные бомбёжки Лондона. Дороти переехала в Манчестер и там поступила на курс фотографии. Во время учёбы вышла замуж. На одолженные 300 фунтов стерлингов открыла собственное фотоателье.

Портретная фотография увлекла Бом. Она побудила в ней интерес к людям, их жизни. Когда супругу пришлось переехать по работе в Париж в 1950-е, Дороти последовала за ним. Её увлечённость нашла отражение в уличной фотографии.

Она бродила по Парижским улочкам, снимая детей, местные пейзажи, бытовые сценки. Тогда была снята одна из её любимых фотографий – брат и сестра, бедно одетые, они несли покупки для своей матери. Дороти ощутила, что в таких снимках сосредоточена жизнь. Ей грезилось отыскать в богемных уголках Парижа отголоски «Belle Epoque» – «прекрасной эпохи» Марселя Пруста. Бом хорошо знала его близкую подругу, имела возможность читать письма писателя. Подобно Прусту Бон хотелось своими снимками научиться замедлять ход времени.

«За всю свою жизнь я видела, как исчезали вещи, которые многое значили для меня. Фотография делала их мимолётность менее болезненной. Также я видела много уродливых и жестоких вещей и решила пойти по иному пути. Я чувствовала, что человеку необходимы красота и нежность».

Путешествуя по миру, Дороти продолжила фотографировать людей. Её первая выставка в 1969 году так и называлась «Люди в мире». Вдохновлённая её успехом, в 1970-е Бом вместе с близкой подругой, фотографом Сью Дэвис организовали Галерею фотографов в Лондоне, которая помогла заявить о себе многим знаковым мастерам нашего времени.

До 1980-х Бом игнорировала цвет в фото, ей казалось, что чёрно-белая фотография наиболее красноречива, но по совету близкого друга фотографа Андре Кертеса всё же решила рискнуть. Это было своевременно, поскольку ей, шестидесятилетней, казалось, что в фотографии сказано всё. Цвет подарил снимкам Бом неожиданную метафоричность. Она начала много экспериментировать, увлеклась полароидной фотографией.

За свою карьеру фотограф собрала грандиозный архив из более пятнадцати тысяч работ. С 2009 года она является почётным членом Королевского фотографического общества в Великобритании. В свои 97 лет продолжает снимать.

У драматической семейной истории Дороти счастливый финал. Родителям и младшей сестре чудом удалось уцелеть в лагерях. В 60-е с помощью «Красного креста», она нашла их, и семья воссоединилась в Англии.

Больше снимков Дороти Бом можно увидеть на её сайте.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Нет доступных фотографий
Телеграм