Архив планеты: редкие цветные фотографии, снятые столетие назад (автохром)

«Архив планеты» — это романтическая попытка Альбера Кана задокументировать всю Землю, предприятие настолько амбициозное, что кажется безумным. Тем не менее, столкнувшись с кризисом быстро меняющегося мира в начале 20-го века, он стремился сделать именно это. Между 1909 и 1931 годами Кан отправлял команды фотографов на Балканы и Ближний Восток, в Азию и Скандинавию, в Северную Америку и Бразилию, чтобы запечатлеть мир таким, каким он был: его людей, культуру, архитектуру, природу и образ жизни. Команда Кана исследовала мир более 20 лет и сделала 4000 черно-белых фотографий, 120 часов видеозаписей и более 72 000 автохромов (ранний процесс цветной фотографии). Вместе эти материалы составили «Архив планеты», суть гуманистических усилий Кана на протяжении всей его жизни. Он был вынужден остановиться только после того, как крах фондового рынка в 1929 году (Великая депрессия) уничтожил его состояние.

Кан создал свой архив чтобы «зафиксировать раз и навсегда те аспекты, практики и...

«Архив планеты» — это романтическая попытка Альбера Кана задокументировать всю Землю, предприятие настолько амбициозное, что кажется безумным. Тем не менее, столкнувшись с кризисом быстро меняющегося мира в начале 20-го века, он стремился сделать именно это. Между 1909 и 1931 годами Кан отправлял команды фотографов на Балканы и Ближний Восток, в Азию и Скандинавию, в Северную Америку и Бразилию, чтобы запечатлеть мир таким, каким он был: его людей, культуру, архитектуру, природу и образ жизни. Команда Кана исследовала мир более 20 лет и сделала 4000 черно-белых фотографий, 120 часов видеозаписей и более 72 000 автохромов (ранний процесс цветной фотографии). Вместе эти материалы составили «Архив планеты», суть гуманистических усилий Кана на протяжении всей его жизни. Он был вынужден остановиться только после того, как крах фондового рынка в 1929 году (Великая депрессия) уничтожил его состояние.

Кан создал свой архив чтобы «зафиксировать раз и навсегда те аспекты, практики и способы человеческой деятельности, фатальное исчезновение которых было лишь вопросом времени». Его беспокоили последствия индустриализации и предсказываемая им потеря разнообразия, как культурного, так и экологического, — потеря истории как таковой. Этот страх усилился с началом Первой мировой войны, которая началась через три года после того, как Кан обнародовал свой план по созданию архива. Но знание иностранных культур и различных образов жизни, по мнению Кана, будет способствовать уважению и сотрудничеству между народами, и его команда выстояла, несмотря на войну и разруху. Проект Кана был прежде всего попыткой понять и создать образы многогранности и сложности человеческих культур, как средства содействия миру.

В отличие от более традиционных архивов, которые обычно создаются постфактум, в ответ на конкретный момент или событие, характер проекта Кана определялся его материалами. Он твердо верил в преобразующий потенциал путешествий и верил в фотографию; как и многие его современники, в том числе Вальтер Беньямин, он считал, что новое средство массовой информации может предвещать революцию.

Альбер Кан (Albert Kahn) родился 3 марта 1860 года в семье еврейского торговца скотом в Мармутье, эльзасском городке на северо-востоке Франции, недалеко от границы с Германией. Еще мальчиком Кан стал свидетелем того, как пруссаки победили французов в 1871 году и впоследствии аннексировали Эльзас-Лотарингию. Чуть более чем за шесть месяцев он перешел от проживания во Франции к жизни в Пруссии. Семьи, подобные семье Кана, стояли перед выбором: быть немцами или иммигрировать во Францию; Кан решил уехать в Париж. Оказавшись там, он христианизировал свое имя и превратился в Альбера.

В Париже Кан проявил себя как одаренный финансист, активно спекулируя в горнодобывающем бизнесе. Он быстро поднялся в банке Гудшо, став совладельцем в 1892 году в возрасте 32 лет, а шесть лет спустя основал свой собственный банк. Его жизнь была наполнена путешествиями — в Египет, Японию, Венесуэлу, Россию, Южную Африку, Вьетнам — и обучением; философ Анри Бергсон стал его наставником на всю жизнь. Но Кан также был миллионером, которого не утешал собственный финансовый успех. Убеждённый холостяк, не жаждущий публичности, он искал полезный способ потратить свое состояние, пытаясь стать философом-банкиром, филантропом, гражданином мира.

Одно из его первых предприятий было ботаническим: в 1895 году он купил большой участок земли в Булони, где надеялся вырастить разнообразный сад. Он наполнил его флорой, представляющей Ближний Восток, Средиземноморье и Европу — ботаническое путешествие по всему миру. Он также финансировал многочисленные научные достижения, лаборатории и стипендии для молодых исследователей, чья работа будет способствовать развитию межкультурных отношений и диалогу. А также организовал еженедельный интеллектуальный салон, который посещали такие гости, как Мария Кюри, Луи Люмьер и Герберт Уэллс.

Техника фотографии в то время становилась гораздо более портативной, что делало ее доступной археологам, исследователям, смелым и любопытным. Фотография уже рассматривалась не как форма искусства, а как объективный источник информации, метод научного исследования и использовалась как новый способ изучения и документирования мира. Живые и неживые объекты помещались перед камерами, чтобы стать образцами, ожидающими классификации. Желание записывать и классифицировать было широко распространено, фотографы документировали все: от вершин Йосемити и пирамид в Гизе до болезней, войн и человеческого тела.

Ранние цветные фотографические процессы, такие как «Автохром», еще больше оживили исследовательские изыскания. Запатентованный братьями Огюстом и Луи Люмьерами в 1903 году фотографический процесс, был не первым способом получения цветной фотографии, но более простым, чем предыдущие. Они сделали эту технологию доступной для фотографов-любителей, хотя она все еще была более дорогой и громоздкой, чем черно-белые процессы.

«Автохромы» требовали длительной выдержки, поэтому объект должен был оставаться абсолютно неподвижным от нескольких секунд до нескольких минут, в зависимости от уровня освещенности. Размытые изображения были обычным явлением и напоминали импрессионистские картины маслом. Хранение стеклянных пластин было непростой задачей — они были тяжелыми, хрупкими и быстро портились. И подобно полароиду или дагерротипу, пластина сама по себе была фотографией, а это означало, что если вам не посчастливилось разбить или повредить одну из них, то ничего нельзя было сделать, чтобы восстановить снимок.

Ещё одним недостатком «Автохрома» было низкое светопропускание, из-за чего изображение было слишком тёмным для просмотра без специального проектора. Таким образом, акт просмотра сам по себе был постановкой, зрелищем. Исследователь-фотограф Жюль Жерве-Куртельмон публично демонстрировал свои снимки Ближнего Востока в Лионе и в Париже. Его проекции давали возможность взглянуть на экзотический мир. Альбер Кан присутствовал на показах Жерве-Куртельмона, и несколько его автохромов стали первыми материалами в архиве.

Цвета «Автохрома» великолепены, иначе нельзя описать залитый солнцем лазурит и насыщенный алый цвет. Какими бы фантастическими они ни были, цвета автохромов дают ощущение цвета больше, чем реальный цвет. Как астральные видения, автохромы свидетельствуют о чуде жизни.

Архивы подразумевают ностальгию и, возможно, меланхолию, особенно когда они неполные. Как бы Кан ни старался, ему не удалось запечатлеть весь мир. Нет фотографий России, Центральной Америки, Австралии или островов Тихого океана. Вся Африка представлена всего лишь несколькими странами. Но «Архив планеты» Альбера Кана ясно даёт понять, как много для нас сегодня поставлено на карту. Он сохраняет великую красоту многого из того, что уже разрушено и исчезло. Кан был не первым и не единственным, кто обеспокоился последствиями утраты культурного разнообразия. Им двигали разрушения, которые он чувствовал и видел вокруг себя. Столетие спустя человечество погрузилось в этот процесс глобализации, разрушения разнообразия и, как следствие, культурной деградации гораздо глубже, чем мог себе представить Кан.

Оцифрованные плоды «Архива планеты» теперь находятся в Интернете, на сайте Музея Альбера Кана. Онлайн-архив содержит большую часть из 72 000 автохромных фотографий, сделанных в 50 странах мира. Мы отобрали яркие и запоминающиеся снимки, которые напоминают нам, что, каким бы маленьким ни стал мир, прошлое остается чужой страной.

Читать ещё ...
Киото, Япония. Актрисы-танцовщицы в костюмах гейш окружают майко (ученицу гейши), 1912 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Киото, Япония. Две майко (ученица гейши), 1912 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Киото, Япония. Детский фестиваль Сити-го-сан («семь-пять-три») в храме Ясака-дзиндзя, 1926 год, автор Роджер Дюма (автохром)
Киото, Япония. Костюм театра Но, два косодэ в кара-ори, представленные Конго Кинноске, 1912 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Киото, Япония. Святилище Ясака-дзиндзя (также называемое Гион-дзиндзя) синтоистские священники в церемониальных костюмах, день, 1926 год, автор Роджер Дюма (автохром)
Киото, Япония. Святилище Ясака-дзиндзя (также называемое Гион-дзиндзя), 1926 год, автор Роджер Дюма (автохром)
Киото, Японский театр Но, роль Инари в пьесе «Кокадзи», 1912 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Киото, Японский театр Но, ситэ (главный актер) пьесы Сумидагава, на сцене храма, 1912 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Конич, Босния и Герцеговина, двое мужчин, 1912 год, автор Огюст Леон (автохром)
Константинополь (Стамбул), Турция, уличный торговец в районе Галата, 1913 год, автор Огюст Леон (автохром)
Константинополь (Стамбул), женщина и девочки в еврейском квартале, 1912 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Королевский дворец, Пномпень, Камбоджа, Индокитай. Королевский артист балета в костюме морской нимфы, 1921 год, автор Леон Бизи (автохром)
Корфу, Греция. Парк Ахиллеон, 1913 год, автор Огюст Леон (автохром)
Корфу, Греция. Ахиллеон, статуя в парке, 1913 год, автор Огюст Леон (2) (автохром)
Кохем, Долина Мозеля, Германия, 1924 год, автор Фредерик Гадмер (автохром)
Ла-Рошель, Франция. Молодые девушки в головных уборах и костюмах Шаранте, 1920 год, автор Фернан Кювилль (автохром)
Ле-Амель, Сомма, Пикардия, Франция. Солдаты, 1915 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Лион, Рона-Альпы, Франция. Парк Тет д’Ор, 1917 год, автор Леон Бизи (автохром)
Луксор, Египет. Лодки на берегу Нила, 1914 год, автор Огюст Леон (автохром)
Лурд, Верхние Пиренеи, Франция, 1920 год, автор Фернан Кювилль (3) (автохром)
Лурд, Верхние Пиренеи, Франция, 1921 год, автор Фернан Кювилль (2) (автохром)
Ирак, молодые курдские женщины, 1927 год, автор Фредерик Гадмер (автохром)
Монастырь Дохиар, Греция, 1913 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Монастырь Хиландар, Греция, 1918 год, автор Фернан Кювилль (2) (автохром)
Монреаль, Канада, 1926 год, автор Фредерик Гадмер (автохром)
Монсо-ле-Мин, Франция. Порт Центрального канала и баржи для перевозки угля, 1916 год, автор Джордж Шевалье (автохром)
Мосул, Ирак. Молодая христианка в костюме, 1927 год, автор Фредерик Гадмер (автохром)
Мосул, Ирак. Молодая христианка в традиционном костюме, 1927 год, автор Фредерик Гадмер (автохром)
Мосул, Ирак. Молодые христианки в костюмах, 1927 год, автор Фредерик Гадмер (2) (автохром)
Мосул, Ирак. Молодые христианки в костюмах, 1927 год, автор Фредерик Гадмер (3) (автохром)
Нет доступных фотографий