Архив планеты: редкие цветные фотографии, снятые столетие назад (автохром)

«Архив планеты» — это романтическая попытка Альбера Кана задокументировать всю Землю, предприятие настолько амбициозное, что кажется безумным. Тем не менее, столкнувшись с кризисом быстро меняющегося мира в начале 20-го века, он стремился сделать именно это. Между 1909 и 1931 годами Кан отправлял команды фотографов на Балканы и Ближний Восток, в Азию и Скандинавию, в Северную Америку и Бразилию, чтобы запечатлеть мир таким, каким он был: его людей, культуру, архитектуру, природу и образ жизни. Команда Кана исследовала мир более 20 лет и сделала 4000 черно-белых фотографий, 120 часов видеозаписей и более 72 000 автохромов (ранний процесс цветной фотографии). Вместе эти материалы составили «Архив планеты», суть гуманистических усилий Кана на протяжении всей его жизни. Он был вынужден остановиться только после того, как крах фондового рынка в 1929 году (Великая депрессия) уничтожил его состояние.

Кан создал свой архив чтобы «зафиксировать раз и навсегда те аспекты, практики и...

«Архив планеты» — это романтическая попытка Альбера Кана задокументировать всю Землю, предприятие настолько амбициозное, что кажется безумным. Тем не менее, столкнувшись с кризисом быстро меняющегося мира в начале 20-го века, он стремился сделать именно это. Между 1909 и 1931 годами Кан отправлял команды фотографов на Балканы и Ближний Восток, в Азию и Скандинавию, в Северную Америку и Бразилию, чтобы запечатлеть мир таким, каким он был: его людей, культуру, архитектуру, природу и образ жизни. Команда Кана исследовала мир более 20 лет и сделала 4000 черно-белых фотографий, 120 часов видеозаписей и более 72 000 автохромов (ранний процесс цветной фотографии). Вместе эти материалы составили «Архив планеты», суть гуманистических усилий Кана на протяжении всей его жизни. Он был вынужден остановиться только после того, как крах фондового рынка в 1929 году (Великая депрессия) уничтожил его состояние.

Кан создал свой архив чтобы «зафиксировать раз и навсегда те аспекты, практики и способы человеческой деятельности, фатальное исчезновение которых было лишь вопросом времени». Его беспокоили последствия индустриализации и предсказываемая им потеря разнообразия, как культурного, так и экологического, — потеря истории как таковой. Этот страх усилился с началом Первой мировой войны, которая началась через три года после того, как Кан обнародовал свой план по созданию архива. Но знание иностранных культур и различных образов жизни, по мнению Кана, будет способствовать уважению и сотрудничеству между народами, и его команда выстояла, несмотря на войну и разруху. Проект Кана был прежде всего попыткой понять и создать образы многогранности и сложности человеческих культур, как средства содействия миру.

В отличие от более традиционных архивов, которые обычно создаются постфактум, в ответ на конкретный момент или событие, характер проекта Кана определялся его материалами. Он твердо верил в преобразующий потенциал путешествий и верил в фотографию; как и многие его современники, в том числе Вальтер Беньямин, он считал, что новое средство массовой информации может предвещать революцию.

Альбер Кан (Albert Kahn) родился 3 марта 1860 года в семье еврейского торговца скотом в Мармутье, эльзасском городке на северо-востоке Франции, недалеко от границы с Германией. Еще мальчиком Кан стал свидетелем того, как пруссаки победили французов в 1871 году и впоследствии аннексировали Эльзас-Лотарингию. Чуть более чем за шесть месяцев он перешел от проживания во Франции к жизни в Пруссии. Семьи, подобные семье Кана, стояли перед выбором: быть немцами или иммигрировать во Францию; Кан решил уехать в Париж. Оказавшись там, он христианизировал свое имя и превратился в Альбера.

В Париже Кан проявил себя как одаренный финансист, активно спекулируя в горнодобывающем бизнесе. Он быстро поднялся в банке Гудшо, став совладельцем в 1892 году в возрасте 32 лет, а шесть лет спустя основал свой собственный банк. Его жизнь была наполнена путешествиями — в Египет, Японию, Венесуэлу, Россию, Южную Африку, Вьетнам — и обучением; философ Анри Бергсон стал его наставником на всю жизнь. Но Кан также был миллионером, которого не утешал собственный финансовый успех. Убеждённый холостяк, не жаждущий публичности, он искал полезный способ потратить свое состояние, пытаясь стать философом-банкиром, филантропом, гражданином мира.

Одно из его первых предприятий было ботаническим: в 1895 году он купил большой участок земли в Булони, где надеялся вырастить разнообразный сад. Он наполнил его флорой, представляющей Ближний Восток, Средиземноморье и Европу — ботаническое путешествие по всему миру. Он также финансировал многочисленные научные достижения, лаборатории и стипендии для молодых исследователей, чья работа будет способствовать развитию межкультурных отношений и диалогу. А также организовал еженедельный интеллектуальный салон, который посещали такие гости, как Мария Кюри, Луи Люмьер и Герберт Уэллс.

Техника фотографии в то время становилась гораздо более портативной, что делало ее доступной археологам, исследователям, смелым и любопытным. Фотография уже рассматривалась не как форма искусства, а как объективный источник информации, метод научного исследования и использовалась как новый способ изучения и документирования мира. Живые и неживые объекты помещались перед камерами, чтобы стать образцами, ожидающими классификации. Желание записывать и классифицировать было широко распространено, фотографы документировали все: от вершин Йосемити и пирамид в Гизе до болезней, войн и человеческого тела.

Ранние цветные фотографические процессы, такие как «Автохром», еще больше оживили исследовательские изыскания. Запатентованный братьями Огюстом и Луи Люмьерами в 1903 году фотографический процесс, был не первым способом получения цветной фотографии, но более простым, чем предыдущие. Они сделали эту технологию доступной для фотографов-любителей, хотя она все еще была более дорогой и громоздкой, чем черно-белые процессы.

«Автохромы» требовали длительной выдержки, поэтому объект должен был оставаться абсолютно неподвижным от нескольких секунд до нескольких минут, в зависимости от уровня освещенности. Размытые изображения были обычным явлением и напоминали импрессионистские картины маслом. Хранение стеклянных пластин было непростой задачей — они были тяжелыми, хрупкими и быстро портились. И подобно полароиду или дагерротипу, пластина сама по себе была фотографией, а это означало, что если вам не посчастливилось разбить или повредить одну из них, то ничего нельзя было сделать, чтобы восстановить снимок.

Ещё одним недостатком «Автохрома» было низкое светопропускание, из-за чего изображение было слишком тёмным для просмотра без специального проектора. Таким образом, акт просмотра сам по себе был постановкой, зрелищем. Исследователь-фотограф Жюль Жерве-Куртельмон публично демонстрировал свои снимки Ближнего Востока в Лионе и в Париже. Его проекции давали возможность взглянуть на экзотический мир. Альбер Кан присутствовал на показах Жерве-Куртельмона, и несколько его автохромов стали первыми материалами в архиве.

Цвета «Автохрома» великолепены, иначе нельзя описать залитый солнцем лазурит и насыщенный алый цвет. Какими бы фантастическими они ни были, цвета автохромов дают ощущение цвета больше, чем реальный цвет. Как астральные видения, автохромы свидетельствуют о чуде жизни.

Архивы подразумевают ностальгию и, возможно, меланхолию, особенно когда они неполные. Как бы Кан ни старался, ему не удалось запечатлеть весь мир. Нет фотографий России, Центральной Америки, Австралии или островов Тихого океана. Вся Африка представлена всего лишь несколькими странами. Но «Архив планеты» Альбера Кана ясно даёт понять, как много для нас сегодня поставлено на карту. Он сохраняет великую красоту многого из того, что уже разрушено и исчезло. Кан был не первым и не единственным, кто обеспокоился последствиями утраты культурного разнообразия. Им двигали разрушения, которые он чувствовал и видел вокруг себя. Столетие спустя человечество погрузилось в этот процесс глобализации, разрушения разнообразия и, как следствие, культурной деградации гораздо глубже, чем мог себе представить Кан.

Оцифрованные плоды «Архива планеты» теперь находятся в Интернете, на сайте Музея Альбера Кана. Онлайн-архив содержит большую часть из 72 000 автохромных фотографий, сделанных в 50 странах мира. Мы отобрали яркие и запоминающиеся снимки, которые напоминают нам, что, каким бы маленьким ни стал мир, прошлое остается чужой страной.

Читать ещё ...
Реймс, Марна, Шампань, Франция. Портрет старого дворника, 1917 год, автор Пол Кастельно (автохром)
Реймс, Марна, Шампань, Франция. Русский солдат, Соборная площадь, 1917 год, автор Пол Кастельно (автохром)
Роскоф, Финистер, Бретань, Франция. Массон Филс и его команда, 1920 год, автор Джордж Шевалье (автохром)
Севилья, Испания, 1914 год, автор Огюст Леон (2) (автохром)
Севилья, Испания, 1914 год, автор Огюст Леон (автохром)
Севилья, Испания. Портрет двух женщин, 1914 год, автор Огюст Леон (автохром)
Севилья, Испания. Портрет женщины, 1914 год, автор Огюст Леон (автохром)
Севилья, Испания. Севилланс в черепаховом гребне, шали и традиционном платье, 1914 год, автор Огюст Леон (автохром)
Севилья, Испания. Уличный продавец овощей и его осел, 1914 год, автор Огюст Леон (автохром)
Севилья, Испания. Церковь Сан-Эстебан, 1914 год, автор Огюст Леон (автохром)
Сен-Геноле, Пенмарш, Финистер, Бретань, Франция. Мадам Лизетт Туаль в свадебном костюме, 1920 год, автор Джордж Шевалье (автохром)
Сен-Жангу-ле-Националь, Франция. Луи Некту собирает урожай винограда, 1918 год, автор Джордж Шевалье (автохром)
Сен-Жангу-ле-Националь, Франция. Портрет детей Жана Брюне, 1918 год, автор Джордж Шевалье (автохром)
Сен-Савен, Верхние Пиренеи, Франция, 1921 год, автор Фернан Кювилль (автохром)
Сент-Эмильон, Франция, сборщица винограда, 1920 год, автор Фернан Кювилль (автохром)
Суассон, Эна, Франция. Мадам Мирей Андрие, жена префекта в саду, 1917 год, автор Фернан Кювилль (автохром)
Суассон, Эна, Франция. Медсестра разговаривает с солдатом через окно, 1917 год, автор Фернан Кювилль (автохром)
Суассон, Эна, Франция. Монсеньор Ландэ, протоиерей собора, позирует возле статуи, 1917 год, автор Фернан Кювилль (автохром)
Суассон, Эна, Франция. Три медсестры в своей палате во время отдыха, 1917 год, автор Фернан Кювилль (автохром)
Сувейда, эмир Сирии Селим аль-Аттрач, 1921 год, автор Фредерик Гадмер (автохром)
Схевенинген, Гаага, Нидерланды. Пляж и пирс, 1929 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Схевенинген, Гаага, Нидерланды. Продавец цветов, 1929 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Таканава, район Минами, район Сиба, Токио, Япония. Резиденция семьи Китасиракава (интерьер), 1926 год, автор Роджер Дюма (автохром)
Тараскон-сюр-Рон, Франция. Спаи в замке Руа Рене, 1916 год, автор Джордж Шевалье (автохром)
Телль Эш-Шехаб, Сирия. Двое мужчин, скорее всего, друзы, 1921 год, автор Фредерик Гадмер (автохром)
Телль Эш-Шехаб, Сирия. Молодая невеста (та, что слева), ее двоюродный брат и ее муж, 1921 год, автор Фредерик Гадмер (автохром)
Триполи, Ливан. Монсеньор Домани, католический епископ Маронитской церкви, и его заместитель, 1921 год, автор Фредерик Гадмер (автохром)
Троицкосавск, Забайкалье. Молодой россиянин в компании монгола, 1913 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Узерш, Франция. В ткацкой мастерской мадемуазель Татерод заменяет отца Эмиля, 1916 год, автор Огюст Леон (автохром)
Урга, Монголия. Группа лам возле ступы, расположенной на окраине монастырского района Гандан, 1913 год, автор Стефан Пассе (автохром)
Нет доступных фотографий