Иллюстрированные, художественные кинопостеры, без преувеличения, можно считать уходящим искусством. Времена, когда афиши были отрисованы вручную, а после отпечатаны и вывешены в холлах кинотеатров, практически ушли в небытие. Над кинопостерами продолжают трудиться именитые художники и дизайнеры, но больше это не штучный продукт. Чаще всего они просто проецируются на экраны у входа в кинотеатры. Бумажные кинопостеры стали предметом коллекционирования, а также изучения. Созданные вручную, уникальные арт-постеры, уходят с аукционов за сотни тысяч долларов, выставляются в галереях и музеях по всему миру.

Киноафиши всегда были важной частью языка кинематографа и длительное время едва ли не основным инструментом для продвижения фильма. Студии выделяли солидные бюджеты, призывая самых талантливых художников-плакатистов для создания ярких, запоминающихся образов. Стиль киноафиш менялся в зависимости от актуальности художественного направления, которое было популярно. И если первые...

Иллюстрированные, художественные кинопостеры, без преувеличения, можно считать уходящим искусством. Времена, когда афиши были отрисованы вручную, а после отпечатаны и вывешены в холлах кинотеатров, практически ушли в небытие. Над кинопостерами продолжают трудиться именитые художники и дизайнеры, но больше это не штучный продукт. Чаще всего они просто проецируются на экраны у входа в кинотеатры. Бумажные кинопостеры стали предметом коллекционирования, а также изучения. Созданные вручную, уникальные арт-постеры, уходят с аукционов за сотни тысяч долларов, выставляются в галереях и музеях по всему миру.

Киноафиши всегда были важной частью языка кинематографа и длительное время едва ли не основным инструментом для продвижения фильма. Студии выделяли солидные бюджеты, призывая самых талантливых художников-плакатистов для создания ярких, запоминающихся образов. Стиль киноафиш менялся в зависимости от актуальности художественного направления, которое было популярно. И если первые кинопостеры были сложносочиненными литографиями в стиле арт-нуво, то уже вскоре на смену им пришел вызывающий геометрический дизайн, яркие цвета, гармоничная композиция арт-деко, который стал символом эпохи «золотых двадцатых». Картина «Метрополис» немецкого режиссера Фрица Ланга стала абсолютной иконой этого направления, сегодня винтажные постеры фильма являются уникальным произведением искусства.

Сохранность оригинальных афиш оказалась под большим вопросом, поскольку изначально кинокомпании не видели в них особой ценности. Чаще всего постеры создавались исключительно для использования кинотеатрам, после проката фильма они возвращались дистрибьютору. В целях экономии возвращенные плакаты отправляли для использования в другие кинотеатры. Если фильм шел в прокате несколько лет, афиши сильно изнашивались, прежде чем поступить на склад, часто их просто выбрасывали. Случалось, что недобросовестные прокатчики по какой-то причине оставляли афиши у себя – либо забывали вернуть, либо сами отправляли в утиль.

Со временем трудоемкие шелкографию и литографию заменила офсетная печать. Кинопостеры стали более доступными. Их визуальная эстетика расширилась до невероятного количества стилей и подходов. Минималистичный дизайн, использование фотографии, коллажа, витиеватые шрифты, яркие цвета. Зачастую, создатели постеров сотрудничали с кинематографистами. Пиком их уникального творческого самовыражения можно считать 60-70-е, именуемые эрой психоделического кинопостера. Именно в этот период были созданы лучшие кинопостеры, которые в наше время признаны культовыми – это киноафиши к «Звездным войнам», фильмам французской новой волны, американским блокбастерам.

По иронии, жажда и стремление к коллекционированию постеров возникли, когда в той же Америке Национальная служба кинопроката практически прекратила свою деятельность и большая часть плакатов, которые хранились на складах, оказались в руках коллекционеров. Первый аукцион, посвященный исключительно постерам фильмов, состоялся в 1990 году. Его выручка составила 935 000 долларов.

За постерами началась настоящая охота. Доходило до курьезных случаев, когда раритетные, баснословно дорогие кинопостеры были обнаружены в качестве утеплителя стен в старых зданиях. Один из коллекционеров рассказал, что в 1910-1930 годах строители часто обращались в кинотеатры и выкупали у них по копеечной цене или брали задаром, устаревши киноафиши. Часто кинотеатры, когда фильм уходил из проката, наклеивали новый постер на старый, порою склейки состояли из нескольких десятков кинопостеров. Подобная склейка из 40 редких постеров фильмов 30-х годов (среди них оригинальные авторские афиши к фильму «Дракула») была обнаружена на чердаке в Бервике, штат Пенсильвания, США. Найденные постеры были проданы на аукционе за 502 000 долларов.

Логично, что количество винтажных постеров даже при очень бережном обращении непрерывно сокращается. Многих известных плакатистов, которые десятилетиями создавали киноафиши к самым знаковым картинам, уже нет в живых. В нашей подборке мы вспоминаем художников, которые прославились своими оригинальными работами. Каждая представленная работа, без преувеличений – штучное произведение искусства.

Такие имена, как Боб Пик («Звездный путь», «Апокалипсис сегодня»), Борис Гринссон («400 ударов»), Бил Голд (Кассабланка», «Заводной апельсин»), Роберт Макгиннис («Алмазы вечны», «Казино Рояль», «Завтрак у Тиффани»), Хайнц Эдельманн («The Beatles: Желтая подводная лодка»), Акико Штейренбергер («Все везде и сразу»), Дрю Струзан («Звездные войны», «Инопланетянин», «Индиана Джонс», «Назад в будущее», «Парк Юрского периода») и множество других талантливых художников давно стали признанными классиками школы плаката.

Киноманы со всего мира делают все, чтобы сохранить уникальное историческое наследие киноафиш. В нашей подборке представлены наиболее интересные и яркие экземпляры иллюстрированных художественных постеров. Все киноафиши в большом разрешении и доступны для скачивания.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Прикреплённые публикации
Лента
Ещё нет активности