Этими фильмами засматривались. Их разбирали на цитаты, называли домашних питомцев именами героев, учили наизусть песни. Детвора устраивала во дворах импровизированные спектакли, изображая сценки с любимыми персонажами. Сказка была неотъемлемой частью жизни. Девочки мечтали вырасти в прекрасных принцесс, мальчики – в благородных принцев. С детства жили с верой, что добро непременно победит, что всё всегда к лучшему, что хорошее случается с хорошими людьми.
Довоенные и послевоенные сказки часто сводились к классово окрашенным сюжетам, но в 60-е они ушли из детских фильмов. Сказки стали по-настоящему волшебными. Они учили доброте, чуткости, быть смелыми и справедливыми.
Режиссёр Александр Артурович Роу считал народные сказки сокровищем мудрости, завернутым в красивую обложку. Он видел в сказках накопленный опыт поколений, который пытался сохранить и донести до зрителя. В его детских, на первый взгляд, сказках, всегда присутствовала мораль. Именно поэтому они были интересны и детям, и взрослым.
Роу был требователен к себе, к актёрам, которые у него снимались, не делал поблажек даже самым популярным. Используемые им спецэффекты стали прорывом в телевизионном сказочном искусстве. Печь, которая сама двигалась, вёдра воды, которые возвращались на место, дрова, которые «по щучьему велению» укладывались в поленницу. Дети приходили в восторг, потому что все чудеса были настоящими. Над созданием самодвижущейся печи трудились профессиональные инженеры. Для сказки «Василиса Прекрасная» на фабрике игрушек по заказу Роу изготовили 11-метрового Змея Горыныча. Чтобы он свободно двигался были задействованы два десятка человек. Правдоподобнее трёхглавое чудище ещё никто не снимал.
Дети 60-х росли на сказках Роу, сказках режиссёра Александра Лукича Птушко. Даже сейчас серьёзные и солидные взрослые они с удовольствием пересматривают под Новый год «Морозко», помнят и любят «Варвару-красу», «Конька-Горбунка», «Марью-искусницу», «Сказку о царе Салтане», «Руслана и Людмилу».
В 70-80-е телевизионная сказка пережила новый виток. Она стала ещё более творческой. Появилось множество экранизаций произведений мировой классики. Одним из главных сказочников того времени был Леонид Нечаев. Его «Приключения Буратино» стал первым детским фильмом для студии «Беларусьфильм». До этого там снимали преимущественно фильмы о войне.
Чаще всего у Нечаева играли непрофессиональные маленькие актёры. У режиссёра получалось поразительно находить взаимопонимание с детьми. Ему достаточно было шепнуть несколько слов ребёнку на ухо, и он с радостью выполнял режиссёрские указания.
Фильмы-сказки, созданные им, – тонкие, умные, добрые, музыкальные, яркие. Снятые с большим эстетическим вкусом, они и сегодня выглядят современно.
Были и другие режиссёры-сказочники: Михаил Юзовский и его «Там, на неведомых дорожках», «После дождичка в четверг», «Тайна железной двери».
Илья Фрэз – «Приключения жёлтого чемоданчика». Александр Митта и его совсем не детская «Сказка странствий».
Музыкальные сказки-аллегории – их можно выделить в один особый жанр, который придумал и создал режиссёр Марк Захаров. Ни с чем не спутать его «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен».
Случалось, режиссёры, никогда не снимавшие детских фильмов, выпускали на экраны сказку, и она неожиданно влюбляла в себя зрителей всех возрастов, по-настоящему «выстреливала». Так случилось с «Мэри Поппинс, до свидания» режиссёра Леонида Квинихидзе. Позже он признался, что снимал эту историю совсем не для детей и сам был удивлён таким успехом.
Разгадать загадку не сложно. Каждый взрослый – внутри ребёнок: вот главная формула успешного сказочника. Хорошо об этом сказал Александр Митта:
«В художнике, работающем для детей, живут два существа – неумирающий ребёнок и несостоявшийся учитель. Ребёнок, которому никак не удается раствориться в этом плотном взрослом существе. Учитель, которому очень хочется объяснить всем что-то важное, то, что они без него не поймут или поймут не так скоро».
Успех произведения для детей кроется в том, что в нём множество «уровней». За счёт своей многогранности сказки так глубоко проникают в нас. Даже, будучи маленькими, интуитивно мы считываем нечто большее, то, что требует вернуться, пересмотреть, переосмыслить.
В нашей подборке мы собрали детские-недетские сказки, которые большинство помнит, любит и, возможно, готово открыть их по-новому.
Многие старые фильмы-сказки сегодня реставрируют. Это дарит им вторую жизнь и «современный» контекст.
Список сказок будет обновляться и пополняться.