Юсуф Карш: портреты людей, изменивших 20-й век

Мастер студийного портрета всю свою многолетнюю карьеру пребывал в поисках величия духа, стремился «разжечь эмоции зрителя» и «обнажить душу» портретируемого. Человеческое лицо в его объективе обретало героическую монументальность и превращалось в легенду.

Юсуф Карш (Yousuf Karsh) родился в 1908 году в армянской семье в Мардине (юго-восток Турции). Когда начался геноцид против армян, семье пришлось бежать в Сирию. Спустя ещё несколько лет родители отправили Юсуфа в Канаду, где проживал его дядя. Здесь начался профессиональный путь знаменитого портретиста.

Сначала Карш работал в студии своего родственника, который, разглядев талант в племяннике, отправил его в Бостон учиться у фотографа-портретиста Джона Гаро. Тот оказался мудрым наставником и посоветовал Каршу посещать вечерние занятия по искусству, изучать работы великих мастеров живописи, особенно Рембрандта и Веласкеса. Спустя четыре года он вернулся, чтобы основать свою фотостудию в центре Оттавы.

Армяно-канадский...

Мастер студийного портрета всю свою многолетнюю карьеру пребывал в поисках величия духа, стремился «разжечь эмоции зрителя» и «обнажить душу» портретируемого. Человеческое лицо в его объективе обретало героическую монументальность и превращалось в легенду.

Юсуф Карш (Yousuf Karsh) родился в 1908 году в армянской семье в Мардине (юго-восток Турции). Когда начался геноцид против армян, семье пришлось бежать в Сирию. Спустя ещё несколько лет родители отправили Юсуфа в Канаду, где проживал его дядя. Здесь начался профессиональный путь знаменитого портретиста.

Сначала Карш работал в студии своего родственника, который, разглядев талант в племяннике, отправил его в Бостон учиться у фотографа-портретиста Джона Гаро. Тот оказался мудрым наставником и посоветовал Каршу посещать вечерние занятия по искусству, изучать работы великих мастеров живописи, особенно Рембрандта и Веласкеса. Спустя четыре года он вернулся, чтобы основать свою фотостудию в центре Оттавы.

Армяно-канадский портретист создал собственный стиль в искусстве портретной фотографии. Он отказался от декоративных драпировок и виртуозно использовал освещение, создавая фон, впечатление пространства и глубины. Его фотографии передают характер запечатлённого человека, подловленный в повороте головы, жесте, выражении лица. Как писал Питер Поллак в книге «Из истории фотографии»: «Юсуф Карш в своих мощных портретах превращает человеческое лицо в легенду».

Перед ним позировали известнейшие во всём мире люди. «Я волновался как в дни своего ученичества в Бостоне», – признавался фотограф. Перед съёмками он взял за правило «делать домашнее задание» – узнавать как можно больше о каждом человеке, которого собирался портретировать. Этому принципу следовал на протяжении всей карьеры, куда бы ни направлялся – в Зулуленд, Японию, Великобританию, Россию, Финляндию, Скандинавию или Египет.

Знаковым в его карьере стал портрет Уинстона Черчилля. Съёмка по заказу канадского правительства прошла в Оттаве в декабре 1941 года. Буркнув фотографу, что у него две минуты и один кадр, политик раскурил сигару, проигнорировав просьбу Карша отложить дымящий табак. Отчаявшись, портретист пробормотал извинения, выдернул сигару у Черчилля и метнулся к камере. К его удивлению премьер-министр не бросился на него, а после секундного замешательства расплылся в улыбке и позволил сделать второй кадр. Но именно тот, первый снимок принёс Каршу мировое признание, украсил обложку журнала LIFE и стал самым узнаваемым портретом «британского бульдога».

За каждым портретом Карша целая история. «Когда я фотографировал Одри Хепбёрн в Голливуде и прокомментировал её утончённую ранимость, она рассказала мне о своём тягостном опыте во время Второй мировой войны. Спустя годы в Кремле Брежнев согласился позировать для меня, только если я сделаю его таким же прекрасным, как Одри Хепбёрн», – вспоминал фотограф.

За свою карьеру он оставил неизгладимый художественный и исторический отчёт о мужчинах и женщинах, изменивших лицо и вкусы 20-го века. Работы Юсуфа Карша хранятся в коллекциях многих музеев и портретных галерей. Часть его архива доступна на сайте, посвящённом великому портретисту.

Читать ещё ...
Бенджамин Бриттен, 1954. Автор Юсуф Карш
Анита Экберг, 1956. Автор Юсуф Карш
Альфред Хичкок, 1960. Автор Юсуф Карш
Альберт Эйнштейн, 1948. Автор Юсуф Карш
Нет доступных фотографий