Минская школа фотографии: другая, авторская

Исходным моментом для становления «Минской школы» стало образование в сентябре 1960-го одного из первых послевоенных белорусских фотоклубов – «Miнск». Его появление дало необходимый оплот для формирования среды, альтернативной по отношению к официальной фотографии, где ключевые позиции принадлежали социалистическому реализму и репортажу. Любители съёмки давали ход творческому самовыражению, стала появляться авторская фотография.

Идейным вдохновителем и основателем минской школы называют мастера портрета-состояния и уличной фотографии Валерия Лобко. На самом деле со школой связаны имена десятков прославленных имён, среди которых такие признанные классики белорусской фотографии, как Юрий Васильев, Виктор Бутра, Евгений Козюля. Активность участников «Miнска» привела к возникновению выставки «Фотографика». С 1971 года она регулярно собирала фотохудожников из Прибалтики, Украины и России. Газетчики стали называть белорусскую столицу фотографической Меккой. Фотоклубная деятельность...

Исходным моментом для становления «Минской школы» стало образование в сентябре 1960-го одного из первых послевоенных белорусских фотоклубов – «Miнск». Его появление дало необходимый оплот для формирования среды, альтернативной по отношению к официальной фотографии, где ключевые позиции принадлежали социалистическому реализму и репортажу. Любители съёмки давали ход творческому самовыражению, стала появляться авторская фотография.

Идейным вдохновителем и основателем минской школы называют мастера портрета-состояния и уличной фотографии Валерия Лобко. На самом деле со школой связаны имена десятков прославленных имён, среди которых такие признанные классики белорусской фотографии, как Юрий Васильев, Виктор Бутра, Евгений Козюля. Активность участников «Miнска» привела к возникновению выставки «Фотографика». С 1971 года она регулярно собирала фотохудожников из Прибалтики, Украины и России. Газетчики стали называть белорусскую столицу фотографической Меккой. Фотоклубная деятельность распространилась на все областные центры. Однако главным двигателем белорусской фотографии оставался фотоклуб «Мiнск».

Конец 1980-х годов ознаменовался для белорусской фотографии международным признанием и зачастило определение «Минская школа креативной фотографии». Впервые его предложил в 1988 году финский куратор Х. Ээрикайнен. О единой тональности в рамках школы речь обычно не идёт, поскольку её участники, не сковали себя ни единым жанром, ни фотографическим процессом. Особенно явственна отличительность художественных манер, когда мы просматриваем концептуальное «Невидимое» Игоря Савченко и «Metaphotos» Михаила Гаруса, психологический документализм Виктора Бутры и цианотипии Виктора Сенкова, своеобразный кухонный сюрреализм «Персоны нон грата» и уличные зарисовки «Фрагментов бытия» Владимира Парфенока. Должно быть, неустанное стремление к творческому самовыражению и легло в основу этого замечательного культурного феномена – Минской школы творческой фотографии.

Читать ещё ...
Радиола Ригонда 1989. Фотограф Виктор Каленик
Самолёт, 1990. Фотограф Виктор Каленик
Стоматолог, 1966. Фотограф Виктор Бутра
Полесье, 1984. Фотограф Валерий Ведренко
Причал, Полесье. Фотограф Евгений Козюля
На старом хуторе. Белоруссия, 1984. Фотограф Евгений Козюля
Ок. 1980. Фотограф Виктор Бутра
Перевозчик на Западной Двине. Браславский район, Белоруссия, 1984. Фотограф Евгений Козюля
Интерес, 1960-е. Фотограф Виктор Бутра
Летний полдень, 1986. Фотограф Михаил Жилинский
Из серии Фрагменты бытия. Вильнюс, 1986–1989. Фотограф Владимир Парфенок
Из серии Полесье, 1983. Фотограф Юрий Васильев
Из серии Полесье, 1983. Фотограф Юрий Васильев
Из серии Мистерии, 1993. Фотограф Игорь Савченко
Из серии Летние каникулы на Енисее, 1986. Фотограф Виктор Бутра
Из серии Летние каникулы на Енисее, 1986. Фотограф Виктор Бутра
Дорога, ок. 1980. Фотограф Виктор Бутра
Жнея. Деревня Белолозы, Дятловский район, 1990. Фотограф Евгений Козюля
Без названия, 1980-е. Фотограф Александр Угляница
Дед Ефим, 1985. Фотограф Анатолий Дудкин
С пастбища. Из цикла Полесье, 1989. Деревня Мотоль, Брестская область, Белоруссия. Фотограф Евгений Козюля
1980-е годы. Фотограф Александр Угляница
Оттепель, 1971. Фотограф Виктор Бутра
Фотограф Анатолий Дудкин
Фотограф Анатолий Дудкин
Утро на озере, 1990. Фотограф Михаил Жилинский
С собакой, 1986. Фотограф Алексей Труфанов
Сельский почтальон, Лепельский район, 1990. Фотограф Евгений Козюля
Человек и тень, 1991. Фотограф Виктор Каленик
Комаровский рынок, Минск, 1988. Фотограф Владимир Парфенок
Нет доступных фотографий