Минская школа фотографии: другая, авторская

Исходным моментом для становления «Минской школы» стало образование в сентябре 1960-го одного из первых послевоенных белорусских фотоклубов – «Miнск». Его появление дало необходимый оплот для формирования среды, альтернативной по отношению к официальной фотографии, где ключевые позиции принадлежали социалистическому реализму и репортажу. Любители съёмки давали ход творческому самовыражению, стала появляться авторская фотография.

Идейным вдохновителем и основателем минской школы называют мастера портрета-состояния и уличной фотографии Валерия Лобко. На самом деле со школой связаны имена десятков прославленных имён, среди которых такие признанные классики белорусской фотографии, как Юрий Васильев, Виктор Бутра, Евгений Козюля. Активность участников «Miнска» привела к возникновению выставки «Фотографика». С 1971 года она регулярно собирала фотохудожников из Прибалтики, Украины и России. Газетчики стали называть белорусскую столицу фотографической Меккой. Фотоклубная деятельность...

Исходным моментом для становления «Минской школы» стало образование в сентябре 1960-го одного из первых послевоенных белорусских фотоклубов – «Miнск». Его появление дало необходимый оплот для формирования среды, альтернативной по отношению к официальной фотографии, где ключевые позиции принадлежали социалистическому реализму и репортажу. Любители съёмки давали ход творческому самовыражению, стала появляться авторская фотография.

Идейным вдохновителем и основателем минской школы называют мастера портрета-состояния и уличной фотографии Валерия Лобко. На самом деле со школой связаны имена десятков прославленных имён, среди которых такие признанные классики белорусской фотографии, как Юрий Васильев, Виктор Бутра, Евгений Козюля. Активность участников «Miнска» привела к возникновению выставки «Фотографика». С 1971 года она регулярно собирала фотохудожников из Прибалтики, Украины и России. Газетчики стали называть белорусскую столицу фотографической Меккой. Фотоклубная деятельность распространилась на все областные центры. Однако главным двигателем белорусской фотографии оставался фотоклуб «Мiнск».

Конец 1980-х годов ознаменовался для белорусской фотографии международным признанием и зачастило определение «Минская школа креативной фотографии». Впервые его предложил в 1988 году финский куратор Х. Ээрикайнен. О единой тональности в рамках школы речь обычно не идёт, поскольку её участники, не сковали себя ни единым жанром, ни фотографическим процессом. Особенно явственна отличительность художественных манер, когда мы просматриваем концептуальное «Невидимое» Игоря Савченко и «Metaphotos» Михаила Гаруса, психологический документализм Виктора Бутры и цианотипии Виктора Сенкова, своеобразный кухонный сюрреализм «Персоны нон грата» и уличные зарисовки «Фрагментов бытия» Владимира Парфенока. Должно быть, неустанное стремление к творческому самовыражению и легло в основу этого замечательного культурного феномена – Минской школы творческой фотографии.

Читать ещё ...
Сад, 1983. Фотограф Валерий Лобко
Пейзаж, 1990. Фотограф Виктор Каленик
Право выбора, 1980. Фотограф Михаил Жилинский
Продукт эмансипации, 1970. Фотограф Виктор Бутра
Ок. 1980. Фотограф Виктор Бутра
Ок. 1990. Фотограф Виктор Каленик
На крыше, 1980-е. Фотограф Виктор Каленик
Одесса. Из серии Фрагменты бытия. Фотограф Владимир Парфенок
Одесса. Из серии Фрагменты бытия. Фотограф Владимир Парфенок
Из серии Фрагменты бытия. Минск. Фотограф Владимир Парфенок
Каунас, 1986 – 1989. Фотограф Владимир Парфенок
Из серии Фрагменты бытия. Вильнюс, ок. 1987. Фотограф Владимир Парфенок
Из серии Фрагменты бытия. Вильнюс, ок. 1987. Фотограф Владимир Парфенок
Из серии Уникаты, 2009. Фотограф Игорь Савченко
Из серии Уникаты, 2010. Фотограф Игорь Савченко
Из серии Полесье, 1983. Фотограф Юрий Васильев
Из серии Сад камней, 1991. Фотограф Владимир Парфенок
Из серии Люди в транспорте. Фотограф Валерий Лобко
Из серии Люди в транспорте. Фотограф Валерий Лобко
Из серии Люди в транспорте. Фотограф Валерий Лобко
Из прошлого. Цикл Полесье, 1976. Деревня Неглюбка, Ветковский район, Белоруссия. Фотограф Евгений Козюля
Из серии Next stop – Soviet. Фотограф Валерий Лобко
Вечерки в деревне Белолозы. Дятловский район, Белоруссия, 1990. Фотограф Евгений Козюля
Из Полесской серии. Фотограф Валерий Лобко
Бильярд. Фотограф Валерий Лобко
Вениамин Иванович, 1980. Фотограф Анатолий Дудкин
Мостик, 1980-е. Фотограф Виктор Бутра
Сын, 1972. Фотограф Юрий Васильев
Кижи, 1972. Фотограф Юрий Васильев
Рельсы, 1995. Фотограф Игорь Савченко
Нет доступных фотографий