Франк Хорват: универсальный талант

Франк Хорват (Frank Horvat) – Леонардо Да Винчи в мире фотографии. Подобно человеку эпохи Возрождения – универсальному человеку, Хорват был успешен во всех жанрах, в которых стремился себя проявить. Классик фотографии, за 75 лет творческого пути он зарекомендовал себя как яркий и самобытный репортажный фотограф, мастер уличной фотографии, фотограф-концептуалист. Современные фотографы отдают дань уважения его революции в модной фотографии, к которой Хорват один из первых применил журналистский подход. Он считал своим учителем Анри Картье-Брессона, но создал свой собственный, уникальный стиль съёмки. Снимки Хорвата предполагали двойное откровение – важность объекта фотографии, но также личности самого фотографа. Сам он называют свою фотографию «дом с пятнадцатью ключами». С особым чувством красоты, проницательности и любопытства он исследовал двадцатый век через видоискатель своего фотоаппарата.

Франк Хорват родился в Италии в 1928 году. Родители были евреями, выходцами из...

Франк Хорват (Frank Horvat) – Леонардо Да Винчи в мире фотографии. Подобно человеку эпохи Возрождения – универсальному человеку, Хорват был успешен во всех жанрах, в которых стремился себя проявить. Классик фотографии, за 75 лет творческого пути он зарекомендовал себя как яркий и самобытный репортажный фотограф, мастер уличной фотографии, фотограф-концептуалист. Современные фотографы отдают дань уважения его революции в модной фотографии, к которой Хорват один из первых применил журналистский подход. Он считал своим учителем Анри Картье-Брессона, но создал свой собственный, уникальный стиль съёмки. Снимки Хорвата предполагали двойное откровение – важность объекта фотографии, но также личности самого фотографа. Сам он называют свою фотографию «дом с пятнадцатью ключами». С особым чувством красоты, проницательности и любопытства он исследовал двадцатый век через видоискатель своего фотоаппарата.

Франк Хорват родился в Италии в 1928 году. Родители были евреями, выходцами из Центральной Европы. Отец Карл – врач общей практики из Венгрии, мать Адель – психотерапевт из Вены. Когда Франку исполнилось 11 лет, семья вынуждена была эмигрировать в Швейцарию, спасаясь от фашизма в Италии. Фотография появилась в жизни Хорвата в 15 лет, когда он выменял альбом с марками, которые коллекционировал, на подержанную камеру «Retinamat».

«Одноклассник убедил меня, что фотоаппарат поможет мне знакомиться с девушками, - шутит он. – На самом деле, это сработало лучше, чем коллекционирование марок».

Теперь в свои альбомы он вклеивал не марки, а контактные отпечатки размером 24х36. Не имея опыта в съёмке, юный Франк улучшал композицию на своих снимках, обрезая их ножницами.

«У меня не было ни фотолаборатории, ни выбора объективов, я никогда не видел ни книг, ни выставок о фотографии, а журнал «Life» еще не был доступен в Швейцарии. Единственным профессиональным фотографом, которого я когда-либо встречал – был человек из-за угла, который делал фотографии на паспорт и свадебные портреты».

В 1947 году он переехал в Милан и начал там изучать искусство в Академии Брера. Через какое-то время устроился на работу в рекламную фирму. Его работа фотографом-фрилансером случилась, когда в газетных киосках начали появляться первые выпуски журнала «Life». Хорват вспоминает, что тогда его авторам подражали по всему миру. Сам он был в восхищении от работ Анри Карте-Брессона, Роберта Капы, Дэвида Сеймура, Роберта Бишопа. Они нравились ему как фотографы, но также как искатели приключений. Фотожурналистика показалась Хорвату прекрасной возможностью объединить мечты о творчестве с желанием познать мир. Его первым профессиональным занятием стала съёмка для итальянского журнала «Epoca». Товарищ Хорвата – Гвидо Альманси, который мечтал стать писателем, предложил ему проиллюстрировать публикацию о читательских привычках итальянцев. Оценивая свою работу спустя десятилетия, Хорват признает, что те фотографии отличались от всего, что он снимал в будущем, а главным водоразделом в его творчестве стала поездка в Париж в 1951 году и личное знакомство с Анри Картье-Брессоном.

«Его критика стала для меня шоком, - вспоминал Хорват. - Ты пользуешься Rolleiflex? Неужели Бог обратил свой взор на твой живот? И вспышка? А цвет? Я бы использовал цвет только в том случае, если бы у меня была своя собственная палитра, а не стал бы полагаться на Kodak! Он перевернул стопку моих снимков вверх ногами, чтобы не отвлекаться на выражения лиц, внимательно изучил каждый из них с точки зрения композиции, указывая на мои ошибки и закончил выводом: "Вы все неправильно поняли! Сходите в Лувр и посмотрите на работы Пуссена!"»

С того дня он рассматривал юного фотографа в качестве своего ученика. Брессон посоветовал ему тут же перейти на фотоаппарат «Leica». По его наставлению Хорват отправился в качестве журналиста-фрилансера в двухлетнее путешествие по Азии. Его снимок индийской невесты под вуалью, который они привез из этой поездки, был включен в легендарную выставку «Род человеческий», организованную в Музее современного искусства Нью-Йорка Эдвардом Стайхеном. Большинство фотографий были напечатаны в журналах по всему миру.

Из жанра репортажной фотографии Хорват плавно перешел к фотографии моды. Тут он по истине бросил вызов фэшн-съемке 50-х. Статичные студийные образы, громоздкие, неживые позы, натянутые улыбки. Хорват удивил всех, используя в съёмке только 35-миллиметровую пленочную камеру и по завету Брессона – естественный свет. Его не интересовали привычные декорации, Хорват предпочитал снимать моделей на рынке, прозванном Золя «Парижским чревом», проводил съёмки в ночном баре, среди пьяных завсегдатаев и бродяг.

«Девушка оперлась локтями на стойку, она была профессионалкой и хорошо поняла, что стоит отказаться от драматических поз, держать голову слегка опущенной, будто она сама перебрала. Эта сцена могла происходить в реальности, читатели журнала могли вообразить её «парижской реальностью». Свет был тусклым, фотографии получились зернистыми, но это сделало их более правдоподобными».

Занимаясь модной фотографией и путешествуя между Парижем и Нью-Йорком, Хорват снял свои лучшие работы. Его Нью-Йорк 80-х – цветные поэтические зарисовки города и его странных обитателей. «Портреты деревьев» – глубокое исследование сущности природы и человека.

Когда в конце 80-х врачи обнаружили у него проблемы со зрением, вынуждено оставив фотографию на какое-то время, он записал серию обширных интервью с классиками фотографии – Хельмутом Ньютоном, Сарой Мун, Йозефом Куделкой, Робером Дуано и другими великими фотографами, которые выпустил в виде книги «Entre Vues». С отдельными интервью можно познакомиться на сайте Франка Хорвата. Начиная с 90-х его снимки становятся все более авторскими и личными. В 1999 году в рамках проекта «Ежедневный отчет» Хорват снимал по одной фотографии каждый день в течении последнего года тысячелетия. Он работал до глубокой старости и был один из первых крупных фотографов, экспериментирующих с цифровыми технологиями, включая обработку своих снимков в «Photoshop». Хорват уделял много внимания переосмыслению своих старых работ. С годами его творчество становилось все более поэтичным – чувствительность к текстуре, образность, контровое освещение. Сам фотограф высоко ценил эти работы, считал их самым личным проявлением своего искусства.

«Часто думаю о художниках, которые прожили достаточно долго, чтобы создать свои лучшие работы в последние годы жизни: Тициан, Рембрандт, Ренуар, Пикассо. Конечно, я не стал бы сравнивать себя с ними, за исключением возраста, но в таком преклонном возрасте этим художника не нужно было ничего доказывать, они могли позволить себе свободу».

Франк Хорват ушел из жизни в 92 года. До последних дней он снимал, писал дневники, регулярно выезжал на прогулку на инвалидном кресле, чтобы продолжать запечатлевать этот мир. Хорвата считают классиком фотографии двадцатого века, за всю свою продолжительную творческую жизнь он провел более сорока персональных выставок, выпустил двадцать книг.

Больше работ на сайте фотографа.

Смотрите также личные проекты Франка Хорвата – «Портреты деревьев» и «Нью-Йорк вдоль и поперёк».

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Париж для Vogue France, вдохновленный фильмами 50-х годов., 1978 год. Фотограф Франк Хорват
Нью-Йорк, США, Центральный парк, 1970-е год. Фотограф Франк Хорват
Багамы, для Glamour USA, иллюстрация для упражнений на пляже, 1976 год. Фотограф Франк Хорват
Багамы, в кафе., 1976 год. Фотограф Франк Хорват
Аран, Ирландия, для Стерна, вязаная мода, 1974 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Vogue France, выпуск Хичкока, с Крисом О Коннором и мужчиной в окне, 1974 год. Фотограф Франк Хорват
1973, Париж, для Жасмин, модель с бокалом, 1973 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, реклама Kodak., 1981 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, мода для Vogue France., 1986 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Vogue Италия, Алессандра, 1986 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Vogue Italy, французские коллекции, с Анастасией Трайной., 1983 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Vogue Italy, французские коллекции, с Анастасией Трайной, 1983 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Vogue Italy, на тему фарфоровых фигурок, с Сашей., 1986 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Vogue Italy, крупным планом с Сашей., 1986, фотограф Франк Хорват
Париж, для Vogue Italy, Аурелия, беременная, 1986 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для LOfficiel, платье от Lanvin, 1989 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для LOfficiel, крупный план с Жизель, 1988 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для LOfficiel, вечернее платье, 1989 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для LOffciel, вечернее платье, 1987 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Frankfurter Allgemeine Magazin, украшения Buccellati., 1984 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Frankfurter Allgemeine Magazin, мода Comme des Garçons, с Аурелией Вайнгартен., 1983 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Figaro Madame, мода на жару, 1985 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, для Figaro Madame, красная шляпа и Эйфелева башня, с Патрицией Пилотти., 1986 год. Фотограф Франк Хорват
Париж, 1984 год. Фотограф Франк Хорват
Нормандия, Франция, для Frankfurter Allgemeine Magazin, вечерние платья., 1983 год. Фотограф Франк Хорват
Котиньяк, Франция, для Figaro Madame, детские воспоминания., 1985 год. Фотограф Франк Хорват
Нет доступных фотографий