Джордж Харрелл: король портретов, когда Голливуд был золотым, а кинозвёзды – богами

В золотой век Голливуда ни один фотограф не мог превзойти Джорджа Харрелла в мастерстве гламурного портрета. В этой сфере его называли королём. Потому что никто не выглядел более знаменитым, более чарующим и более могущественным, чем на фотографиях Харрелла. Все свои приёмы освещения и построения композиции, все возможности фотографии он применял на то, чтобы показать человека на пике своей привлекательности.

Джордж Харрелл (George Hurrell) родился в 1904 году. Его детство прошло в Цинциннати, штат Огайо, в непрерывном интересе к живописи. После художественной школы последовала учёба в Чикагском институте искусств. Фотографией Харрелл занялся исключительно для создания заготовок последующих картин. Эдвард Стайхен, увидев его снимки, посоветовал Харреллу заняться фотосъёмкой. К тому же, как обнаружилось, съёмка – более надёжный источник дохода, чем живопись. Харрелл без колебаний соединил искусство с коммерцией и чистосердечно вспоминал: «Я стал фотографом, потому что нужно было...

В золотой век Голливуда ни один фотограф не мог превзойти Джорджа Харрелла в мастерстве гламурного портрета. В этой сфере его называли королём. Потому что никто не выглядел более знаменитым, более чарующим и более могущественным, чем на фотографиях Харрелла. Все свои приёмы освещения и построения композиции, все возможности фотографии он применял на то, чтобы показать человека на пике своей привлекательности.

Джордж Харрелл (George Hurrell) родился в 1904 году. Его детство прошло в Цинциннати, штат Огайо, в непрерывном интересе к живописи. После художественной школы последовала учёба в Чикагском институте искусств. Фотографией Харрелл занялся исключительно для создания заготовок последующих картин. Эдвард Стайхен, увидев его снимки, посоветовал Харреллу заняться фотосъёмкой. К тому же, как обнаружилось, съёмка – более надёжный источник дохода, чем живопись. Харрелл без колебаний соединил искусство с коммерцией и чистосердечно вспоминал: «Я стал фотографом, потому что нужно было зарабатывать на жизнь».

Критической точкой в его карьере стала первая съёмка Нормы Ширер. К тому моменту актриса уже снялась в нескольких успешных фильмах и оказалась заложницей образа «хорошей девушки». Ширер мечтала сыграть в фильме «Развод», но даже её муж, вице-президент MGM Ирвинг Талберг, считал актрису недостаточно сексуальной для этой роли. Для смены амплуа она пошла на фотосессию к Харреллу и его фотографии помогли изменить всеобщее мнение. Ширер отдали главную роль. Фильм принёс ей премию «Оскар» и пожизненную ненависть от коллеги по цеху Джоан Кроуфорд, метившей на то же место. А Харреллу с октября 1929 года предложили работу главного фотографа-портретиста в Metro-Goldwyn-Mayer.

Он делал коммерческие портреты кинозвёзд в те времена, когда одной лишь рекламной фотографией можно было создать звезду или её загубить. Такие снимки служили важным элементом в процессе популяризации кумиров и продвижения фильмов. Рекламный отдел киностудий размещал их в журналах, отправлял копии в ответ на письма поклонников. Цель состояла не в том, чтобы очеловечить знаменитостей, а в том, чтобы их возвысить. На снимках актёры казались идеализированными экранными богами.

Джордж Харрелл разработал свои методы освещения и выстраивал композицию так, чтобы придавать моделям особую ауру изящества, таинственности и совершенства. Самой важной частью в своём стиле Харрелл называл работу с тенями. Он ставил перед собой задачу «слепить» лицо, а не залить его светом. Для этого использовал легко перемещаемый фонарь, который прикреплял к микрофонной стойке, создавал подсветку для скул, добавлял тени под глазами и носом. К тому же Харрелл отменно ретушировал снимки. В отличие от многих студийных фотографов он печатал собственные работы и предъявлял к качеству изображений самые высокие требования.

Харрелл старался создавать на фотосессиях комфортные условия, его заботила расслабленность и хорошее настроение моделей. Для них играла джазовая музыка, а иногда портретируемых даже развлекали акробаты. Фотограф обрёл тотальную популярность у голливудских звёзд. Кэтрин Хепбёрн, Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу, Кларк Гейбл, Грета Гарбо, Джейн Расселл, Рита Хейворт, Уоллес Бири, Мари Дресслер, Хамфри Богарт, Эррол Флинн, Джеймс Кэгни – все заказывали портреты у Джорджа Харрелла.

К середине 1950-х годов фотограф понял, что его портретный стиль больше не привлекает киностудии. Наступила пора демистификации экранных божеств; актёры стали такими же, как все, только красивее. В 1965 году в Нью-Йорке прошла выставка его работ, и увлечение творчеством мастера возродилось. Он вернулся к портретной съёмке и запечатлел уже современных звёзд, среди них Брук Шилдс, Шэрон Стоун, Харрисон Форд и Мишель Пфайффер. Харрелл продолжил работать в рекламной индустрии до самой смерти в 1992 году. Сегодня его работы хранятся в коллекциях Музея Гетти, Музея современного искусства в Нью-Йорке и в Библиотеке Конгресса США.

В истории фотографии Харрелл остался мастером голливудского гламура, который повлиял на многих коллег. Его последователем называет себя и Марио Тестино. «Мне трудно поверить, что какой-либо фотограф, пытающийся запечатлеть суть "звезды", так или иначе не подвергся влиянию Харрелла», – убеждён Тестино. В этих фотографиях знаменитости сияют настолько ярко, словно сами источают свет, элегантность и грацию вне времени.

Читать ещё ...
Шерилин Фенн, 1992. Фотограф Джордж Харрелл
Хеди Ламарр, 1938. Фотограф Джордж Харрелл
Марлен Дитрих, 1933. Фотограф Джордж Харрелл
Кэрол Ломбард. Фотограф Джордж Харрелл
Кэрол Ломбард, 1936. Фотограф Джордж Харрелл
Рэй Шарки, 1982. Фотограф Джордж Харрелл
Рамон Новарро, 1930-е. Фотограф Джордж Харрелл
Норма Ширер. Фотограф Джордж Харрелл
Норма Ширер, 1932. Фотограф Джордж Харрелл
Норма Ширер, 1932. Фотограф Джордж Харрелл
Мюриел Тереза Райт, 1942. Фотограф Джордж Харрелл
Норма Ширер, 1929. Фотограф Джордж Харрелл
Джин Харлоу, 1935. Фотограф Джордж Харрелл
Джин Харлоу, 1930-е. Фотограф Джордж Харрелл
Джин Тирни, 1944. Фотограф Джордж Харрелл
Джейн Расселл. Фотограф Джордж Харрелл
Вирджиния Брюс, 1940. Фотограф Джордж Харрелл
Шэрон Стоун. Фотограф Джордж Харрелл
Энн Шеридан. Фотограф Джордж Харрелл
Шарль Буайе, 1938. Фотограф Джордж Харрелл
Рита Хейворт, 1940. Фотограф Джордж Харрелл
Марлен Дитрих. Фотограф Джордж Харрелл
Марлен Дитрих, 1938. Фотограф Джордж Харрелл
Кларк Гейбл, 1932. Фотограф Джордж Харрелл
Дороти Ламур, 1930-е. Фотограф Джордж Харрелл
Джоан Кроуфорд, 1932. Фотограф Джордж Харрелл
Джон Берримор, 1933. Фотограф Джордж Харрелл
Грета Гарбо и Джон Бэрримор (Берримор), 1933. Фотограф Джордж Харрелл
Гилберт Роланд. Фотограф Джордж Харрелл
Вероника Лейк, 1941. Фотограф Джордж Харрелл
Нет доступных фотографий