Борис Регистер: брейгелевские мотивы и метафоричность Кафки

Руины замков, шпили готических церквей, испещренные сколами барельефы на фасадах зданий, фонтаны, уснувшие на века. В этих призрачных декорациях старого Кёнигсберга творит калининградский фотохудожник Борис Регистер. Глядя на его работы, кажется, что фотограф обнаружил тайный временной разлом. Несколько веков на его снимках слились в одно мгновение.

На фотографиях Бориса Регистера, как в старинной предсвадебной английской поговорке «что-то новое, что-то старое, что-то взятое взаймы». Калининград в этом смысле уникальный город. Только здесь запросто двое рабочих могут обедать на кирпичной стене в тени старого Кафедрального собора напротив могилы философа Иммануила Канта. Послевоенное время принесло этому краю сложные перемены. Переселенцы со всего бывшего Советского Союза заселили и начали обживать богатую историей землю когда-то Восточной Пруссии.

Человек с тонким восприятием не может этого не ощущить. В таких иррациональных местах есть что-то сновидческое. Наслоение прошлого и...

Руины замков, шпили готических церквей, испещренные сколами барельефы на фасадах зданий, фонтаны, уснувшие на века. В этих призрачных декорациях старого Кёнигсберга творит калининградский фотохудожник Борис Регистер. Глядя на его работы, кажется, что фотограф обнаружил тайный временной разлом. Несколько веков на его снимках слились в одно мгновение.

На фотографиях Бориса Регистера, как в старинной предсвадебной английской поговорке «что-то новое, что-то старое, что-то взятое взаймы». Калининград в этом смысле уникальный город. Только здесь запросто двое рабочих могут обедать на кирпичной стене в тени старого Кафедрального собора напротив могилы философа Иммануила Канта. Послевоенное время принесло этому краю сложные перемены. Переселенцы со всего бывшего Советского Союза заселили и начали обживать богатую историей землю когда-то Восточной Пруссии.

Человек с тонким восприятием не может этого не ощущить. В таких иррациональных местах есть что-то сновидческое. Наслоение прошлого и настоящего гипнотизируют своей осязаемостью.

«Орденские времена помнят цокот копыт рыцарских коней по мостовой, и звон первого колокола старой кирхи. Пришло новое время, нового человека, которое затмило это прошлое, заменило на свои лозунги, язык, культуру, традиции», — размышляет над одной из своих фотографий Борис Регистер.

Каждый его кадр – это история. История настоящего, без отрицания прошлого. Ему есть дело до всего. До старого живописного фонтана, в начале века созданного немецким скульптором. Когда-то фонтан украшал предместье Кёнигсбергского замка, но после был перенесён во двор университетской больницы. Руины красоты, буднично оставленные на задворках. Удручающий пейзаж посёлка Ушаково с развалинами замка времён крестоносцев и старой обветшалой кирхой.

Преданность чёрно-белой плёнке, старой фототехнике проявляет в его снимках то самое скрытое измерение. Сам фотограф называет этот момент – «Затмение времени». Так названа серия, над которой он работает уже более тридцати лет.

«Мне интересно анализировать, как мы уживаемся с остатками прежней культуры – принимаем её или нет».

Борис не по наслышке знает, как это – находить своё место в другой культуре. Фотограф родился и вырос в Ташкенте. Начал снимать в кино-фото кружке при школе. Окончил вуз по специальности учитель английского языка, но избрал для себя фотожурналистику. Работал фотографом на Ташкентском авиационном заводе и заводе «Алгоритм». После переезда в Калининградскую область в 1991 году продолжил снимать для местных и федеральных СМИ. Год переезда также можно считать годом рождения его многолетней серии. Сложно сказать – это Калининград проявил в нём эту исследовательскую страсть, или он своим чутким взглядом сумел «проявить» призраков прошлого в силуэтах старого города. Герои его снимков подобно персонажам Кафки всё устремляются в гору к мифическому замку, но дорога обрывается и водит их по кругу бытия.

Его влечёт история, которая стоит за каждым кадром, в каждой фотографии незримое соучастие. Так рождаются громкие социальные серии. Серия из инфекционной больницы, которая пугает достоверностью. Борис показал, в каких ужасных условиях содержатся пациенты. Был широкий общественный резонанс и в больнице сделали ремонт. Поражает его серия фотографий из полуразрушенной школы в Чехово Калининградской области, пронзительная надпись «Прости нас школа» на стене одного из классов. Фотография, по его мнению, должна созидать. Она также призвана честно рассказать о том, чем мы жили.

«Каждый день, в том числе и сегодняшний, составляет прошлое. Мы просто не оборачиваемся назад и не видим, что ещё один день канул в историю – это всё остаётся потомкам».

В 2016 году Борис Регистер получил престижную награду для фотографов в Австрии имени лауреата Нобелевской премии Альфреда Фрида. Премия вручается фотографам, которые исследуют в своём творчестве тему мирного сосуществования и гуманизма. Работы Бориса из серии «Затмение времени» вошли в призовую пятёрку. На конкурс было подано 3700 заявок из 127 стран Мира. Борис Регистер стал единственным финалистом от России.

Его сюжеты ненарочны и жизненны, потому что они и есть жизнь. Такая фотография всегда рядом, большой талант увидеть красоту в приевшейся обыденности. Борис признаётся, что готов часами выжидать, пока луч солнца упадёт в нужное место, а тень примет необходимую конфигурацию. В этом и состоит дар поймать тот самый пиковый момент происходящего, который от большинства ускользает. Борис преимущественно снимает в уже родном Калининградском крае, но серия его фотографий из старого Ташкента, работы снятые в Сан-Франциско впечатляют не меньше. С ним всё также его неизменный старая фотокамера 1987 года выпуска, рулонны чёрно-белой плёнки, порою самодельный монокль, который делает его снимки ещё более иррациональными.

Работы Бориса Регистера находятся в престижных галереях и музеях по всему миру, их приобретают для частных и музейных коллекций. Познакомиться с творчеством фотографа, его мыслями, можно на странице в фейсбук, аккаунте в инстаграм.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Незаконченная песня, посёлок Знаменск, Калининградская область, 2010 год. Фотограф Борис Регистер
Саморазвлечения, Знаменск, архив 2012 год. Фотограф Борис Регистер
Гвардейск, 2011 год. Фотограф Борис Регистер
Из серии Кантомия, 2013 год. Фотограф Борис Регистер
Метафора по Кафке, Черняховск, Калининградская область, 2013 год. Фотограф Борис Регистер
Фонтан Путти, Калининград, 2011 год. Фотограф Борис Регистер
Insterburg, 2012 год. Фотограф Борис Регистер
Затмение времени, Черняховск, Калининградская область, 2013 год. Фотограф Борис Регистер
Два мира, Гвардейск, Калининградская область, 2015 год. Фотограф Борис Регистер
Тихий пионерский час, Гвардейск, 1991 год. Фотограф Борис Регистер
Посёлок Ясное, Калининградская область, 2013 год. Фотограф Борис Регистер
Insterburg, 2016 год. Фотограф Борис Регистер
Калининградская область, посёлок Храброво, 2015 год. Фотограф Борис Регистер
Из серии Затмение времени. Фотограф Борис Регистер
Идилия, посёлок Железнодорожный, 2016 год. Фотограф Борис Регистер
Из серии Код времени. Фотограф Борис Регистер
Икар, Калининградская область, 1991 год. Фотограф Борис Регистер
Калининградская область, блошиный рынок, архив, 1994 год. Фотограф Борис Регистер
Посёлок Мысовка, День рыбака, 2019 год. Фотограф Борис Регистер
Калининградская область, посёлок Холмогоровка, 2019 год. Фотограф Борис Регистер
Посёлок Ясное, Калининградская область, 2019 год. Фотограф Борис Регистер
Яблоко, 2012 год. Фотограф Борис Регистер
Память предков, посёлок Зеленополье, Калининградская область, 2013 год. Фотограф Борис Регистер
Мальчик с глобусом, 2014 год. Фотограф Борис Регистер
Кочегарка из серии Код времени. Фотограф Борис Регистер
Кочегарка, Гвардейск, 2011 год. Фотограф Борис Регистер
Железнодорожный, 1998 год. Фотограф Борис Регистер
Калиниградская область, посёлок Храброво, 2015 год. Фотограф Борис Регистер
Весна на улице, самоизоляция. Фотограф Борис Регистер
Нет доступных фотографий