Борис Регистер: брейгелевские мотивы и метафоричность Кафки

Руины замков, шпили готических церквей, испещренные сколами барельефы на фасадах зданий, фонтаны, уснувшие на века. В этих призрачных декорациях старого Кёнигсберга творит калининградский фотохудожник Борис Регистер. Глядя на его работы, кажется, что фотограф обнаружил тайный временной разлом. Несколько веков на его снимках слились в одно мгновение.

На фотографиях Бориса Регистера, как в старинной предсвадебной английской поговорке «что-то новое, что-то старое, что-то взятое взаймы». Калининград в этом смысле уникальный город. Только здесь запросто двое рабочих могут обедать на кирпичной стене в тени старого Кафедрального собора напротив могилы философа Иммануила Канта. Послевоенное время принесло этому краю сложные перемены. Переселенцы со всего бывшего Советского Союза заселили и начали обживать богатую историей землю когда-то Восточной Пруссии.

Человек с тонким восприятием не может этого не ощущить. В таких иррациональных местах есть что-то сновидческое. Наслоение прошлого и...

Руины замков, шпили готических церквей, испещренные сколами барельефы на фасадах зданий, фонтаны, уснувшие на века. В этих призрачных декорациях старого Кёнигсберга творит калининградский фотохудожник Борис Регистер. Глядя на его работы, кажется, что фотограф обнаружил тайный временной разлом. Несколько веков на его снимках слились в одно мгновение.

На фотографиях Бориса Регистера, как в старинной предсвадебной английской поговорке «что-то новое, что-то старое, что-то взятое взаймы». Калининград в этом смысле уникальный город. Только здесь запросто двое рабочих могут обедать на кирпичной стене в тени старого Кафедрального собора напротив могилы философа Иммануила Канта. Послевоенное время принесло этому краю сложные перемены. Переселенцы со всего бывшего Советского Союза заселили и начали обживать богатую историей землю когда-то Восточной Пруссии.

Человек с тонким восприятием не может этого не ощущить. В таких иррациональных местах есть что-то сновидческое. Наслоение прошлого и настоящего гипнотизируют своей осязаемостью.

«Орденские времена помнят цокот копыт рыцарских коней по мостовой, и звон первого колокола старой кирхи. Пришло новое время, нового человека, которое затмило это прошлое, заменило на свои лозунги, язык, культуру, традиции», — размышляет над одной из своих фотографий Борис Регистер.

Каждый его кадр – это история. История настоящего, без отрицания прошлого. Ему есть дело до всего. До старого живописного фонтана, в начале века созданного немецким скульптором. Когда-то фонтан украшал предместье Кёнигсбергского замка, но после был перенесён во двор университетской больницы. Руины красоты, буднично оставленные на задворках. Удручающий пейзаж посёлка Ушаково с развалинами замка времён крестоносцев и старой обветшалой кирхой.

Преданность чёрно-белой плёнке, старой фототехнике проявляет в его снимках то самое скрытое измерение. Сам фотограф называет этот момент – «Затмение времени». Так названа серия, над которой он работает уже более тридцати лет.

«Мне интересно анализировать, как мы уживаемся с остатками прежней культуры – принимаем её или нет».

Борис не по наслышке знает, как это – находить своё место в другой культуре. Фотограф родился и вырос в Ташкенте. Начал снимать в кино-фото кружке при школе. Окончил вуз по специальности учитель английского языка, но избрал для себя фотожурналистику. Работал фотографом на Ташкентском авиационном заводе и заводе «Алгоритм». После переезда в Калининградскую область в 1991 году продолжил снимать для местных и федеральных СМИ. Год переезда также можно считать годом рождения его многолетней серии. Сложно сказать – это Калининград проявил в нём эту исследовательскую страсть, или он своим чутким взглядом сумел «проявить» призраков прошлого в силуэтах старого города. Герои его снимков подобно персонажам Кафки всё устремляются в гору к мифическому замку, но дорога обрывается и водит их по кругу бытия.

Его влечёт история, которая стоит за каждым кадром, в каждой фотографии незримое соучастие. Так рождаются громкие социальные серии. Серия из инфекционной больницы, которая пугает достоверностью. Борис показал, в каких ужасных условиях содержатся пациенты. Был широкий общественный резонанс и в больнице сделали ремонт. Поражает его серия фотографий из полуразрушенной школы в Чехово Калининградской области, пронзительная надпись «Прости нас школа» на стене одного из классов. Фотография, по его мнению, должна созидать. Она также призвана честно рассказать о том, чем мы жили.

«Каждый день, в том числе и сегодняшний, составляет прошлое. Мы просто не оборачиваемся назад и не видим, что ещё один день канул в историю – это всё остаётся потомкам».

В 2016 году Борис Регистер получил престижную награду для фотографов в Австрии имени лауреата Нобелевской премии Альфреда Фрида. Премия вручается фотографам, которые исследуют в своём творчестве тему мирного сосуществования и гуманизма. Работы Бориса из серии «Затмение времени» вошли в призовую пятёрку. На конкурс было подано 3700 заявок из 127 стран Мира. Борис Регистер стал единственным финалистом от России.

Его сюжеты ненарочны и жизненны, потому что они и есть жизнь. Такая фотография всегда рядом, большой талант увидеть красоту в приевшейся обыденности. Борис признаётся, что готов часами выжидать, пока луч солнца упадёт в нужное место, а тень примет необходимую конфигурацию. В этом и состоит дар поймать тот самый пиковый момент происходящего, который от большинства ускользает. Борис преимущественно снимает в уже родном Калининградском крае, но серия его фотографий из старого Ташкента, работы снятые в Сан-Франциско впечатляют не меньше. С ним всё также его неизменный старая фотокамера 1987 года выпуска, рулонны чёрно-белой плёнки, порою самодельный монокль, который делает его снимки ещё более иррациональными.

Работы Бориса Регистера находятся в престижных галереях и музеях по всему миру, их приобретают для частных и музейных коллекций. Познакомиться с творчеством фотографа, его мыслями, можно на странице в фейсбук, аккаунте в инстаграм.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Велау, 2012 год. Фотограф Борис Регистер
Валенки в Велау, 2013 год. Фотограф Борис Регистер
Черняховск, Калининградская область, 2013 год. Фотограф Борис Регистер
Сто дней короткого лета, Балтийск, 2017 год. Фотограф Борис Регистер
Я - птица! Гвардейск, Калининградская область, 2007 год. Фотограф Борис Регистер
Фотограф Борис Регистер
Сельское поселение Ясное, (до 1938 года Каукемен (нем. Kaukehmen). Фотограф Борис Регистер
Засолка, Железнодорожный, Калиниградская область, 2001 год. Фотограф Борис Регистер
Знаменск, Калининградская область, 2001 год. Фотограф Борис Регистер
Томится день дождливой грезы... Балтийская коса, 2017 год. Фотограф Борис Регистер
Фотограф Борис Регистер
Тишино, 2000 год. Фотограф Борис Регистер
Знаменск, Калининградская область, 2011 год. Фотограф Борис Регистер
Метафора, посёлок Ясное, Калиниградская область, 2015 год. Фотограф Борис Регистер
На плацу, Калининград, 2016 год. Фотограф Борис Регистер
Метаморфоз у башни Бисмарка, Черняховск, Калиниградская область, 2016 год. Фотограф Борис Регистер
Посёлок Железнодорожный, Калининградская область, 2018 год. Фотограф Борис Регистер
Масленица, посёлок Чехово, Калиниградская область, 2013 год. Фотограф Борис Регистер
Посёлок Ясное, 2018 год. Фотограф Борис Регистер
Калининград, 2021 год. Фотограф Борис Регистер
Команда, Калининградская область, 2014 год. Фотограф Борис Регистер
Кёнигсберг-Калининград, 2015 год. Фотограф Борис Регистер
Калининградская область, 2021 год. Фотограф Борис Регистер
Калининградская область, Балтийская коса, 2021 год. Фотограф Борис Регистер
Моё детство, 2007 год. Фотограф Борис Регистер
Фотограф Борис Регистер
Фотограф Борис Регистер
Кукольник у ратонды Королевы Луизы, Калининград, 2016 год. Фотограф Борис Регистер
Обеденный рабочий  ланч у сиротского дома, напротив Кафедрального собора  и могилы И. Канта, 2021 год. Фотограф Борис Регистер
Один из фортов фортового пояса Ночное перо Кёнигсберга. Фотограф Борис Регистер
Нет доступных фотографий