Художественные постеры к фильмам

Иллюстрированные, художественные кинопостеры, без преувеличения, можно считать уходящим искусством. Времена, когда афиши были отрисованы вручную, а после отпечатаны и вывешены в холлах кинотеатров, практически ушли в небытие. Над кинопостерами продолжают трудиться именитые художники и дизайнеры, но больше это не штучный продукт. Чаще всего они просто проецируются на экраны у входа в кинотеатры. Бумажные кинопостеры стали предметом коллекционирования, а также изучения. Созданные вручную, уникальные арт-постеры, уходят с аукционов за сотни тысяч долларов, выставляются в галереях и музеях по всему миру.

Киноафиши всегда были важной частью языка кинематографа и длительное время едва ли не основным инструментом для продвижения фильма. Студии выделяли солидные бюджеты, призывая самых талантливых художников-плакатистов для создания ярких, запоминающихся образов. Стиль киноафиш менялся в зависимости от актуальности художественного направления, которое было популярно. И если первые...

Иллюстрированные, художественные кинопостеры, без преувеличения, можно считать уходящим искусством. Времена, когда афиши были отрисованы вручную, а после отпечатаны и вывешены в холлах кинотеатров, практически ушли в небытие. Над кинопостерами продолжают трудиться именитые художники и дизайнеры, но больше это не штучный продукт. Чаще всего они просто проецируются на экраны у входа в кинотеатры. Бумажные кинопостеры стали предметом коллекционирования, а также изучения. Созданные вручную, уникальные арт-постеры, уходят с аукционов за сотни тысяч долларов, выставляются в галереях и музеях по всему миру.

Киноафиши всегда были важной частью языка кинематографа и длительное время едва ли не основным инструментом для продвижения фильма. Студии выделяли солидные бюджеты, призывая самых талантливых художников-плакатистов для создания ярких, запоминающихся образов. Стиль киноафиш менялся в зависимости от актуальности художественного направления, которое было популярно. И если первые кинопостеры были сложносочиненными литографиями в стиле арт-нуво, то уже вскоре на смену им пришел вызывающий геометрический дизайн, яркие цвета, гармоничная композиция арт-деко, который стал символом эпохи «золотых двадцатых». Картина «Метрополис» немецкого режиссера Фрица Ланга стала абсолютной иконой этого направления, сегодня винтажные постеры фильма являются уникальным произведением искусства.

Сохранность оригинальных афиш оказалась под большим вопросом, поскольку изначально кинокомпании не видели в них особой ценности. Чаще всего постеры создавались исключительно для использования кинотеатрам, после проката фильма они возвращались дистрибьютору. В целях экономии возвращенные плакаты отправляли для использования в другие кинотеатры. Если фильм шел в прокате несколько лет, афиши сильно изнашивались, прежде чем поступить на склад, часто их просто выбрасывали. Случалось, что недобросовестные прокатчики по какой-то причине оставляли афиши у себя – либо забывали вернуть, либо сами отправляли в утиль.

Со временем трудоемкие шелкографию и литографию заменила офсетная печать. Кинопостеры стали более доступными. Их визуальная эстетика расширилась до невероятного количества стилей и подходов. Минималистичный дизайн, использование фотографии, коллажа, витиеватые шрифты, яркие цвета. Зачастую, создатели постеров сотрудничали с кинематографистами. Пиком их уникального творческого самовыражения можно считать 60-70-е, именуемые эрой психоделического кинопостера. Именно в этот период были созданы лучшие кинопостеры, которые в наше время признаны культовыми – это киноафиши к «Звездным войнам», фильмам французской новой волны, американским блокбастерам.

По иронии, жажда и стремление к коллекционированию постеров возникли, когда в той же Америке Национальная служба кинопроката практически прекратила свою деятельность и большая часть плакатов, которые хранились на складах, оказались в руках коллекционеров. Первый аукцион, посвященный исключительно постерам фильмов, состоялся в 1990 году. Его выручка составила 935 000 долларов.

За постерами началась настоящая охота. Доходило до курьезных случаев, когда раритетные, баснословно дорогие кинопостеры были обнаружены в качестве утеплителя стен в старых зданиях. Один из коллекционеров рассказал, что в 1910-1930 годах строители часто обращались в кинотеатры и выкупали у них по копеечной цене или брали задаром, устаревши киноафиши. Часто кинотеатры, когда фильм уходил из проката, наклеивали новый постер на старый, порою склейки состояли из нескольких десятков кинопостеров. Подобная склейка из 40 редких постеров фильмов 30-х годов (среди них оригинальные авторские афиши к фильму «Дракула») была обнаружена на чердаке в Бервике, штат Пенсильвания, США. Найденные постеры были проданы на аукционе за 502 000 долларов.

Логично, что количество винтажных постеров даже при очень бережном обращении непрерывно сокращается. Многих известных плакатистов, которые десятилетиями создавали киноафиши к самым знаковым картинам, уже нет в живых. В нашей подборке мы вспоминаем художников, которые прославились своими оригинальными работами. Каждая представленная работа, без преувеличений – штучное произведение искусства.

Такие имена, как Боб Пик («Звездный путь», «Апокалипсис сегодня»), Борис Гринссон («400 ударов»), Бил Голд (Кассабланка», «Заводной апельсин»), Роберт Макгиннис («Алмазы вечны», «Казино Рояль», «Завтрак у Тиффани»), Хайнц Эдельманн («The Beatles: Желтая подводная лодка»), Акико Штейренбергер («Все везде и сразу»), Дрю Струзан («Звездные войны», «Инопланетянин», «Индиана Джонс», «Назад в будущее», «Парк Юрского периода») и множество других талантливых художников давно стали признанными классиками школы плаката.

Киноманы со всего мира делают все, чтобы сохранить уникальное историческое наследие киноафиш. В нашей подборке представлены наиболее интересные и яркие экземпляры иллюстрированных художественных постеров. Все киноафиши в большом разрешении и доступны для скачивания.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Восемь с половиной (Otto e mezzo, 1963), режиссёр Федерико Феллини, художественный постер к фильму (Польша, 1980 год), автор Анджей Паговский
12 разгневанных мужчин (12 Angry Men, 1957), режиссёр Сидни Люмет, иллюстрированный постер к фильму (East Германия, 1965 год)
12 разгневанных мужчин (12 Angry Men, 1957), режиссёр Сидни Люмет, художественный постер к фильму (Россия, 1961 год), автор Иван Леонтьевич Коваленко
15-летие кинематографа Кубы, иллюстрированный постер (Куба, 1975 год), автор Антонио Фернандес Ребойро
20 000 лье под водой (20,000 Leagues Under the Sea, 1954), режиссёр Ричард Флейшер, иллюстрированный постер к фильму (Германия, 1976 год)
101 далматинец (101 Dalmatians, 1961), режиссёр Клайд Джероними, иллюстрированный постер к фильму (Венгрия, 1984 год), автор Габриэлла Хайнал
Четыреста ударов (The 400 Blows, 1959), режиссёр Франсуа Трюффо, художественный постер к фильму (Польша, 1959 год), автор Вальдемар Свежи
Четыреста ударов (The 400 Blows, 1959), режиссёр Франсуа Трюффо, художественный постер к фильму (Франция, 1959 год), автор Борис Гринссон
Четыреста ударов (The 400 Blows, 1959), режиссёр Франсуа Трюффо, художественный постер к фильму (Япония, 1980 год), автор Хисамицу Ногучи
451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451, 1966), режиссёр Франсуа Трюффо, художественный постер к фильму (Франция, 1967 год), автор Гай Джерард Ноэль
1941 (1941, 1979), режиссёр Стивен Спилберг, иллюстрированный постер к фильму (Япония, 1979 год)
2001 год: Космическая одиссея (2001 A Space Odyssey, 1968), режиссёр Стэнли Кубрик, художественный постер к фильму (Франция, 1970 год), автор Роберт МакКолл
Милый друг (Bel Ami, 1955), режиссёр Луи Дакен, художественный постер к фильму (Польша, 1956 год), автор Ежи Яворовский
Строптивая девчонка (Cette sacree gamine, 1956), режиссёр Мишель Буарон, художественный постер к фильму (Германия, 1962 год)
Строптивая девчонка (Cette sacree gamine, 1956), режиссёр Мишель Буарон, художественный постер к фильму (Испания, 1959 год)
Живые или мёртвые (D.O.A. A Rite of Passage, 1980), режиссёр Лех Ковальски, иллюстрированный постер к фильму (Япония, 1981 год)
Пигаль, перекресток иллюзий (Pigalle carrefour des illusions, 1973), режиссёр Пьер Шевалье, художественный постер к фильму (Бельгия, 1973 год)
Спасай, кто может (свою жизнь) (Sauve qui peut (la vie), 1980), режиссёр Жан-Люк Годар, иллюстрированный постер к фильму (Италия, 1984 год)
Агирре, гнев божий (Aguirre, the Wrath of God, 1972), режиссёр Вернер Херцог, иллюстрированный постер к фильму (Япония, 1990 год)
Агирре, гнев Божий (Aguirre, the Wrath of God, 1972), режиссёр Вернер Херцог, иллюстрированный постер к фильму (США, 1972 год), автор Майкл Дж. Дис
Аккаттоне (Accattone, 1961), режиссёр Пьер Паоло Пазолини, иллюстрированный постер к фильму (Чехословакия, 1963 год), автор Милош Рейндл
Акт любви (Act of Love, 1953), режиссёр Анатоль Литвак, художественный постер к фильму (США, 1953 год)
Алая леди (Scarlet Lady, 1969), режиссёр Жан Валер, иллюстрированный постер к фильму (Венгрия, 1970 год), автор Тибор Якфалви
Алекс в стране чудес (Alex in Wonderland, 1970), режиссёр Павел Мазурски, иллюстрированный постер к фильму (США, 1971 год)
Алиби (Alibi, 1955), режиссёр Альфред Вайденманн, художественный постер к фильму (Польша, 1957 год), автор Ежи Яворовский
Алиса в стране чудес (Alice in Wonderland, 1951), режиссёр Клайд Джероними, иллюстрированный постер к фильму (США, 1981 год)
Не очень весело (Allegro non troppo, 1976), режиссёр Бруно Боццетто, иллюстрированный постер к фильму (Германия, 1976 год)
Бриллианты навсегда (Diamonds Are Forever, 1971), режиссёр Гай Хэмилтон, художественный постер к фильму (США, 1971 год), автор Роберт МакГиннис
Польский альбом (Album polski, 1970), режиссёр Ян Рыбковски, художественный постер к фильму (Польша, 1970 год), автор Мариан Стачурски
Амаркорд (Amarcord, 1973), режиссёр Федерико Феллини, иллюстрированный постер к фильму (Франция, 2000 год), автор Джулиано Геленг
Нет доступных фотографий