«Группа F/64» – пожалуй, самое известное движение в истории фотографии

«Группа F/64» – пожалуй, самое известное движение в истории фотографии. Хотя целью её зачинщиков было запечатлеть окружающий мир таким, каким его видят глаза, фотографам группы удалось превратить свои изображения в искусство, благодаря безупречному владению техникой, мастерскому использованию света, контрастов и композиции.

О назначении фотографии в качестве средства массовой информации и роли фотографа-автора в Штатах существовали две авторитетные позиции: пикториализм Альфреда Стиглица на Восточном побережье и «Группа F/64» на Западном. Пока первые направляли технику создания фотографий в художественное русло, вторые использовали камеру с единственной целью – документировать реальность такой, какая она есть.

Одиннадцать участников «Группы F/64» отстаивали новую модернистскую эстетику, основанную на правильно экспонированных изображениях природных форм и объектов. У истоков творческого объединения стояли такие титаны фотографии, как Энсел Адамс, Имоджен Каннингем, Эдвард Уэстон,...

«Группа F/64» – пожалуй, самое известное движение в истории фотографии. Хотя целью её зачинщиков было запечатлеть окружающий мир таким, каким его видят глаза, фотографам группы удалось превратить свои изображения в искусство, благодаря безупречному владению техникой, мастерскому использованию света, контрастов и композиции.

О назначении фотографии в качестве средства массовой информации и роли фотографа-автора в Штатах существовали две авторитетные позиции: пикториализм Альфреда Стиглица на Восточном побережье и «Группа F/64» на Западном. Пока первые направляли технику создания фотографий в художественное русло, вторые использовали камеру с единственной целью – документировать реальность такой, какая она есть.

Одиннадцать участников «Группы F/64» отстаивали новую модернистскую эстетику, основанную на правильно экспонированных изображениях природных форм и объектов. У истоков творческого объединения стояли такие титаны фотографии, как Энсел Адамс, Имоджен Каннингем, Эдвард Уэстон, Уиллард Ван Дайк, а также Джон Пол Эдвардс, Соня Носковик и Генри Свифт. К ним присоединились Альма Лэвенсон, Консуэло Канага, Престон Холдер и Бретт Уэстон. Названием творческого союза послужило крайнее значение диафрагмы объективов крупноформатных фотоаппаратов. Уже само заглавие говорило о приверженности к направлению так называемой «прямой фотографии», основанной на чётком и детальном отображении натуры.

Группа решила опубликовать соответствующий манифест, заявив о своих творческих намерениях и объявив своего рода борьбу с пикториализмом, доминировавшим в то время среди фотографических сил. Первой попыткой распространения своих визуальных идей стала выставка восьмидесяти фотографий, состоявшаяся в 1932 году в Музее де Янга в Сан-Франциско.

Если пикториализм одобрял затуманенность и расфокусированность образов, приближавших снимки к живописи, то калифорнийские фотографы верили в то, что называли «чистой фотографией». Они предпочитали резкорисующий объектив, печать на глянцевой бумаге и максимальную глубину резкости для равномерной чёткости изображения от переднего плана до фона. Их фотографии создавались, чтобы поразить зрителей фактурой, композицией, полным тональным диапазоном и светом во всей его красе.

Как выразился Эдвард Уэстон: «Камера должна использоваться для записи жизни, для передачи сущности и квинтэссенции самой вещи, будь то полированная сталь или трепещущая плоть».

Снимая любой предмет, фотограф мог подчеркнуть свою творческую интуицию и способность создавать эстетический порядок в природном хаосе: пышные пейзажи Йосемити, исследования калл и лилий, дюны, крупные планы овощей, портреты, промышленные здания, городские ландшафты. Воедино эту широту тем связывал подход авторов – скрупулёзное внимание к точности черт запечатлеваемого предмета. Эмоциональное переживание формы стало главной чертой их работ.

В конце 1935 года группа распалась, но её идеи проявились в работах многих последователей, например, у Доротеи Ланж и Уокера Эванса, занимавшихся документированием влияния Великой депрессии на сообщества по всей территории Штатов. С Западного побережья принципы «Группы F/64» распространились по всему миру, повлияв на фотожурналистику и документальную фотографию 1950-х годов. Работы её участников хранятся в музейных коллекциях и являются зрителю на аукционах и выставках, например, в Музее современного искусства Сан-Франциско.

Читать ещё ...
Фасад, 1930-е. Фотограф Соня Носковяк
Портрет, 1930-е. Фотограф Соня Носковяк
Рука и скрипка, 1936. Фотограф Соня Носковяк
Натюрморт. Сан-Франциско, ок.1932. Фотограф Энсел Адамс
Кухня, Сан-Франциско, 1930. Фотограф Консуэло Канага
Кувшин и мыло, 1925. Фотограф Консуэло Канага
Канализационные трубы, 1929. Фотограф Бретт Уэстон
Гриб, 1933. Фотограф Соня Носковяк
Джонни, 1944. Фотограф Эдвард Уэстон
Водяные лилии, 1932. Фотограф Альма Лэвенсон
Водяное колесо. Фотограф Альма Лэвенсон
Баклажан, 1929. Фотограф Эдвард Уэстон
Цветок магнолии, 1925. Фотограф Имоджен Каннингем
Энсел Адамс, 1933. Фотограф Уиллард Ван Дайк
Три танцовщицы, 1929. Фотограф Имоджен Каннингем
Столб забора с колючей проволокой, 1930. Фотограф Уиллард Ван Дайк
Три лодки. Фотограф Бретт Уэстон
Спасательная шлюпка, 1931. Фотограф Уиллард Ван Дайк
Перец № 30, 1927. Фотограф Эдвард Уэстон
Насос и желоб. Хорнитос, Калифорния. Фотограф Альма Лэвенсон
Колесо, 1930. Фотограф Соня Носковяк
Набережная Окленда, 1933. Фотограф Имоджен Каннингем
Колёса локомотива. Сан-Франциско, Калифорния, 1938. Фотограф Соня Носковяк
Камелия, 1928. Фотограф Консуэло Канага
В латинском квартале, Париж, 1925. Фотограф Джон Пол Эдвардс
Железнодорожный путепровод, Нью-Йорк. Фотограф Бретт Уэстон
В городе Мерсед, Калифорния, 1936. Фотограф Энсел Адамс
Буксир, 1931. Фотограф Альма Лэвенсон
Bugatti, 1931. Фотограф Эдвард Уэстон
Двор с метлой, Нью-Йорк, 1945. Фотограф Бретт Уэстон
Нет доступных фотографий