«Американский Запад» Ричарда Аведона

Простые американцы – шахтёры, нефтяники, рабочие, безработные, домохозяйки, пьяницы, бродяги в фундаментальной драматической серии портретов Ричарда Аведона – «Американский Запад». Пять лет с 1979 по 1984 год фотограф колесил по Западу Америки, объездил 17 штатов и 189 городов. Фотографировал на ярмарках, родео, спускался в угольные шахты, снимал на нефтяных месторождениях, в тюрьмах. Он сделал портреты 762 героев, экспонировал около 17 тысяч листов плёнки. «Американский Запад» Ричард Аведон назвал лучшей своей работой, несмотря на то, что в своё время её резко раскритиковали. Признание серия получила спустя долгие годы.

Гигантские портреты – полтора на два метра, снятые Аведоном для проекта, не могли не шокировать. Привычно, что такие монументальные размеры предназначались для знаменитостей, моделей и президентов. Никто не ожидал увидеть на подобных изображениях простых американцев. Аведон снял их с тем же пиететом, с которым снимал Энди Уорхола, Мэрилин Монро, для того времени...

Простые американцы – шахтёры, нефтяники, рабочие, безработные, домохозяйки, пьяницы, бродяги в фундаментальной драматической серии портретов Ричарда Аведона – «Американский Запад». Пять лет с 1979 по 1984 год фотограф колесил по Западу Америки, объездил 17 штатов и 189 городов. Фотографировал на ярмарках, родео, спускался в угольные шахты, снимал на нефтяных месторождениях, в тюрьмах. Он сделал портреты 762 героев, экспонировал около 17 тысяч листов плёнки. «Американский Запад» Ричард Аведон назвал лучшей своей работой, несмотря на то, что в своё время её резко раскритиковали. Признание серия получила спустя долгие годы.

Гигантские портреты – полтора на два метра, снятые Аведоном для проекта, не могли не шокировать. Привычно, что такие монументальные размеры предназначались для знаменитостей, моделей и президентов. Никто не ожидал увидеть на подобных изображениях простых американцев. Аведон снял их с тем же пиететом, с которым снимал Энди Уорхола, Мэрилин Монро, для того времени подобный творческий подход стал настоящим вызовом. Это была демократизация фотографического изображения, в которой Аведон заявил себя первопроходцем. Его забавляло, что люди могут смотреть на пустое лицо модели и находить его более интересным, чем изможденное лицо шахтера.

Критики назвали серию «Американский Запад» вуайеристской и даже человеконенавистнической. Многих возмутила эксплуатация Аведоном социальной повестки, стремления повлиять на зрителя, вызвать у него снисхождение, чувство жалости.

Представление о значимости, проделанной Аведоном работы, пришло гораздо позже. В контексте анализа всего творчества фотографа стало очевидным, что грань между его модной фотографией и социальными портретами отсутствовала всегда. На протяжении всей карьеры Аведон стремился к подлинности. С самого начала его портреты были нацелены на то, чтобы убрать блеск гламура с образа знаменитости и показать обычного, часто неуверенного в себе человека. Серия фотографий «Американский Запад» стала лишь новым витком его глубокого исследования.

Для некоторых героев серии пристальное и такое непривычное внимание известного фотографа стало знаковым и поворотным моментом в судьбе. Билли Мадд – водитель, которому Аведон предложил сделать его портрет, был очень одиноким, подавленным в тот период. Когда он впервые увидел свою фотографию, признался, что был поражен тому, как Аведону удалось раскрыть в нём что-то такое, о чем он сам не подозревал. Портрет изменил Мадда, он уволился с работы и вернулся к своей семье, начал новую жизнь.

Аведону удалось запечатлеть сокровенное «я» своих героев. Сам фотограф признался, этого не случилось бы, если бы не новое ощущение смертности, которое он испытывал тогда из-за тяжелых сердечных заболеваний и старения. Он назвал «Американский Запад» данью уважения простым людям и их непростой жизни.

Проект «Американский Запад» завершился выставкой и каталогом. Сегодня он признан как один из самых важных фотографических проектов 20-го века. Все изображения находятся в собственности Музея американского искусства Амона Картера, по инициативе которого была создана серия.

Смотрите также обзор творчества Ричард Аведон: честность без полутонов и серию фотографий «В память о покойных мистере и миссис Комфорт».

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Стэн Райли, Джеймс Лоу, рабочие нефтяного месторождения, Олбани, Техас, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Стир, бойня, Омаха, Небраска, 10 августа 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Стивен Онил, четырнадцать лет, Майлз-Сити, Монтана, 1984. Фотограф Ричард Аведон
Стир, бойня, Амарилло, Техас, 1981 г. Фотограф Ричард Аведон
Сандра Беннетт, двенадцать лет, Рокки Форд, Колорадо, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Рэд Оуэнс, нефтяник, Велма, Оклахома, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Руби Холден, ростовщик, Хендерсон, Невада, 1980. Фотограф Ричард Аведон
Руби Мерсер, публицист, Frontier Days, Шайенн, Вайоминг, 1982 г. Фотограф Ричард Аведон
Рошель Джастин, пациентка государственной больницы, Лас-Вегас, Нью-Мексико, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Рокки Берч, пятнадцать лет, Берли, Айдахо, 1983 г. Фотограф Ричард Аведон
Рой Ханикатт, подрядчик родео, Аламоса, Колорадо, 1983. Фотограф Ричард Аведон
Рой Густавсон, безработный медный шахтер, и его жена Джуди, официантка, Бьютт, Монтана, 1983 г. Фотограф Ричард Аведон
Роджер Тимс, Джим Дункан, Леонард Маркли, Дон Белак, Coal Miners, Reliance, Вайоминг, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Роджер Скаарланд, Джим Бингхэм, Угольные шахтеры, Reliance, Вайоминг, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Роберто Лопес, рабочий нефтяного месторождения, Лайонс, Техас, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Роберт Диксон, упаковщик мяса, Аврора, Колорадо, 1983 г. Фотограф Ричард Аведон
Роберт Гонсалес, заключенный, тюрьма округа Бексар, Сан-Антонио, Техас, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Ричард Уиткрофт, владелец ранчо, Джордан, Монтана, 1981 г. Фотограф Ричард Аведон
Ричард Гарбер, бродяга, межштатная автомагистраль 15, Прово, Юта, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Рита Карл, студентка правоохранительных органов, Суитуотер, Техас, 10 марта 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Рик Уолтерс, автомеханик, Тора Расмуссен, официантка, Калгари, Альберта, 1983 г. Фотограф Ричард Аведон
Рик Дэвис, бродяга, межштатная автомагистраль 94, Буффало, Северная Дакота, 1982 г. Фотограф Ричард Аведон
Расти МакКрикард, уборщик, Трейси Фезерстон, горничная в мотеле, Диксон, Калифорния, 1981 г. Фотограф Ричард Аведон
Рассел Лэрд, Тэмми Бейкер, семнадцать лет, Суитуотер, Техас, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Преподобный Эндрю Гудвин, пастор баптистской церкви, Майлз-Сити, Монтана, 1981 г. Фотограф Ричард Аведон
Пегги Дэниелс, кассир, Гиддингс, Техас, 1981. Фотограф Ричард Аведон
Патриция Уайлд, экономка, Калиспелл, Монтана, 1981. Фотограф Ричард Аведон
Овцы, бойня, Эннис, Монтана, 1983 г. Фотограф Ричард Аведон
Неизвестный рабочий-мигрант, Игл-Пасс, Техас, 1979. Фотограф Ричард Аведон
Мэриан Андерсон, 1955 год. Фотограф Ричард Аведон
Нет доступных фотографий