Пол Купидо: в поисках «му» или о пустоте полной возможностей

Когда нидерландский фотограф Пол Куподо отправился в японское путешествие на поиски смысла жизни, он открыл для себя эстетический принцип моно-но аварэ и философскую концепцию «му» с её потенциалом пустоты. Проникшись пониманием непостоянства всего, эфемерности вещей, нежной грусти по красоте и того, что всё круговоротится, Купидо создаёт свои поэтичные фотопроекты и уже выпустил несколько фотокниг, в том числе «В поисках му», «Эфемерное», «Мукаю».

Понятие быстротечности и мимолётности служит отправной точкой в его работах. Процесс зарождения, метаморфозы, неизбежное исчезновение, всеобщее желание любви – повторяющиеся темы в проектах Купидо. Есть у него и излюбленные элементы, часто включаемые в кадр. В первую очередь это Луна (фотограф даже называет себя «лунным наркоманом»). Ещё ему нравятся метафоры, в частности соединяющие элементы и объекты, особенно лестницы.

Пол Купидо (Paul Cupido) вырос на Терсхеллинге в Нидерландах. «Это небольшой остров, где царят природа и стихия, а...

Когда нидерландский фотограф Пол Куподо отправился в японское путешествие на поиски смысла жизни, он открыл для себя эстетический принцип моно-но аварэ и философскую концепцию «му» с её потенциалом пустоты. Проникшись пониманием непостоянства всего, эфемерности вещей, нежной грусти по красоте и того, что всё круговоротится, Купидо создаёт свои поэтичные фотопроекты и уже выпустил несколько фотокниг, в том числе «В поисках му», «Эфемерное», «Мукаю».

Понятие быстротечности и мимолётности служит отправной точкой в его работах. Процесс зарождения, метаморфозы, неизбежное исчезновение, всеобщее желание любви – повторяющиеся темы в проектах Купидо. Есть у него и излюбленные элементы, часто включаемые в кадр. В первую очередь это Луна (фотограф даже называет себя «лунным наркоманом»). Ещё ему нравятся метафоры, в частности соединяющие элементы и объекты, особенно лестницы.

Пол Купидо (Paul Cupido) вырос на Терсхеллинге в Нидерландах. «Это небольшой остров, где царят природа и стихия, а образ жизни сильно зависит от цикла и ритмов времён года, приливов и лунных фаз», – рассказывает автор. Купидо никогда по-настоящему не строил карьеру, его больше интересовал процесс созидания, чем какой-либо условный пункт назначения. В начале 90-х он бросил изучение экономики и, последовав зову сердца, открыл студию звукозаписи. Это занятие позволило зарабатывать на жизнь творческими навыками в композиции и звуковом дизайне.

«Но в какой-то момент бесконечные дедлайны в мире рекламы начали слишком сильно сказываться на моём здоровье, к счастью, мне удалось "сбежать" как раз вовремя, – вспоминает те времена фотограф. – Интересно, что между звуком и фотографией есть много параллелей. Эти дисциплины усиливают друг друга, и можно многому научиться из их совпадений и пересечений».

Оканчивая обучение в Фотоакадемии в Амстердаме, Купидо поехал в Японию и посетил несколько островов. «Я отправился в странствие настолько далеко от дома, насколько это возможно, тем не менее, путешествие вовне в равной степени означает исследование своего внутреннего "я". Путешествие внутрь себя в поисках принятия того, что жизнь подходит к концу, и в то же время осознание того, что она циклична, и начинается вновь и вновь».

В японском путешествии зародился продолжающийся фотопроект Купидо «В поисках му». Это одновременно и личная, и универсальная одиссея, сопряжённая с понятием мимолётности нашего существования и с глубокими эмоциональными переживаниями любви, времени и смертности. Само слово «му» с корейского и японского языков можно перевести как «отсутствие», «никакой»; в буддизме его используют в качестве неоднозначного ответа на вопрос «ни да, ни нет» и в то же время оно открыто для бесчисленных интерпретаций. Му можно считать пустотой полной возможностей.

Моно-но аварэ – ещё один эстетический принцип, характерный для японской культуры, который вдохновляет Купидо. Буквально его можно перевести как «печальное очарование вещей». Печаль связана с осознанием быстротечности всего, и это осознание лишь усиливает красоту вещей, воспринимаемую с неизменной грустью и признательностью.

Для Купидо изначальные импульсы к творчеству лежат в личных переживаниях, но через свои работы он хочет говорить не о себе, не о «нас», а о более глубоких универсальных эмоциях и взаимосвязях. Неизгладимое впечатление произвели на фотографа богатые биологическим разнообразием тропические леса.

«До сих пор не могу подобрать слов, чтобы их описать. Фундаментальные циклы жизни настолько явственны, что вы постепенно начинаете понимать, что мы, люди, подчинены большему целому. Но это "целое" уязвимо перед опустошением, которое мы ему наносим. В Амазонии вы чувствуете себя частью невысказанного диалога с природой, который возвращает вас к более первичному состоянию бытия – к состоянию любознательного и игривого ребёнка».

Близка фотографу и японская поэзия. «Великое чудо хайку заключается в том, что мы приходим к пониманию непостоянства всего. Как прекрасно выразился Габриэль Розенсток, это "деликатное искусство исчезать"», – заключает фотограф.

Если говорить о фотографировании, то для Купидо – это спонтанность. «Я считаю, что там, где начинается рецепт, заканчивается творчество, поэтому лично меня не интересует высокопрофессиональная фотография со всеми задействованными командами для осветительных установок, макияжа и дизайна. Это просто не вписывается в философию моей работы, которая связана с игрой. Мне нравится исследование случайностей и признание ошибок. Фотография, которую вы бы сначала отбросили, часто в итоге оказывается самой красивой. Мне нравится просто выходить с маленькой камерой и ходить, ходить и ещё ходить, дышать, доверять, отпускать и смотреть, что произойдёт».

Хотя Пол Купидо уже и выпустил книги, посвящённые перечисленным темам, его поиски красоты продолжаются, как и процесс пронзительного принятия того, что жизнь неизбежно завершится и все исчезнут в бесконечном ничего. О новых работах автор сообщает на личном сайте и в Instagram.

Читать ещё ...
Юмемиру, Япония, 2016. Фотограф Пол Купидо
Транзит, 2019. Фотограф Пол Купидо
Цветы дюн, 2018. Фотограф Пол Купидо
Река течёт всегда, 2019. Фотограф Пол Купидо
Первые дни в Японии, 2016. Фотограф Пол Купидо
Остров на Луне, 2020. Фотограф Пол Купидо
Одуванчик, 2018. Фотограф Пол Купидо
Мика у моря, 2019. Фотограф Пол Купидо
Метаморфоза, 2019. Фотограф Пол Купидо
Мак, 2019. Фотограф Пол Купидо
Мацусима, 2019. Фотограф Пол Купидо
Ма континуум, 2018. Фотограф Пол Купидо
Лунный свет, 2018. Фотограф Пол Купидо
Лунная лестница, 2018. Фотограф Пол Купидо
Лето, 2019. Фотограф Пол Купидо
Лунная зависимость, 2018. Фотограф Пол Купидо
Лестница к дереву, 2019. Фотограф Пол Купидо
Лансароте, 2016. Фотограф Пол Купидо
Кумо, 2019. Фотограф Пол Купидо
Кошка, 2019. Фотограф Пол Купидо
Койнобори, остров Ириомоте, 2018. Фотограф Пол Купидо
Исикава, 2019. Фотограф Пол Купидо
Из-за, 2019. Фотограф Пол Купидо
Зачарованный, 2018. Фотограф Пол Купидо
Дворжак, 2018. Фотограф Пол Купидо
Гора Фудзи, 2019. Фотограф Пол Купидо
Бамбук, 2016. Фотограф Пол Купидо
Амфибия. Фотограф Пол Купидо
Ама, 2019. Фотограф Пол Купидо
Юн, 2019. Фотограф Пол Купидо
Нет доступных фотографий