Марио Де Бьязи: уличный неореализм, репортажи и поцелуи

Свои первые снимки Марио Де Бьязи сделал фотокамерой, найденной в руинах разгромленного Нюрнберга в 1944-ом, и на следующие полвека стал одним из главных героев не только итальянской, но и европейской фотографии. Объездив пять континентов, Де Бьязи с азартом и чуткостью снимал репортажи, из которых зрители узнавали о перестановках в стремительно меняющемся послевоенном мире, о жизни рядом и за океаном, о любви и красоте. «Потому что везде, где встречается жизнь, встречается и красота. Достаточно оглянуться, чтобы её увидеть: в листке, в камне, на цветущем балконе. Даже в отражениях в луже», – говорил фотограф.

Марио Де Бьязи (Mario De Biasi; 1923 – 2013) родился в Италии, в пригороде Беллуно. В 1938 году переехал в Милан, где прожил большую часть жизни. Во время Второй мировой войны его депортировали в трудовой лагерь в Нюрнберге, где он обрёл свою первую фотокамеру. Вернувшись в Милан в 1946 году, Де Бьязи начал работать радиоинженером, а свободное время посвящал...

Свои первые снимки Марио Де Бьязи сделал фотокамерой, найденной в руинах разгромленного Нюрнберга в 1944-ом, и на следующие полвека стал одним из главных героев не только итальянской, но и европейской фотографии. Объездив пять континентов, Де Бьязи с азартом и чуткостью снимал репортажи, из которых зрители узнавали о перестановках в стремительно меняющемся послевоенном мире, о жизни рядом и за океаном, о любви и красоте. «Потому что везде, где встречается жизнь, встречается и красота. Достаточно оглянуться, чтобы её увидеть: в листке, в камне, на цветущем балконе. Даже в отражениях в луже», – говорил фотограф.

Марио Де Бьязи (Mario De Biasi; 1923 – 2013) родился в Италии, в пригороде Беллуно. В 1938 году переехал в Милан, где прожил большую часть жизни. Во время Второй мировой войны его депортировали в трудовой лагерь в Нюрнберге, где он обрёл свою первую фотокамеру. Вернувшись в Милан в 1946 году, Де Бьязи начал работать радиоинженером, а свободное время посвящал фотографированию города. Ещё через пару лет организовал свою первую выставку, а с 1953 года его приняли в штат еженедельного журнала Epoca, созданного по образцу Life и Paris Match.

В этом издании Де Бьязи проработал фотокорреспондентом 30 лет. Он создал множество репортажей из разных точек мира. 130 раз его фотографии публиковались на обложке журнала. Работая в жанре уличной фотографии, в 1954 году в Милане он запечатлел мужчин, пожирающих глазами актрису и королеву итальянского цирка Мойру Орфей. В 1994 году этот снимок «Gli italiani si voltano» («Итальянцы оборачиваются») поместили на афишу выставки «Итальянская метаморфоза» в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Кроме того, работа вошла в издание «Facce della fotografia incontri con 50 maestri del XX secolo» («Образы фотографии – 50 мастеров двадцатого века»), опубликованное на английском и немецком языках.

Сотрудничая с Epoca, Марио Де Бьязи много путешествовал. Впервые побывав в Нью-Йорке, он снял серию фотографий, которая впоследствии вошла в альбом «Mario De Biasi: New York 1955». В 1960-е фотограф вновь посетил Большое яблоко и создал один из своих бесспорных шедевров. На фото 1964 года запечатлён одинокий человек, отражающийся в луже на фоне небоскрёбов.

В 1956 году Марио Де Бьязи отправился в Будапешт, чтобы сделать фоторепортаж о Венгерском восстании. События освещали корреспонденты, присланные всеми крупными изданиями, но мало кто мог сравниться в бесстрашии с Де Бьязи. Коллеги прозвали его «сумасшедшим итальянцем». Фотографируя, он не замечал пуль и даже был ранен осколком в плечо. Снимки Де Бьязи изначально опубликовали в Epoca, а позже их напечатали в девятнадцати журналах по всему миру.

В 1960-е Марио Де Бьязи побывал в СССР. На его фотографиях того времени зимние улицы Москвы и Ленинграда, очереди в Мавзолей Ленина, завьюженный Якутск. Из Сибири он вылетел в Центральную Африку, затем в Канаду, Японию, Индию, Нидерланды… За всю карьеру он опубликовал десятки книг, среди которых выделяется «Мир поцелуев» (Un Mondo Di Baci). Как следует из названия, на снимках издания запечатлены целующиеся пары, сфотографированные в разных странах на протяжении всей карьеры Де Бьязи.

Наряду с репортажной Де Бьязи никогда не прекращал заниматься уличной съёмкой. Он принадлежит к когорте послевоенных фотомастеров, которые сквозь призму неореализма давали новое начало итальянской фотографии. После 1945-го, позже названного «нулевым годом», фотографы документировали повседневные реалии страны, выходящей из руин, здесь и сейчас обретающей жизненную силу и надежду. Как написала независимый куратор и журналистка Энрика Вигано, более десяти лет посвятившая исследованию феномена итальянского неореализма в фотографии: «Этот период возрождения страны характеризовался попыткой коллективной идентификации, начинанием, в котором фотография могла играть существенную роль. Образы фотографов связаны с искренними людьми, реальными пейзажами, коллективными историями, трепетавшими душой и кожей».

И хотя Марио Де Бьязи объездил весь мир, снимал громкие репортажи и портреты знаменитостей (Марлен Дитрих и Брижит Бардо, Софи Лорен и Клаудию Кардинале), центральное место в его творчестве заняла Италия, особенно Милан. К многочисленным наградам, – а среди них и звание «Маэстро» итальянской фотографии, высшее признание от Итальянской Федерации Фотографических Обществ – городской совет Милана в 2006 году наградил его своей главной наградой – золотой медалью «Ambrogino d’oro».

Должно быть, к столь высоким оценкам и мировому признанию Марио Де Бьязи привели ключевые ориентиры, которыми он руководствовался в съёмке. Маэстро говорил: «Более чем к техническому совершенству, хотя оно и ценно, но не всегда достижимо с помощью имеющихся в моём распоряжении средств, я стремлюсь к непосредственности и искренности чувств».

Читать ещё ...
Итальянцы оборачиваются, 1954. Фотограф Марио Де Бьязи
Мойра Орфей, 1954. Фотограф Марио Де Бьязи
Балет, Римини, 1953. Фотограф Марио Де Бьязи
Trattoria la Pergola, Милан, 1949. Фотограф Марио Де Бьязи
Августовское воскресенье, Милан, 1949. Фотограф Марио Де Бьязи
Велосипедисты перед выставкой картин. Милан, 1950-е. Фотограф Марио Де Бьязи
Вид из Галереи Виктора Эммануила II, Милан, 1950-е. Фотограф Марио Де Бьязи
Милан, 1950-е. Фотограф Марио Де Бьязи
Милан, 1949. Фотограф Марио Де Бьязи
Вид на Арку Мира, один из главных монументов Милана, 1950-е. Фотограф Марио Де Бьязи
Неаполь, 1954. Фотограф Марио Де Бьязи
Милан, 1962. Фотограф Марио Де Бьязи
Неаполь, 1950-е. Фотограф Марио Де Бьязи
Ривьера дель Конеро, Италия, 1975. Фотограф Марио Де Бьязи
Пьяцца-дель-Дуомо, Милана, 1951 г. Фотограф Марио Де Бьязи
Целующиеся, 1953. Фотограф Марио Де Бьязи
Фотограф Марио Де Бьязи
Фотограф Марио Де Бьязи
Пара обнимается в парке Лондона, 1965. Фотограф Марио Де Бьязи
Париж, 1970. Фотограф Марио Де Бьязи
После шторма, Равенна, 1958. Фотограф Марио Де Бьязи
Обеденный перерыв, 1949. Фотограф Марио Де Бьязи
Гайд-парк, 1965. Фотограф Марио Де Бьязи
Квебек, 1976. Фотограф Марио Де Бьязи
Влюблённые, Милан, 1950-е. Фотограф Марио Де Бьязи
Брижит Бардо на Венецианском кинофестивале, 1958. Фотограф Марио Де Бьязи
Брижит Бардо, Венеция, 1957. Фотограф Марио Де Бьязи 1
Брижит Бардо, Венеция, 1957. Фотограф Марио Де Бьязи
Марлен Дитрих на яхте, Монте-Карло, 1956. Фотограф Марио Де Бьязи
Марлен Дитрих, Монте-Карло, 1956. Фотограф Марио Де Бьязи
Нет доступных фотографий