Фотохроника истории России: 150 тысяч уникальных снимков из музеев, архивов, частных коллекций

Онлайн-проект «История России в фотографиях» – обширная фотолетопись страны, берущая своё начало в 1840 году и финализированная 90-ми. Эти фотографии смотришь как большой семейный альбом – в центре истории всегда человек. В обзоре архива проекта мы сосредоточили своё внимание как раз на таких «промежуточных» кадрах, которые часто теряются за громкими эпохальными снимками, но в то же время отражают суть жизни, являются самой искренней фиксацией прошлого.

В своё время мастер фотографии Ричард Аведон сказал: «Все фотографии точны, но ни одна из них не является правдой». Имея перед собой всякую фотографию мы прежде всего сталкиваемся с субъективным видением реальности, её фрагмента, который решил выделить фотограф. Чтобы охватить пласт истории, составить представление о событиях и их следствиях стоит обратиться к более широкому анализу – объёмному и разнообразному материалу фотоархива. Как слова, вырванные из контекста, утрачивают свой смысл, так фотография «работает» лишь в цепи...

Онлайн-проект «История России в фотографиях» – обширная фотолетопись страны, берущая своё начало в 1840 году и финализированная 90-ми. Эти фотографии смотришь как большой семейный альбом – в центре истории всегда человек. В обзоре архива проекта мы сосредоточили своё внимание как раз на таких «промежуточных» кадрах, которые часто теряются за громкими эпохальными снимками, но в то же время отражают суть жизни, являются самой искренней фиксацией прошлого.

В своё время мастер фотографии Ричард Аведон сказал: «Все фотографии точны, но ни одна из них не является правдой». Имея перед собой всякую фотографию мы прежде всего сталкиваемся с субъективным видением реальности, её фрагмента, который решил выделить фотограф. Чтобы охватить пласт истории, составить представление о событиях и их следствиях стоит обратиться к более широкому анализу – объёмному и разнообразному материалу фотоархива. Как слова, вырванные из контекста, утрачивают свой смысл, так фотография «работает» лишь в цепи взаимосвязи кадров. В этом случае любой снимок – это не просто хороший кадр с удачным ракурсом и композицией, но часть общего повествования, которое открывает перед нами достоверность исторических событий.

Даже не будучи исследователем, несложно заметить, как меняется фотография от столетия к столетию, что в ней выходит на первый план. В кадрах 40-х годов 19 века фотография ещё сугубо утилитарна, прежде всего – это портреты, массово пришедшие на смену живописным, фрагменты интерьеров, архитектура, реже, но всё же встречаются элементы быта. В фотографии ещё нет хроникёрства, пристального внимания к важным историческим событиям.

• В 1890 фотография становится документальной, в частности, благодаря стараниям нижегородского фотографа Максима Дмитриева. Быт старообрядцев, снимки бурлаков, крестьян, строительства важных объектов. В фотографии появляется даже пикантная нотка в виде снимков известных шансонеток, весёлых семейных забав. В работах фотографов того времени всё больше жизни и подлинности. На первом плане, безусловно, семья, отдых, групповые портреты.

• Первые смелые «ню» в 1900-е, ещё больше быта, жанровых сценок, выхваченных моментов простой жизни в 1910-е. Появление цветной фотографии, поразительные художественные автохромы фотолюбителя Петра Веденисова. На фото появляются важные достижения эпохи: первые воздухоплаватели, автомобили, новшества промышленности. Портретная фотография становится всё более художественной.

• Обширно освещена тема Революции 1905-1907 годов и Первой мировой войны. Всё внимание фотографов сосредоточено на военных и околовоенных событиях, почти нет светских фотографий того периода. Появляются первые эксперименты с использованием зеркал, фотографии с множественной экспозицией, именуемые «фотошуткой». Яркие документальные кадры 1917 года как маркер перемен в обществе. Быт, настроение людей можно уловить по отдельным, почти случайным снимкам, которые будто между делом «затесались» в военную и революционную хронику, их мы и решили выделить.

• 1920-е – можно окрестить «временем Маяковского», фотография становится ещё более художественной, появляются аналоги современных фотосессий с продуманными костюмами, идеей, образами.

• В 1930-е фотография в большей массе постановочная, почти нет живых кадров. Семейное фото уходит на второй план. На первом – групповые портреты, пирамиды из человеческих тел – демонстрация силы и выносливости, нагота в разных формах. Уникальные кадры первых часов после самоубийства Маяковского, гигантское погребальное шествие за гробом поэта. 1941-1945 – красноречивая военная хроника. 1950-е годы – обилие цветной фотографии. Живая, эмоциональная хроника того времени, снятая фотографом Всеволодом Тарасевичем. В его кадрах настоящие приметы времени – фотобудка, автомат с газировкой, белые фартучки школьной формы, книжные развалы под открытым небом, бабушки с семечками.

• 1960-е дарят фотографии ещё больше свободы, появляются откровенные интимные сюжеты. Подборку фотографий 1970-х годов открывают неформальные фотографии Леонида Брежнева. Генсек в спортивном костюме на яхте, в шезлонге под зонтом. В фотографиях уже более человечная, тёплая атмосфера. Застолья, семейные посиделки. В кадрах меньше постановочности, больше искренности. Конечно же традиционные портреты героев труда, инсценировки наполненных энергией, оптимистичных рабочих будней. В фиксации интимных, будничных моментов по-прежнему лидирует Тарасевич. Простой деревенский быт в кадрах Владислава Михайлова. Рассвет Литовской школы фотографии: неформальной, яркой, эстетичной.

• 1980-е – открытие Олимпиады, религиозная и бытовая тематика, смелая эротика Бориса Каулина, фотография становится все более творческой, авангардной. Появляется яркий социальный контекст: серия их психбольницы, «заблудшие» молодые люди в фотопроекте «Когда нет цели», серия о доме престарелых «Требуется милосердие» Павла Кривцова, жуткая серия Титова «О контрацепции». Первые жертвы Афганской войны. Честные городские будни Владимира Воробьева, сельская жизнь без прикрас в объективе Семена Просяка

• 90-е кажутся снятыми на старый пленочный «кодак». Большой красноречивый цикл «Калининград. На краю» Дмитрия Вышемирского. Сюрреалистическая серия работ Евгения Рябушко с руками и ногами манекенов. Очереди, которые ломятся в окна винно-водочного, разруха, перестройка, дерзость. Все фотографии будто случайны, эстетика отошла на второй план. В снимках либо пессимизм, либо надрывная бравада. Крах системы, всеобщая растерянность проникает в фотографию, эстетики больше нет, фотографам той эпохи, будто кажется, что эстетика убивает правду. Лучом доброты и человечности в этой «вакханалии» выглядят снимки Владимира Богданова, уже упомянутого не раз Всеволода Тарасевича, яркие, хлёсткие, но в то же время эстетичные и жизненные образы Игоря Мухина.

На сайте Russiainphoto.ru размещено ровным счетом 156 719 фотографий, 131 тысяча фото – разместили музеи, архивы и частные владельцы коллекций, более 25 тысяч загрузили посетители сайта. Проект предоставляет максимально широкие возможности для поиска фотографий: можно использовать тэг, имя фотографа, место съёмки. Рубрикатор «Темы» также поможет сузить желаемую область: войны и революции, архитектура, пейзажи, искусство, профессии, повседневность, животные, образование, юность, стиль. В категории «Выставки» представлены тематические подборки с настроением из фотографий, загруженных на сайте самими пользователями. Тематика самая разнообразная: трамвайные, троллейбусные, автобусные остановки разных эпох, большой архив фотографий Камчатки, альбомы творчества отдельных фотографов, школьные и студенческие годы, самые красивые девушки СССР и даже подборка нудистских фотографий советских времён. Интересна и объёмна категория «Источники», в ней можно просмотреть не только архивы музеев, фондов, учреждений и организаций, которые предоставили изображения, но также полистать фамильные семейные альбомы.

Вам также может быть интересно:

Советское авангардное фото: уникальное, феноменальное, неповторимое

Советские послевоенные фотографы: от аполитичной искренности к сюрреализму

Фронт и тыл Великой Отечественной на снимках 14-ти военных фотографов

Читать ещё ...
Десантники, 1941 год. Фотограф Евгений Халдей
Пленные с подбитого немецкого транспорта, 1941 год. Фотограф Евгений Халдей
Бойцы, разрезающие колючую проволоку, 1940-1942 год. Фотограф Георгий Петрусов
Безработные, 1940-е годы. Фотограф Георгий Петрусов
В детском доме Молодой рабочий, 1940-1942 год. Фотограф Сергей Васин
У Новогодней елки, 1940-е годы. Фотограф Сергей Васин
Оборона пионеров, 1937 год. Виктор Булла
Карнавал во Дворце культуры 1-го Государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина в честь годовщины Сталинской конституции, 1937 год. Фотограф Георгий Зельма
Уличное движение, 1937 год. Фотограф Аркадий Шайхет
Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра, 1937 год. Фотограф Аркадий Шайхет
Москвичи наблюдают Большое солнечное затмение, 19 июня 1936 года. Фотограф Ефрем Ефремов
Сталин, его дочь Светлана и Лаврентий Берия на подмосковной даче, 1935 год. Фотограф неизвестен
Первые пионеры, 15 июля, 1935 год. Фотограф неизвестен
Женщины Востока, 1934 год. Фотограф Эммануил Евзерихин
Три репортерши, Краснявская, Елизавета Игнатович, Евгения Лемберг, 1934 год. Фотограф Александр Родченко
На берегу моря, 1933 год. Фотограф Иван Шагин
На московских улицах, 1933 год. Фотограф Михаил Прехнер
Детдомовцы, 1933 год. Фотограф неизвестен
Из серии Беломорско-Балтийский канал. Шлюз № 10, 1933 год. Фотограф Михаил Пришвин
Александ Родченко снимает в парке культуры, 1932 год. Фотограф Анатолий Скурихин
Корреспондент Известий Татьяна Тэсс, 1932 год. Фотограф Роман Кармен
Тихий час в Артеке, 1932 год. Фотограф неизвестен
Мальчики у подножия памятника Александру Пушкину, 1932 год. Фотограф Михаил Прехнер
Из серии Дальний Восток, 1931 год. Фотограф Михаил Пришвин
Физкультурный парад на стадионе Динамо, 1930-е годы. Фотограф Иван Шагин
Старт, 1930-е годы. Фотограф Ольга Игнатович
Дети на пляже, 1930-е годы. Фотограф неизвестен
Руководящий состав завода Серп и Молот на отдыхе в Крыму, 1928 год. Фотограф неизвестен
Иосиф Сталин, Алексей Рыков, Григорий Зиновьев и Николай Бухарин, 1922 год. Фотограф неизвестен
Похороны Владимира Маяковского, 17 апреля 1930 года. Фотограф Морозов
Нет доступных фотографий