Флор Гардуньо: магический реализм от классика мексиканской фотографии

Мир чёрно-белой фотографии Флор Гардуньо многослоен и лиричен, пронизан мифами и легендами. Наполнен характерными для мексиканского сюрреализма мистическими элементами и в то же время глобальными для всего мира архетипами и символами.

Мексиканская действительность сама по себе достаточно колоритна без лишних затей и вымыслов. Сюрреалистичные фигуры наводняют её повседневность, делая границу между магическим и реальным настолько проницаемой, что иногда фотографу достаточно запечатлеть реалии, которые, вопреки своей будничности, не могут не вызывать удивления у человека из иной среды. Говорят, Сальвадор Дали заявил, что никогда не вернётся в Мексику, потому что не может находиться в стране более сюрреалистичной, чем его картины.

Наверное, поэтому в результате запечатления мексиканского мира рождается не столько антропологическая фотография, сколько документ, подтверждающий присутствие магии в реальности. Классик мексиканской фотографии Флор Гардуньо находит эту магию, где бы она...

Мир чёрно-белой фотографии Флор Гардуньо многослоен и лиричен, пронизан мифами и легендами. Наполнен характерными для мексиканского сюрреализма мистическими элементами и в то же время глобальными для всего мира архетипами и символами.

Мексиканская действительность сама по себе достаточно колоритна без лишних затей и вымыслов. Сюрреалистичные фигуры наводняют её повседневность, делая границу между магическим и реальным настолько проницаемой, что иногда фотографу достаточно запечатлеть реалии, которые, вопреки своей будничности, не могут не вызывать удивления у человека из иной среды. Говорят, Сальвадор Дали заявил, что никогда не вернётся в Мексику, потому что не может находиться в стране более сюрреалистичной, чем его картины.

Наверное, поэтому в результате запечатления мексиканского мира рождается не столько антропологическая фотография, сколько документ, подтверждающий присутствие магии в реальности. Классик мексиканской фотографии Флор Гардуньо находит эту магию, где бы она ни снимала: в Боливии, Гватемале, Штатах Америки или Швейцарии.

«Мексиканская культура древняя и богатая, – рассказывает Гардуньо. – Её влияние на мексиканцев неизмеримо. Она часть нашего естества, и благодаря ей мы видим вещи конкретным образом. Я не могу определить свою работу как "мексиканскую", потому что я здесь выросла, и этот фон – часть меня. Думаю, она может удивить других людей, не привыкших к этой культуре и её традициям, они могут ощутить в ней "мексиканство"».

«Мне очень нравилось рисовать, – вспоминает Гардуньо. – Всегда мечтала стать художницей». Но во время учёбы в Академии Сан-Карлос в 1977 году она встретила мастера фотографии, изменившего её жизнь. Это была Кати Хорна (1912–2000), венгерский военный фотограф, кроме того интересовавшийся сюрреализмом, феминизмом и классовой борьбой в Мексике. Хорна стала наставником Гардуньо и научила исследовать социальные темы.

Знакомство всё в те же студенческие годы с мэтром латиноамериканской фотографии Мануэлем Альваресом Браво (1902–2002) – ещё одно знаковое событие в становлении будущего фотографа. Гардуньо бросила учёбу в академии и два года проработала его ассистентом. Это было похоже на изучение живописи с Пикассо или фортепиано с Гленном Гульдом.

В 1980-х она работала в мексиканской сельской местности над серией снимков для иллюстрации учебников. В это время оттачивался стиль Гардуньо и она сделала одну из своих самых показательных работ. На ней человек держит за верёвку быка, а на спине у животного стоит коза.

Маски животных, старые гравюры, разноцветные стеклянные глаза, человеческие зубы, деревянные руки, всевозможные чучела, фрукты и овощи, ракушки, птичьи гнезда, фарфор, пуговицы – все эти предметы, словно взяты из хранилища диковинок. В какой-то момент они становятся частью фотографий Флор Гардуньо.

Международная слава пришла к ней с книгой «Свидетели времени», появившейся в результате путешествий по Мексике, Гватемале, Перу, Боливии и Эквадору. Сборник издавался на пяти языках. В него вошли фотографии, которые Флор Гардуньо делала в отдалённых уголках Центральной и Южной Америки, где коренные народы, не изменяя тысячелетней истории, продолжают практиковать древние ритуалы.

Женская фигура – частый сюжет в фотографии Гардуньо. Интерес автора не в красоте изгибов тела, на самом деле женское начало и материнство числятся среди глобальных тем, которые она отображает. Если её первые книги можно назвать собранием дневниковых фотографий из путешествий по обеим Америкам, то «Внутренний свет» – это уже дневник внутреннего и личного ландшафта автора. Изображения сделаны в её домах (или рядом) в Мексике и Швейцарии. Каждый раз съёмка велась при естественном освещении, исключительно на чёрно-белую плёнку.

Среди снимков Гардуньо пейзажи, архитектура, церемонии, портреты, древние предметы. Через них фотограф обращается к теме времени – одновременно к прошлому, настоящему и будущему. На её снимках мы видим медленное шествие от жизни к смерти, прерываемое странными случайностями, детскими играми, литургическими церемониями и обнажённой неподвижностью. Хотя работы Гардуньо пронизывают разные темы, её творчество в итоге приводит зрителя в мистическое царство коллективного подсознательного. Работами и творческими новостями автор делится на личном сайте, в Instagram и Facebook.

Читать ещё ...
Селена, 2016. Фотограф Флор Гардуньо
Таита Маркос, Эквадор 1988. Фотограф Флор Гардуньо
Похищение женщины, Швейцария, 2008. Фотограф Флор Гардуньо
Мудрая книга, Швейцария, 1997. Фотограф Флор Гардуньо
Нагваль, Гватемала, 1993. Фотограф Флор Гардуньо
Мексика, 1981. Фотограф Флор Гардуньо
Мексика, 1987. Фотограф Флор Гардуньо
Ла-Эсперанса, Мексика, 1980. Фотограф Флор Гардуньо
Из серии Свидетели времени, 1991. Фотограф Флор Гардуно
Корзина света, Гватемала, 1989. Фотограф Флор Гардуньо
Дорога к вечности, Эквадор, 1988. Фотограф Флор Гардуньо
Дерево жизни, Мексика, 1982. Фотограф Флор Гардуньо
Дон Собака, Эквадор, 1988. Фотограф Флор Гардуньо
Венсеслао, Мексика, 2019. Фотограф Флор Гардуньо
Благословение, Боливия, 1990. Фотограф Флор Гардуньо
Уроки ботаники. Швейцария, 1997. Фотограф Флор Гардуньо
Фотограф Флор Гардуньо
У деда была лошадь. Мексика, 1997. Фотограф Флор Гардуньо
Утка с гранатами, 1996. Фотограф Флор Гардуньо
Сердце, Мексика, 2007. Фотограф Флор Гардуньо
Лестница в рай, 2000. Фотограф Флор Гардуньо
Павлин, 1999. Фотограф Флор Гардуньо
Крокодил, 1997. Фотограф Флор Гардуньо
Дед, Боливия, 1990. Фотограф Флор Гардуньо
Королева, 1989. Фотограф Флор Гардуньо
Дверь. Фотограф Флор Гардуньо
Дева, Боливия, 1990. Фотограф Флор Гардуньо
Ворона, 2018. Фотограф Флор Гардуньо
Венера, Швейцария, 2007. Фотограф Флор Гардуньо
Бракосочетание, Зинакантеко, Мексика, 1987. Фотограф Флор Гардуньо
Нет доступных фотографий