Эд ван дер Элскен: «Любовь на левом берегу» и другие истории

Чёрно-белые снимки нидерландского фотографа Эда ван дер Элскена – синтез скульптурных, зернистых образов в духе Брассая и Виджи. Девушка за стойкой бара в парижском кафе с истрепанной книгой по психологии и сигаретой, зажатой между пальцев. Компания японский парней в костюмах с иголочки на сумеречной улице Осаки. Шикарная красавица, танцующая под джаз в клубах дыма. Французские битники и богема, шумные ночные гулянья, города Японии, Кубы, Мексики, Африканский континент, Нидерланды. Кажется, что Эд ван дер Элскен был вездесущим, он изо всех сил стремился впитать эту жизнь, сделать стоп-кадр моментов настоящего, чтобы превратить его в безвременные картины, которые сегодня кажутся кадрами живописного сентиментального кино.

Профессиональный скульптор, фотограф и режиссёр – эти три призвания слились в работах Эда ван дер Элскена в живое, яркое, документальное повествование. Когда он юношей увидел альбом кадров задворок Нью-Йорка 30-х и 40-х годов в исполнении фотографа Виджи, понял,...

Чёрно-белые снимки нидерландского фотографа Эда ван дер Элскена – синтез скульптурных, зернистых образов в духе Брассая и Виджи. Девушка за стойкой бара в парижском кафе с истрепанной книгой по психологии и сигаретой, зажатой между пальцев. Компания японский парней в костюмах с иголочки на сумеречной улице Осаки. Шикарная красавица, танцующая под джаз в клубах дыма. Французские битники и богема, шумные ночные гулянья, города Японии, Кубы, Мексики, Африканский континент, Нидерланды. Кажется, что Эд ван дер Элскен был вездесущим, он изо всех сил стремился впитать эту жизнь, сделать стоп-кадр моментов настоящего, чтобы превратить его в безвременные картины, которые сегодня кажутся кадрами живописного сентиментального кино.

Профессиональный скульптор, фотограф и режиссёр – эти три призвания слились в работах Эда ван дер Элскена в живое, яркое, документальное повествование. Когда он юношей увидел альбом кадров задворок Нью-Йорка 30-х и 40-х годов в исполнении фотографа Виджи, понял, что его точно также влечет скрытая, непарадная сторона городов, людей, мест. Его субъективный взгляд, как линза, преломлял действительность и снятые им будничные, на первый взгляд, сцены выглядели объемно и содержательно.

В 25 летнем возрасте Эд ван дер Элскен переезжает в Париж. Ему везет, и он устраивается проявщиком в лабораторию фотоагентства Magnum. Фотограф восхищен Парижем, его суматохой, праздностью, красивыми женщинами. Все это находит отображение в его снимках. Одна за другой появляются книги – «Любовь на левом берегу» («История любви в Сен-Жермен-де-Пре», 1956 год. Музой и главной героиней для неё стала австралийская художница Вали Майерс. Книга посвящена левому берегу Парижа в то время, когда этот район был центром творческого брожения художников, писателей и эстетов, которые определили культурное направление для целого поколения. Благодаря своей нетрадиционной технике эта работа получила широкое признание как расширяющая границы документальной фотографии.), «Джаз» (1959 год), «Театр танца» (1960 год). Истории разные, но все они сплетаются в один бурлящий круговорот жизни в городе любви.

В Париже Элскен также встречает любовь в лице талантливого фотографа Аты Кандо, теряет её и вновь находит. С новой возлюбленной и женой Гердой ван дер Вин, продав все имущество, чтобы наскрести денег на поездку, он отправляется в кругосветное путешествие.

«Я прославляю все: любовь, мужество, красоту, но также ярость, кровь пот и слезы. Я люблю фотографировать молодых, бунтующих…», – заявляет он. Эд ван дер Элскен и сам выглядит как богемный, ярких харизматичный художник. Может потому его снимки хиппи, панков, андеграундной молодежи настолько живы и естественны. В нем ключом бьет энергия, но он также тонкий творец и эстет, о чем говорят его фотокниги, посвященные Японии, Гонконгу.

За свою сорокалетнюю карьеру фотограф успел сделать более 40 тысяч снимков, которые до сих пор продолжает оцифровывать Нидерландский музей фотографии, издал более двадцати фотокниг, снял множество короткометражных и автобиографических фильмов.

Ниже представлены чёрно-белые фотографии Парижа, Марселя, Амстердама и других городов, снятые в 1950-1980-е годы. Подборка цветных снимков фотографа: Эд ван дер Элскен: жажда жизни (цветные фотографии 1950-1980-е).

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Посещение церкви, Мехико (1959–1960), фотограф Эд ван дер Элскен
Правда и Даан, Эдам (1970), фотограф Эд ван дер Элскен
Поющий человек и Ата Кандо в Chez Moineau, Париж (1952–1954), фотограф Эд ван дер Элскен
Продавец лотерейных билетов Национальной лотереи, Париж (1950–1954), фотограф Эд ван дер Элскен
Проститутка Апач Али на улице Аудезийдс Ахтербургвал, Амстердам (1958), фотограф Эд ван дер Элскен
Пьер Фейетт, Полетт Вильомм и Эд ван дер Элскен в Chez Moineau, Париж (1952–1954), фотограф Эд ван дер Элскен
Саймон Винкенуг и Ата Кандо, станция метро, ​​Париж (1952), фотограф Эд ван дер Элскен
Саймон Винкенуг с девушкой, Париж (1950), фотограф Эд ван дер Элскен
Саймон Винкенуг с девушкой, Париж (1950–1954), фотограф Эд ван дер Элскен
Сан-Франциско (1960), фотограф Эд ван дер Элскен
Себу, Филиппины (1959–1960), фотограф Эд ван дер Элскен
Себу, Филиппины (1960), фотограф Эд ван дер Элскен
Сен-Жермен-де-Пре, Париж (1950–1954), фотограф Эд ван дер Элскен
Слепой аккордеонист и мужчина, поющий патриотические песни, Марсель (1949), фотограф Эд ван дер Элскен
Странствующий пастух, Убанги-Шари, Центральная Африка (1957), фотограф Эд ван дер Элскен
Танцующая пара на пляжной вечеринке (1956), фотограф Эд ван дер Элскен
Танцующий американский солдат в джаз-клубе Ablan Amsterdam (1955), фотограф Эд ван дер Элскен
Тюрьма Ла Санте, Париж (1950–1954), фотограф Эд ван дер Элскен
Тяжелоатлет на бульваре Рошшуар, Париж (1950), фотограф Эд ван дер Элскен
Уличная сцена со старым катафалком, Токио (1959–1960), фотограф Эд ван дер Элскен
Фестиваль Йордаана, Амстердам (1955), фотограф Эд ван дер Элскен (2)
Фестиваль Йордаана, Амстердам (1955), фотограф Эд ван дер Элскен
Хауткоперсбургвал, Амстердам (1961), фотограф Эд ван дер Элскен
Чемпионат Голландии по твисту в Краснапольском, Амстердам (1962), фотограф Эд ван дер Элскен
Шеунг Ван, Гонконг (1959–1960), фотограф Эд ван дер Элскен
Элла Фицджеральд во время концерта, Амстердам (май 1957), фотограф Эд ван дер Элскен
Ярмарка Ньюмаркт, Амстердам (1961), фотограф Эд ван дер Элскен
Адриенн Морриен и Дэвид Нианг (1969), фотограф Эд ван дер Элскен (2)
Адриенн Морриен и Дэвид Нианг (1969), фотограф Эд ван дер Элскен
Вали Майерс в кафе, Париж (1950–1954), фотограф Эд ван дер Элскен
Нет доступных фотографий