«ТриВА» и новокузнецкая школа фотографии: человек эпохи развитого социализма

Под грифом «новокузнецкой школы фотографии» объединились мастера, которые в своём стиле и с неизменной искренностью запечатлели эпоху и жившего в ней человека. Человека, который вопреки идеологическим запросам не всегда с энтузиазмом вершит трудовые подвиги и улыбается. Иногда он серьёзен, испытывает разные чувства, рожает, ест в столовой, самовыражается… Живёт.

В 1970-80-е годы на мощной кинофотостудии при Кузнецком металлургическом заводе работали фотографы Александр Трофимов, Владимир Воробьев и Владимир Соколаев, зарегистрировавшие творческое объединение «ТриВА» («Три» – трое, «ВА» – Владимиры и Александр). Их задача заключалась в съёмке идеологически выдержанных материалов и пропагандировании социалистического образа жизни. Отказавшись от постановочности и строго следуя принципу невмешательства в документируемое событие, фотографы «ТриВА» видели смысл в «паспортизации» времени и места.

Владимир Соколаев так описывал принципы и интересы группы: «Очень серьёзно...

Под грифом «новокузнецкой школы фотографии» объединились мастера, которые в своём стиле и с неизменной искренностью запечатлели эпоху и жившего в ней человека. Человека, который вопреки идеологическим запросам не всегда с энтузиазмом вершит трудовые подвиги и улыбается. Иногда он серьёзен, испытывает разные чувства, рожает, ест в столовой, самовыражается… Живёт.

В 1970-80-е годы на мощной кинофотостудии при Кузнецком металлургическом заводе работали фотографы Александр Трофимов, Владимир Воробьев и Владимир Соколаев, зарегистрировавшие творческое объединение «ТриВА» («Три» – трое, «ВА» – Владимиры и Александр). Их задача заключалась в съёмке идеологически выдержанных материалов и пропагандировании социалистического образа жизни. Отказавшись от постановочности и строго следуя принципу невмешательства в документируемое событие, фотографы «ТриВА» видели смысл в «паспортизации» времени и места.

Владимир Соколаев так описывал принципы и интересы группы: «Очень серьёзно прорабатывалась теория фотографии, её репортажная основа… Съёмка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение "окна в событие". Метод погружения в событие стал основным способом съёмки».

Набравшись смелости, они решили отправить свои работы в капиталистический Амстердам на World Press Photo. Заявки принимали через Москву, дальше которой посылка не дошла… Парторганы обвинили фотографов в нанесении вреда «престижу и авторитету советского государства». На студии начались обыски, начальство комбината обновило состав кинофотоумельцев, а для троих фотографов наступили сложные времена.

В 1981 году обком КПСС решил расформировать объединение «ТриВА». Репортажи назвали «целенаправленным очернением социалистического образа жизни» и фотографов с завода вытеснили. Опасаясь преследований, большую часть отснятых материалов им пришлось уничтожить, но фотографический путь на этом не завершился. Они ушли «в свободное плавание», продолжив снимать родные улицы и людей, среди которых жили. Вскоре к ним присоединился художник Александр Бобкин, в чьих жизненных фотографиях мастерски передалось непростое настроение страны в 1980-е.

Известен во всём мире ещё один новокузнецкий фотограф – Николай Бахарев. Начиная с 1970-х, он совмещал работу слесаря на всё том же металлургическом комбинате с фотографированием отдыхающих на пляже. В итоге создал нечто уникальное для своего времени – запечатлел интимность и откровенность, не соответствовавшую ни общественной морали, ни тенденциям советской фотографии. Сам автор о своей практике сказал: «С моей точки зрения, я обнажал то естество, в котором люди не хотят признаваться, если оно не соответствует их представлениям о самих себе».

После фотографирования на пляже некоторые клиенты Бахарева соглашались на продолжение сессии в домашней обстановке. Съёмки могли длиться до шести часов. Постановочные сюжеты – исключительно плод самовыражения моделей. Задача фотографа сводилась к тому, чтобы эстетически всё расположить, грамотно направить освещение и наладить доверительные отношения, которые запустят механизм самопрезентации портретируемых.

Результаты таких фотосессий обретали эстетику наивного искусства. Моделям редко нравилось, как они выглядели на снимках, а сотрудники КГБ хотели знать, кто эти личности, позволявшие себе недопустимую откровенность. Для фотографа же за неуклюжими позами и нелепыми постановками крылась попытка вглядеться в психологию человека. Спустя годы его работы востребованы и обсуждаемы далеко за пределами России. В 2013 году их отобрали для основной программы 55-й Венецианской биеннале и выставляли на Международных фотографических встречах в Арле, а в 2016 на английском языке издали его альбом «Novokuznetsk».

Фотографии «новокузнецкой школы» продолжают собирать выставочные залы и вызывают живой интерес, поскольку хранят в себе время. Честность, с которой они создавались, когда-то смутила идеологов, но сегодня составляет их главную ценность, обращая эти снимки в летопись эпохи.

Читать ещё ...
Бригада маляров на обеденном перерыве, 1983. Фотограф Владимир Соколаев
Бараночница. Хлебозавод № 2, Новокузнецк, 1981. Фотограф Владимир Соколаев
Из цикла Вместе, Новокузнецк, 1980-е. Фотограф Николай Бахарев
Летний день, агитплощадка. Новокузнецк, 1986. Фотограф Александр Бобкин
День города. Группа охраны общественных мероприятий на стадионе Металлург. Новокузнецк, 1983. Фотограф Владимир Воробьев
На прогулке. Новокузнецк, 1987. Фотограф Александр Бобкин
Обучение бальным танцам. Группа начинающих. Дворец культуры НКАЗа, Новокузнецк, 1983. Фотограф Владимир Соколаев
Молочный отдел универсама. Новокузнецк, 1983. Фотограф Владимир Воробьев
Праздник в больнице номер 12. Новокузнецк, 1987. Фотограф Александр Бобкин
Репетиция. Бульвар Героев, Новокузнецк, 1987. Фотограф Александр Бобкин
Показ мод. Улица Кирова, Новокузнецк, 1987. Фотограф Александр Бобкин
Секция гимнастики. Спорткомплекс Витязь. Новокузнецк, 1976. Фотограф Владимир Соколаев
Шамотный цех. Кузнецкий металлургический комбинат, Новокузнецк, 1986. Фотограф Александр Бобкин
Экзамен в музучилище. Новокузнецк, 1981. Фотограф Владимир Соколаев
У горбольницы № 2, Новокузнецк, 1986. Фотограф Александр Бобкин
Член сборной СССР. Фотография для газеты. Новокузнецк, 1981. Фотограф Владимир Соколаев
Поселок Карчит, Кемеровская область, 1984. Фотограф Александр Бобкин
Просмотр телевизионной трансляции. Новокузнецк, 1980-е. Фотограф Владимир Соколаев
Рабочая столовая строителей сталеплавильного цеха Кузнецкого металлургического комбината, 1980. Фотограф Владимир Воробьев
Москва, 1987. Фотограф Александр Бобкин
На игровой площадке. Новокузнецк, 1985. Фотограф Александр Бобкин
Обучение массовым танцам. Дворец алюминщиков, Новокузнецк, 1983. Фотограф Владимир Соколаев
Ковры. Улица Кирова, Новокузнецк, 1980-е. Фотограф Александр Бобкин
Масленница. Новокузнецк, 31 марта 1985. Фотограф Александр Бобкин
Картина Бориса Иогансона Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола (1950). Москва, 1987. Фотограф Александр Бобкин
Карусель в Саду металлургов. Новокузнецк, 1981. Фотограф Владимир Воробьев
Книга Король Лев. Новокузнецк, 1980. Фотограф Владимир Воробьев
Детская хореографическая студия. Дворец культуры КМК, Новокузнецк, 1981. Фотограф Владимир Соколаев
Игра. Новокузнецк, 1984. Фотограф Александр Бобкин
Девичьи игры. Новокузнецк, 1985. Фотограф Александр Бобкин
Нет доступных фотографий