Постеры к фильмам: минимализм и креативный графический дизайн

Минимализм – визуальная концепция, которая никогда не выходит из моды. «Совершенство достигается не тогда, когда больше нечего добавить, а когда больше нечего отнять», - писал Антуан де Сент Экзюпери. Суммируя смысл фильмов на символическом языке, используя чистые цвета и простые формы, художники-минималисты создали не просто новый стиль киноплаката, но прежде всего универсальный художественный язык. Вдохновленный эстетикой Баухауса, советского супрематизма, восточной философией, минимализм впервые дал о себе знать в Нью-Йорке в середине 1960-х годов, как ответ абстрактному экспрессионизму в духе Джексона Поллока. Осознание, что минималистские изображения существуют вне языкового барьера и культурных рамок сделал этот стиль универсальным для рекламы, медиа и прежде всего для кино. Но не стоит думать, что минималистский плакат – это просто круги и линии. Каким бы простым в плане дизайна он не казался – это прежде всего креативная головоломка, которая требует разгадки.

Как связаны...

Минимализм – визуальная концепция, которая никогда не выходит из моды. «Совершенство достигается не тогда, когда больше нечего добавить, а когда больше нечего отнять», - писал Антуан де Сент Экзюпери. Суммируя смысл фильмов на символическом языке, используя чистые цвета и простые формы, художники-минималисты создали не просто новый стиль киноплаката, но прежде всего универсальный художественный язык. Вдохновленный эстетикой Баухауса, советского супрематизма, восточной философией, минимализм впервые дал о себе знать в Нью-Йорке в середине 1960-х годов, как ответ абстрактному экспрессионизму в духе Джексона Поллока. Осознание, что минималистские изображения существуют вне языкового барьера и культурных рамок сделал этот стиль универсальным для рекламы, медиа и прежде всего для кино. Но не стоит думать, что минималистский плакат – это просто круги и линии. Каким бы простым в плане дизайна он не казался – это прежде всего креативная головоломка, которая требует разгадки.

Как связаны минимализм и Баухаус (в буквальном переводе «строительный дом) – немецкая школа искусств, возникшая в начале 20-го века? Концепция школы заключалась, прежде всего, в поощрении художников освобождаться от ненужного и лишнего. Осознания того, что универсальность достигается за счет упрощения формы, которая становится не просто эстетичной, но также полезной и понятной. Почти мистический поиск, так называемой, «чистой формы» как следствие и привел к рождению минимализма.

В отличие от других популярных стилей искусства, минимализм – это, прежде всего приверженность набору принципов, а не стремление вдохновляться определенными художниками или выразительными темами. Это визуальное искусство, созданное с помощью ряда правил. Главный принцип минимализма в свое время сформулировал немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ – «меньше значит больше»: простота, включение пустого пространства, яркие, но простые цвета, лаконичная композиция, функциональность каждого элемента.

Вдохновленный эстетикой Баухауса, американский художник и графический дизайнер Сол Басс не только применил этот принцип, но развил вокруг него целую художественную концепцию. Его работы – идеальный пример минималистского дизайна, но также непревзойденного авторского креатива. Преподаватель Басса в Бруклинском колледже – выдающийся венгерский дизайнер Дьерд Кепешем был убежден в том, что идеальный товарный знак – это тот, который доведен до крайних пределов с точки зрения абстракции и двусмысленности, но при этом остается читабельным. Басс внял его словам, художник активно работал с такими режиссерами, как Билли Уайлдер и Альфред Хичкок, Стенли Кубрик, Мартин Скорсезе. Он создал уникальные авторские постеры для «Психо», «Анатомия убийства», «Головокружение», «Птицы», «Центр бури», «Вестсайдская история». Изображения на киноафишах Басса называют «сжатой пружиной действия», они молниеносно врезаются в память.

Ханс Хилльманн – немецкий художник-плакатист, еще один последователь идей Баухауса, работал над постерами к фильмам в 1960-е. Работы Хилманна пронзительно лаконичны. Его монохромные плакаты сравнивают с выразительными работами Пикассо – несколькими взмахами кисти он способен передать суть и глубину произведения. Хилманн, зачастую, создавал постеры для некоммерческого кино, художник воспитал целое поколение талантливых дизайнеров-плакатистов. В нашей подборке представлены ряд его работ.

В 1950-60-х года в Польше возникла собственная уникальная школа киноплаката. Ее работы известны во всем мире. Киноманы, дизайнеры, коллекционеры отмечают простоту, креативный дизайн, смелость польских художников. Их плакаты необычны тем, что авторы не использовали готовых изображений, а сами создавали художественные образы, креативно переосмысливая суть фильма. В нашей подборке представлены работы ряда польских художников и среди них киноафиши авторства Ежи Флисака. Художник создавал запоминающиеся графические композиции с помощью нескольких простых линий и пятен цвета.

Выразительный, но на удивление лаконичный для 1970-х дизайн использовал другой польский художник – Анджей Бертрандт. Его футуристический стиль в виде пульсирующих кругов, сложных графических схем идеально подходил для фантастических фильмов таких, как «Солярис» Тарковского.

Среди современных авторов, приверженцев минималистского дизайна – греческий художник Василис Марматакис. Он создал визуальные образы почти для всех фильмов Йоргоса Лантимоса. Чего стоит кинопостер для его картины «Клык». Плакат гипнотизирует своей простотой и лаконичностью. Йоргос ненавидит объяснять свои фильмы и образы Марматакиса созвучны его позиции.

До середины 1980-х киноплакат был штучным произведением искусства, но, с приходом эры компьютеров, постер начал максимально упрощаться и превращаться в обычный фотоколлаж, чаще всего изображающий героев фильма. Спрос среди коллекционеров и киноманов на художественные киноплакаты, ностальгия по «уходящему искусству» возродил интерес и создал новое направление «альтернативного киноплаката». Кинокомпании ищут новых авторов, следят за кинопостерами, которые энтузиасты выкладывают в соцсетях. Дизайнера Акико Стеренбергер стала популярной после того, как выложила в сеть свои арт-постеры к фильму «Забавные игры». На сегодняшний день она одна из самых востребованных дизайнеров. Заказчики полностью доверяют её видению. Среди постоянных клиентов Стеренбергер студия A24, Amazon Studios, AMC Networks, другие стриминговые и телекомпании.

В нашей подборке представлены минималистские и креативные дизайнерские постеры, каждый из которых уникален в своем роде и представляет объемный и интересный период развития плакатного искусства. Все постеры сохранены в большом размере и отличном качестве, их можно скачать и распечатать.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Империя страсти (Empire of Passion, 1978), режиссёр Нагиса Осима, французский постер к фильму, автор Роланд Топор (минимализм)
Свой среди чужих, чужой среди своих 1974 год, режиссёр Никита Михалков, кубинский постер к фильму, автор Антонио Фернандес Ребойро (графический дизайн, 1976 год)
Попытка преступления, (Ensayo de un crimen 1955), режиссёр Луис Бунюэль, немецкий (ФРГ) постер к фильму, автор Ханс Хиллманн (графический дизайн, 1960 год)
Одиночество бегуна на длинную дистанцию, (The Loneliness of the Long Distance Runner 1962), режиссёр Тони Ричардсон, польский постер к фильму, автор Иоланта Карчевска (графический дизайн, 1964 год)
Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни, (Loong Boonmee raleuk chat 2010), режиссёр Апичатпонг Вирасетакул, американский постер к фильму, автор Крис Уэр (графический дизайн, 2010 год)
Три женщины, (3 Women 1977), режиссёр Роберт Альтман, минималистичный постер к фильму (Польша, 1977 год), автор Мечислав Василевский
Восемь с половиной, (Otto e mezzo 1963), режиссёр Федерико Феллини, японский постер к фильму, автор Масакацу Огасавара (графический дизайн, 1983 год)
12 разгневанных мужчин, (12 Angry Men 1957), режиссёр Сидни Люмет, польский постер к фильму, автор Б. Кушка (графический дизайн, 1957 год)
79 весен, (79 primaveras 1969), режиссёр Сантьяго Альварес, кубинский постер к фильму, автор Антонио Фернандес Ребойро (графический дизайн, 1970 год)
Четыреста ударов, (Les quatre cents coups 1959), режиссёр Франсуа Трюффо, польский постер к фильму, автор Вальдемар Свежи (графический дизайн, 1959 год)
2001 год: Космическая одиссея, (2001: A Space Odyssey 1968), режиссёр Стэнли Кубрик, польский постер к фильму, автор Виктор Горка (графический дизайн, 1973 год)
Строптивая девчонка, (Cette sacrée gamine 1956), режиссёр Мишель Буарон, польский постер к фильму, автор Войцех Замечник (графический дизайн, 1956 год)
Печально известная (La infame), 1954 год, режиссёр Мигель Сакариас, мексиканский постер к фильму, автор Жозеп Ренау (графический дизайн, 1954 год)
Деньги, (L' Argent 1983), режиссёр Робер Брессон, французский постер к фильму, автор Раймон Савиньяк (графический дизайн, 1984 год)
Трудные дети, (Les enfants terribles 1950), режиссёр Жан-Пьер Мельвиль, японский постер к фильму, автор Масакацу Огасавара (графический дизайн, 1980 год)
Любовники Айседоры, (Isadora 1968), режиссёр Карел Рейш, польский постер к фильму, автор Эрик Липински (графический дизайн, 1970 год)
Аккатоне, (Accattone 1961), режиссёр Пьер Паоло Пазолини, чехословацкий постер к фильму, автор Милош Рейндл (графический дизайн, 1963 год)
Алиби, (Alibi 1955), режиссёр Альфред Вайденманн, польский постер к фильму, автор Ежи Яворовский (графический дизайн, 1957 год)
Лулу, (Lulu) опера, Альбан Берг, немецкий (ФРГ) постер к фильму (графический дизайн, 1967 год)
Альфредо, Альфредо, (Alfredo Alfredo 1974), режиссёр Пьетро Джерми, чехословацкий постер к фильму, автор Карел Вака (графический дизайн, 1974 год)
Анатомия убийства (Anatomy of a Murder), 1959 год, режиссёр Отто Премингер, американский постер к фильму, автор Сол Басс (графический дизайн, 1959 год)_1
Аниара: Космическая обитель (Aniara), 2018 год, режиссёр Пелла Кагерман, минималистичный постер к фильму (США, 2019 год)
Антуан и Колетт (Antoine and Colette), 1962 год, режиссёр Синтаро Исихара, минималистичный постер к фильму (Польша, 1964 год), автор Онегин Домбровский
Армандо (Armando), 1969 год, режиссёр Людмил Кирков, польский постер к фильму, автор Онегин Домбровский (графический дизайн, 1970 год)
Асса (Assa), 1988 год, режиссёр Сергей Соловьев, чехословацкий постер к фильму, автор Ян С. Томанек (графический дизайн, 1988 год)
Ночные пасторы (Otalia de Bahia, 1976), режиссёр Марсель Камю, польский постер к фильму, автор Ежи Флисак (графический дизайн, 1976 год)
Бамбус, мой брат (Bambus, Moj Brat, 1955), режиссёр Елена Леманская, польский постер к фильму, автор АЛЕКСАНДР КОБЗДЕЙ (графический дизайн, 1955 год)
Беги, Лола, беги (Run Lola Run, 1998), режиссёр Том Тыквер, минималистичный постер к фильму (Япония, 1999 год)
Побег (The Getaway, 1972), режиссёр Сэм Пекинпа, французский постер к фильму, автор Рене Ферраччи (графический дизайн, 1972 год)
Безумие (Frenzy, 1972), режиссёр Альфред Хичкок, минималистичный постер к фильму (Британия, 1972 год)
Нет доступных фотографий