Франко Фонтана: универсальная гармония пейзажа

Франко Фонтана создал очень узнаваемый почерк. Мир фотографа – это головоломка в стиле минимализм. Взаимодействие цвета и формы занимает ключевое место в творчестве отца итальянского графического пейзажа, какой бы ни была натура: асфальт с дорожными разметками, поля Тосканы, словно сложенные из цветных блоков городские улицы, испанский пляж и морской горизонт или тело в бассейне.

Франко Фонтана (Franco Fontana) родился в 1933 году в Модене. Фотографировать начал в 1950-х, когда работал декоратором в мебельном салоне. Поворотным моментом в его карьере стало вступление в любительский фотоклуб в 1961 году. Тогда Фонтана и приступил к своим художественным исканиям в области цветной фотографии. Уже через несколько лет мир увидел его сольные выставки. Всего за карьеру работы итальянского фотографа участвовали в более 400 групповых и индивидуальных выставках. С 1970-х годов по настоящее время выпустил более семидесяти фотоальбомов в Италии, Франции, Швейцарии, Испании, США и Японии.

Гла...

Франко Фонтана создал очень узнаваемый почерк. Мир фотографа – это головоломка в стиле минимализм. Взаимодействие цвета и формы занимает ключевое место в творчестве отца итальянского графического пейзажа, какой бы ни была натура: асфальт с дорожными разметками, поля Тосканы, словно сложенные из цветных блоков городские улицы, испанский пляж и морской горизонт или тело в бассейне.

Франко Фонтана (Franco Fontana) родился в 1933 году в Модене. Фотографировать начал в 1950-х, когда работал декоратором в мебельном салоне. Поворотным моментом в его карьере стало вступление в любительский фотоклуб в 1961 году. Тогда Фонтана и приступил к своим художественным исканиям в области цветной фотографии. Уже через несколько лет мир увидел его сольные выставки. Всего за карьеру работы итальянского фотографа участвовали в более 400 групповых и индивидуальных выставках. С 1970-х годов по настоящее время выпустил более семидесяти фотоальбомов в Италии, Франции, Швейцарии, Испании, США и Японии.

Главный интерес фотографа – это цвет и то, как он способен транслировать нечто, не укладывающееся в пределы визуальной действительности. «Реальность – это сырая материя, как мрамор для скульптур, – поясняет Фонтана. – Микеланджело говорил, что отсекает всё лишнее, чтобы высвободить произведение, которое появилось у него в воображении. Поэтому важно не то, что вы видите, а то, чего не видите».

Казалось, тема американских мегаполисов с их неизбежной суетой идёт вразрез с выверенными пейзажами итальянских холмов и испанских побережий, которыми в первую очередь прославился Фонтана. Но есть у фотографа свои представления и о городском ландшафте. В мегаполисе он видит больше, чем здания, поверхности, предметы и цвета. Фонтана вовлекается в симфонию взаимоотношений между всеми физическими элементами городского ландшафта. Он запечатлевает мгновения, когда тень и свет становятся незыблемы, как гранит, а небо – осязаемо, как земля.

Формы и очертания, которые Фонтана раскрывает в своих городских пейзажах, не уступают композициям пионеров современной абстракции. Они обращены к геометрическим универсалиям в традиции Казимира Малевича. Основные цветовые соотношения, а также язык линий и фигур сопоставимы с высочайшими достижениями Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга. Они раскрывают в повседневном визуальном языке архитектуры универсальную гармонию. Возвышают обыденность городского мира, возвращая его в равновесие с природой.

В отличие от спокойствия, которое фотограф стремится передать в природных ландшафтах, в городских пейзажах он передаёт напряжение, через резко преломлённые линии и противопоставления цвета. Но что бы он ни запечатлевал, – поля, города и небо, разделённые на геометрические участки ярких цветов, разбитые на синие, жёлтые и зелёные треугольники и чёткие линии, перемежаемые аккуратно вписанными облаками, – всё идеально сочетается друг с другом.

Франко Фонтана продолжает фотографировать; свой опыт передаёт на семинарах и курсах, а новостями делится в Instagram.

Читать ещё ...
Пейзаж, Италия, 1978. Фотограф Франко Фонтана
Пейзаж. Фотограф Франко Фонтана
Пейзаж, 2000. Фотограф Франко Фонтана
Пейзаж, 2000. Фотограф Франко Фонтана
Пейзаж, 1990. Фотограф Франко Фонтана
Пейзаж, 1994. Фотограф Франко Фонтана
Марокко, 1992. Фотограф Франко Фонтана
Береговая линия, Апулия, Италия, 1970. Фотограф Франко Фонтана
Базиликата, 1978. Фотограф Франко Фонтана
Базиликата, 1986. Фотограф Франко Фонтана
Рабат, 1981. Фотограф Франко Фонтана
Рим, 1980. Фотограф Франко Фонтана
Лос-Анджелес, 1979. Фотограф Франко Фонтана
Лос-Анджелес, 1990. Фотограф Франко Фонтана
Городской пейзаж, 1980. Фотограф Франко Фонтана
Абстракция. Фотограф Франко Фонтана
Прага, 1967. Фотограф Франко Фонтана
Крыши, 1977. Фотограф Франко Фонтана
Крыши, Прага, 1967. Фотограф Франко Фонтана
Цюрих, 1981. Фотограф Франко Фонтана
Хьюстон, 1999. Фотограф Франко Фонтана
Хьюстон, 1985. Фотограф Франко Фонтана
Хьюстон, 1985. Фотограф Франко Фонтана
Нью-Йорк, 1997. Фотограф Франко Фонтана
Люди в городе, 1982. Фотограф Франко Фонтана
Лос-Анджелес, 2001. Фотограф Франко Фонтана
Город, 1983. Фотограф Франко Фонтана
Лас-Вегас, 1990. Фотограф Франко Фонтана
Америка. Фотограф Франко Фонтана
Эмилия-Романья, Италии, 1985. Фотограф Франко Фонтана
Нет доступных фотографий