Альфред Эйзенштадт: «говорящая» фотография

Альфред Эйзенштадт (Alfred Eisenstaedt), проработав 50 лет репортером журнала Life, снял для издания около сотни обложек и более двух с половиной тысяч репортажей. Сила его таланта заключалась в том, что он одним изображением мог передать суть истории. Со своей миниатюрной камерой Leica Эйзенштадт стал законодателем нового стиля в фотожурналистике – красноречивых, выразительных портретов, проникнутых чуткостью и вниманием к человеку.

Эйзенштадт родился в Пруссии, переехал с семьей в Берлин. Вначале первой мировой войны, едва окончив гимназию, он был призван в немецкую армию. На Фландрском фронте 17-летний Альфред получил тяжелое ранение. Осколок шрапнели попал в его правую ногу, прошел на вылет и задел левое колено. В том трагическом сражении из его роты выжил он один.

Год, который потребовался Эйзенштадту для восстановления, он посвятил своему давнему увлечению – фотографии. На костылях, с тростью, Альфред обошел все музеи Берлина. По работам мастеров живописи он изучал технику...

Альфред Эйзенштадт (Alfred Eisenstaedt), проработав 50 лет репортером журнала Life, снял для издания около сотни обложек и более двух с половиной тысяч репортажей. Сила его таланта заключалась в том, что он одним изображением мог передать суть истории. Со своей миниатюрной камерой Leica Эйзенштадт стал законодателем нового стиля в фотожурналистике – красноречивых, выразительных портретов, проникнутых чуткостью и вниманием к человеку.

Эйзенштадт родился в Пруссии, переехал с семьей в Берлин. Вначале первой мировой войны, едва окончив гимназию, он был призван в немецкую армию. На Фландрском фронте 17-летний Альфред получил тяжелое ранение. Осколок шрапнели попал в его правую ногу, прошел на вылет и задел левое колено. В том трагическом сражении из его роты выжил он один.

Год, который потребовался Эйзенштадту для восстановления, он посвятил своему давнему увлечению – фотографии. На костылях, с тростью, Альфред обошел все музеи Берлина. По работам мастеров живописи он изучал технику света, композицию. Его восхищал Рембрандт, талант художника передавать объёмы с помощью света и тени. В последствии, когда кому-то из редакторов доводилось сделать замечание Эйзенштадту, раскритиковать его снимок, он восклицал с юмором: «У меня другой вкус, я происхожу из школы живописцев! Я не был фотожурналистом, когда начинал, в то время никто не знал, кто такие фотожурналисты. Я живописный фотограф!».

Осознав себя как фотограф, он забросил работу в лавке, в которой торговал пуговицами и ремнями, помогая семье и пытаясь накопить деньги на фотооборудование. Первая фотография, за которую юный Альфред получил гонорар, была снимком девушки-теннисистки во время игры. Его привлекли живописные тени, которые отбрасывала фигура спортсменки. Так Эйзенштадт стал выполнять задания для Associated Press. Одним из первых редакционных репортажей стала съемка лауреата Нобелевской премии писателя Томаса Манна. Вскоре он уже колесил по Европе снимая для изданий свои истории. В 1933 году сделал знаковый портрет Геббельса, который в последствии назовёт «Глаза ненависти» (во время фотоснимка Геббельс узнал, что фотограф еврей и не смог скрыть эмоций), в 1934 году Эйзенштадт запечатлел рукопожатие Гитлера и Муссолини в Венеции. Альфред чувствовал рост антисемитизма в Германии, его спасало лишь то, что он принимал участие в Первой мировой и имел награду Железный крест. Но желания испытывать судьбу не было, и в 1935 году Эйзенштадт эмигрировал в Америку.

Фотографу не пришлось начинать с нуля. Он уже сделал себе имя в Европе. Предложение стать в ряды четверки репортёров только что созданного журнала Life воспринял с большим энтузиазмом. Вместе с ним в издании трудились Маргарет Бурк-Уайт, Томас Макэвой, Питер Стакпол. В числе первых Эйзенштадт обратился к миниатюрной камере Leica.

«Айзи показал нам, что камера может больше, чем сделать снимок «здесь и сейчас», - говорили о нём коллеги. – Она может рассказать историю».

Он любил людей – знаменитостей, нищих, детей, его смешливость, обаяние, интерес к жизни обезоруживали, ему невозможно было отказать. Почти каждому герою своего снимка Эйзенштадт старался отправить фотографию и очень расстраивался, если не получал ответа. Он был легендарным благодаря своему невероятному энтузиазму. В Life он работал до самой своей смерти, посещая журнал каждый день. «Если я не пойду, я умру», - сказал он как-то. Его крохотный кабинет до потолка был заставлен коробками с негативами, в которых мог разобраться только он сам.

«В этой комнате тонны фотографий, - говорил Эйзенштадт. – Я могу рассказать, какая была погода, какие плёнки и настройки камеры я использовал, о чем говорили люди. Я помню все эти вещи, как будто это было вчера».

Прославившись своими непринуждёнными, искренними портретами, он обожал природу и при возможности сбегал на свой любимый уединенный остров Мартас-Винъярд, который непрестанно снимал. Легендарный фотограф часами просиживал у окна, наслаждаясь музыкой в наушниках и любуясь видом.

«Меня запомнят как фотографа людей, а я всегда хотел, чтобы меня знали как фотографа природы», - твердил он в шутку и всерьёз.

Альфреда Эйзенштадта не стало на 96 году жизни, за 8 часов до своего ухода он подписал близкому другу свой легендарный снимок поцелуя моряка и девушки в униформе медсестры на Таймс-Сквер в день капитуляции Японии 14 августа 1945 года. Ирония в том, что величайшей своей фотографией сам он считал портрет женщины в ложе оперы «Ла Скала», который так и не был напечатан в журнале, поручившем ему это задание.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Софи Лорен в фильме Брак по-итальянски, 1964 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Мэрилин Монро, 1953 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Модель смотрит в большое зеркало парижского модельера Молинье, 1932 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Выражение детей в Парижском кукольном театре в момент убийства злого дракона, сад Тюильри, Париж, 1963 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Балетная школа Трумпи, Берлин, 1931 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Учителя по легкой атлетике на острове Хиддензее недалеко от Рюгена, 1931 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Метрдотель Рене Бреге из гранд-отеля St. Moritz подает коктейли на катке, 1932 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Маргарет Бурк-Уайт, 1943 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Бегуны в Риме, 1934 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Улица Сен-Дени, Париж, 1932 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Эрнест Хемингуэй, Гавана, Куба, 1952 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Школа акушерок, обучающая новым разработкам в медицине, больница Нойкельн, Нойкельн, 1931 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Шестидневная велогонка, Дворец спорта, Берлин, 1928 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Ханна Шигулла, актриса, Мюнхен, 1980 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Фотограф Сесил Битон настраивает объектив примитивной камеры в своей студии, 1929 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Фотограф Маргарет Бурк-Уайт с котенком, Дариен, Коннектикут, 1944 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Унтер-ден-Линден, Берлин. Американский и немецкий флаги приспущены после смерти Гинденбурга, 5 августа 1934 года. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Уличные музыканты в центральной части Ле-Аль, недалеко от улицы Сен-Дени, Париж, 1932 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Стюардессы Lufthansa, аэропорт Гамбурга, сентябрь 1979 года. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Студенты-медсестры в больнице Рузвельта, Нью-Йорк, 1938 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Солдат страстно целует свою девушку во время прощания, Пенсильвания, 1944 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Родильный блок имени Бетховена, Бонн, 1979 г. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Разговор Альберта Эйнштейна и всемирного федералиста Корда Мейера, Принстон, Нью-Джерси, 1948 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Прощание на Пенсильванском вокзале, 1943 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Парижский двор, 1963 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Падение, тени становятся длиннее. Первая фотография, за которую Альфред Эйзенштадт получил гонорар, 1927 год.  Фотограф Альфред Эйзенштадт
Отцы с новорожденными перед крещением, больница Нойкёльн, Нойкёльн, 1931 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Отдыхающая из Нью-Йорка в Майами-Бич, 1940 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Обед на реке Сене чуть ниже собора Нотр-Дам, Париж, 1963 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Минометная часть, немецкая армия Шпандау, 1934 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт
Нет доступных фотографий