Все страхи Бо: абсурдистская черная комедия от режиссёра «Солнцестояния»

Все страхи Бо: абсурдистская черная комедия от режиссёра «Солнцестояния»

«Все страхи Бо» / Beau Is Afraid (фильм 2023, рецензия, русский трейлер), режиссёр Ари Астер

Абсурдистская черная комедия с элементами хоррора от режиссёра «Реинкарнации» и «Солнцестояния» Ари Астера. Фильм сравнивают с многочасовым сеансом у психотерапевта, ведь он раскрывает в начале мелкие, а после глубинные страхи и неврозы каждого из нас. В главной роли Астер снял Хоакина Феникса, который за все годы блестящих актёрских перевоплощений, кажется, словно готовился к этой роли. «Все страхи Бо» – фильм, о котором не говорят «нравится». Картина олицетворяет главный посыл подлинного искусства – вызвать эмоции и побудить к саморефлексии.

У Туве Янссон есть сказка о Филифьонке, которая верила в катастрофы, а в этой сказке диалог:
- А вот все ужасы, о которых вы говорили, они часто случались?
- Нет, - ответила Филифьонка.
- Стало быть, только иногда?
- Вообще-то говоря, никогда. Это просто такое чувство.
- О! Так стало быть, с вами ничего не случалось? Никогда?
- Нет, - ответила Филифьонка.

Герой нового фильма Ари Астера – Бо Вассерман архетипическое собрание разнообразных фобий и страхов, гигантского комплекса вины перед своей матерью и всем миром. Бо девственник, он боится буквально всего, даже простой выход за пределы дома способен вызвать у него паническую атаку. Которые из страхов Бо реальны, а которые надуманные – не важно, ведь от всех своих фобий и неврозов он страдает на самом деле. Картина полна символизма и сюжет невозможно воспринимать буквально. Режиссёр погружает зрителя в мир главного героя, в котором голые насильники бегают по улицам, буквально в каждом переулке вас либо собьет машина, либо ожидает маньяк с ножом. Гротескный, гипертрофированный мир показан с целью не запугать, но показать, каким видится привычная для большинства реальность, человеку, с подобными особенностями психики.

Многослойно, словно освобождая луковицу от шелухи, автор картины демонстрирует, что кроется под, казалось бы, невинным страхом забыть ключ во входной двери, не успеть на самолет, страхом разочаровать родителей. Глубины страха пугают и Астер побуждает зрителя заглянуть в эту пропасть. Безусловно, каждый увидит в ней что-то своё. Эдипов комплекс, боязнь близких отношений, любви и привязанности, чудовищное, всепоглощающее чувство вины и самый главный страх – страх смерти.

Через символическое роуд-муви, поездку Бо к матери, Астер ведет зрителя по долине его собственных фобий и неврозов. Фильм длится около трех часов и тратить все это время на то, чтобы расшифровать каждый скрытый символ точно не стоит. Кто-то советует анализировать картину по Фрейду, но целесообразнее просто погрузиться в водоворот бессознательного. Кажется, к этому и призывает автор – позволить выплыть на поверхность скрытому, тому, что не поддается анализу, но уже в вас самих. 

Все хвалят Хоакина Феникса за блестящее исполнение роли Бо. Если проанализировать его предыдущее работы – фильм «Мастер», «Я всё еще здесь», «Джокер», может показаться, что все это время он готовился и стремился к подобной роли. Миссия – нырнуть внутрь себя, разворошить собственные психологические глубины, переоценить все, что можно переоценить. Столь сложное перевоплощение стало возможным, поскольку ему действительно было, что играть. Ари Астер точно также долго и планомерно шел к воплощению этого замысла. Десять лет понадобилось режиссёру, чтобы от шестиминутной короткометражки, снятой в 2011 году, «добраться» до трехчасового фильма.

Кто-то сравнивает картину Ари Астера с еврейским флером фильмов Вуди Аллена. Логика в этом есть. Образ городского невротика, окруженного порою токсичной гипер-опекой матери, Астер развил до абсурдных масштабов. Цель? Возможно, намекнуть нам и себе на иррациональность большинства страхов, сказать о том, что либо ты избавишься от чувства вины – либо утонешь в ней. Если подытожить все опасения Бо, можно прийти к выводу, что больше всего он боится умереть, но трагедия в том, что, на самом деле, он боится жить.

Несмотря на успешные и нашумевшие «Солнцестояние» и «Реинкарнацию» – «Все страхи Бо» можно считать дебютом Ари Астера в жанре абсурдистской черной комедии. Это самый высокобюджетный фильм студии А24 – на картину было потрачено 60 млн долларов. Зрители отмечают прекрасный визуал, притчевость, большинство уверены, что фильм уже может претендовать на культовость, а также то, что он единственный в своём роде.