Стражи Галактики 3: «Еще раз, с чувством!»

Стражи Галактики 3: «Еще раз, с чувством!»

«Стражи Галактики. Часть 3» / Guardians of the Galaxy Volume 3 (фильм 2023, рецензия, русский трейлер), режиссёр Джеймс Ганн

«Стражи галактики 3» по-прежнему остались самой остроумной и эксцентричной франшизой студии Marvel. Заключительная часть трилогии, одной из лучших супергеройских саг, оказалась самой эмоциональной и длинной в серии, и пожалуй, самой жесткой и взрослой.

В третьем фильме режиссёр Джеймс Ганн вместе со сценаристами Дэном Абнеттом и Анди Лэннингом сосредоточили свое внимание на самом дерзком члене команды Питера Квилла – еноте Ракете. Пока Квилл заливает свое горе утраченной любви к Гаморе, а Ракета депрессирует под песни из его плеера, вспоминая свое появление на свет в таинственной лаборатории Высшего Эволюционера, на их базу Нидению нападает один из испытуемых Эволюционера, в золоте и со сверхчеловеческими способностями, и героям приходится спасать не вселенную, а своего друга.

Члены команды по-прежнему подтравливают друг друга, подщипывают и насмехаются. Кажется, на этот раз их шутки над ближним еще более неполиткорректны и искренни. Ракету называют всеми на свете грызунами, кроме енота: белкой, ежом, барсуком… Богомолица (Мантис) говорит Драксу Разрушителю в глаза, что тот тупой (правда, потом своей экстрасенсорной магией заставляет здоровяка это излияние прямоты и честности забыть). Высмеивают авторы даже трагическую любовь Питера Квила к Гаморе и пишут ему сцену угловатого ухаживания за Небулой: «А я и не замечал раньше, что у тебя такие глубокие черные глаза… – Эти глаза мой отец Танос вставил мне после того, как вырезал мои. – …Ну, он хорошую пару выбрал». Однако в их циничной честности спрятана преданная любовь, способная на самопожертвование ради друга (лучшего или второго лучшего, или даже третьего… ради всех друзей без исключения).

«Еще раз, с чувством!» – призывает слоган третьей части. И действительно, чувство является краеугольным камнем этой ленты. Чувствам Джеймс Ганн дает волю и посвящает приключенческую космическую оперу животным и близким отношениям, фокусируясь на личной трагедии енота Ракеты. Так из-под его пера вышел новый суперзлодей по имени Высший Эволюционер – монстр, гораздо ужаснее Таноса. И хотя этот эволюционер не одержим идеей фикс не уничтожить вселенную и даже не поработить, как обычно стремятся все злодеи, а наоборот, создать новый, «идеальный» мир, вполне понятно, что результаты в обоих случаях одинаково деструктивны, а намерения его раздутого эго одинаково честолюбивы. И конечно Высший Эволюционер – это тот самый Гитлер, который параллельно с садистской вивисекцией выращивает расу идеальных отбеленных детей-солдатиков, похожих на монотонно бегающих белок в колесе. И так же обожает германских оперных композиторов во главе с Вагнером. А там, где кто-то амбициозный с комплексом Бога экспериментирует над всем живым, выбрасывая в помойку неудачные черновики, кто-то добрый строит Ноев ковчег, но не ограничивается лимитом «по паре», а спасает всех, кого можно.

Ракета больше не является самым большим клоуном, зарекомендовавшим себя как воинственный драчун и дебошир, шершавый неисправимый циник, лишенный каких-либо сантиментов. Он стал трагическим героем, физически и психологически травмированным. Ганн на этот раз экстраординарно соединил фантастическиий приключенческий экшн с жутким боди-хоррором для взрослой аудитории, ведь вид белого пушистого кролика с винтами прибитой железной маской – это радикальное переосмысление диснеевской традиции относительно милых животных, которые непременно должны веселить и умилять публику. Джеймс Ганн уже ушел из Disney, поэтому для него правил больше нет. Больше не нужно рассказывать истории принцев и принцесс, рыцарей и их дам сердца. Можно рассказать историю полоскуна, внезапно перестающего быть гротескным источником грубых остроумий и превращающегося в трагика, который делится со зрителем болезненной невероятной правдой о своем прошлом.

Ну и конечно, «Стражи галактики» остаются самой музыкальной марвеловской франшизой. Новые старые хиты заполняют все свободное пространство этого нелегкого прощального сюжета. И аристократическим операм Высшего Эволюционера противопоставляется «плебейское», однако гораздо более душевное диско. Но только теперь светлая музыка из плеера Квила звучит не для кого-то одного, у кого наушники, а абсолютно для всех.