Оставленные: душевная рождественская история для интеллектуалов

Оставленные: душевная рождественская история для интеллектуалов

«Оставленные» / The Holdovers (фильм 2023, рецензия, трейлер), режиссёр Александр Пэйн

Этот фильм – рождественская история для интеллектуалов. Не романтическая и не совсем комедия (скорее драмеди, а местами даже трагикомедия), но эмоциональная и душевная. Снял ее несколько забытый идеолог независимого американского кино Александр Пэйн.

История разворачивается в рождественские праздники 1970 года. В элитной закрытой школе для мальчиков в предпраздничные дни почти все ученики разъезжаются на каникулы, кто домой за рождественский стол, кто катается на лыжах. В кампусе остаются лишь несколько детей, которые по разным причинам не смогли поехать к родителям: у кого дом слишком далеко, в Корее; у кого-то родители-мормоны заняты миссионерством; кто-то типа бунтарь не захотел состричь длинные волосы и поругался с отцом… А старшеклассник по имени Ангус вынужден торчать в академии из-за того, что его мать захотела провести рождественский отпуск вдвоем с новоиспеченным мужем.

Конечно, кто-нибудь из учителей тоже должен остаться на праздники на работе, чтобы смотреть за «оставленными». И обстоятельства складываются таким образом, что миссия выпадает учителю истории древних цивилизаций мистеру Полу Ханэму (Пол Джаматти), потому что, собственно, другой учитель соврал, будто у его матери волчанка, а принципиального Ханэма директор школы решил наказать, потому что тот уперся ставить «удовлетворительно» тупому сыну богача, который оплатил заведению новый спортзал. Мистер Ханэм – человек очень специфичный: интроверт, мизантроп, душнила, педант. Учеников он называет «грубыми и ленивыми филистимлянами»; Рождество не празднует, потому что в бога не верит; даже к рождественскому печенью в форме снеговиков и елок относится скептически. На каникулы он готовит «оставленным» полный облом: обучение, обучение и еще раз обучение. И немного физкультуры на морозе. Вдобавок, поскольку все (почти все) разъехались, в аудиториях и общежитии выключают отопление.

Главная история начинается когда в кампусе остается единственный студент – озорник Ангус Талли, потому что остальных учеников богатый папа, простивший сыну хипповые патлы, забирает на собственном вертолете на горнолыжный курорт, а родителям Ангуса мистер Ханэм не смог дозвониться. Потом кажется, что Александр Пэйн погружается в американскую политику, классовые и расовые вопросы, ведь к ученику и учителю присоединяется такая же одинокая на это Рождество чернокожая кухарка, чей сын недавно погиб во Вьетнаме. Устами социалиста Пола Ханэма режиссер напоминает, как «страна возможностей» на самом деле была (и частично остается) «страной очень неравных возможностей», потому что умные черные ребята, не имея денег на обучение, умирали на войне, тогда как дети белого истеблишмента независимо от умственных способностей оканчивали элитные школы и поступали в самые престижные вузы типа Гарварда, Принстона, Йеля… И потом из тех учеников вырастали президенты...

Но политика и даже социальный аспект все же для Пэйна второстепенны. Он сосредотачивается на людях и характерах, в том числе на тех, кто чувствует себя «оставленным» не на одну или две недели, а на всю жизнь. Режиссёр напоминает зрителям не столько историю цивилизаций (недаром же герой Пола Джаматти преподаёт именно историю), сколько о том, что за человеческими фасадами, часто кажущимися нам неинтересными, поверхностными, неприятными, даже отвратительными, может скрываться глубоко печальная личная история и острая потребность в дружеской близости.

Мать переживает смерть единственного сына. Юноша скучает по отцу и переживает, что мать, увлеченная браком с новым мужем, дистанцировалась от него. Учитель переживает, что ничего в жизни не достиг: не написал монографию, не увидел своими глазами Рим и Грецию, о которых так много знает; не стал профессором, а вернулся рядовым учителем в ту же школу, в которой когда-то учился сам, а значит, застрял на одном месте, в одном проклятом кругу. Мистер Ханэм кажется тираном, который муштрует детей кислой наукой, и исключительным занудой, который в пабе втирает незнакомому Санта-Клаусу, что на самом деле Святой Николай происходит из Древней Греции... Но на самом деле он комплексует из-за искусственного глаза, гипергидроза, непривлекательной внешности; чувствует себя изгоем и злоупотребляет крепкими коктейлями.

Один из ключевых моментов – когда оказывается, что учитель и ученик принимают одни и те же антидепрессанты. И этот факт, видимо, сближает их гораздо больше, чем вынужденное общее Рождество… И каждый зритель, хоть раз чувствовавший себя на праздник «оставленным», тоже чувствует родство с этой странной парой, у которой под новогодней елкой (кривой и без игрушек) в подарочных обертках труды Марка Аврелия.