Наполеон: «Я первым признаю свои ошибки, просто я их не делаю»

Наполеон: «Я первым признаю свои ошибки, просто я их не делаю»

«Наполеон» / Napoleon (фильм 2023, рецензия и трейлер), режиссёр Ридли Скотт

«Наполеон» – биографический фильм Ридли Скотта об эпической фигуре первого французского императора. Основой картины стал сценарий Дэвида Скарпы, с которым они сделали «Все деньги мира». Подготовку Скотт начал сразу после завершения съемок «Последней дуэли» в 2020 году. Однако пандемия коронавируса изменила планы, съемки откладывались, первую студию-заказчика 20th Century Studios сменила Apple, которая выпустила фильм на своем стриминге, а в кинотеатрах – ее партнер Sony.

Для Apple это уже вторая лента стоимостью 200 миллионов долларов, после «Убийц цветочной луны» Скорсезе. Отбить такую сумму – задача неординарная, поэтому и картину Скотта «Наполеон» следует считать имиджевым проектом для раскрутки платформы калифорнийского производителя смартфонов.

Из-за коронавируса изменилась не только студия, но и актриса, которая должна была сыграть Мари Жозефу Роз Таше де ля Пажери, будущую императрицу Франции Жозефину. Джоди Комер, которую Ридли снял в «Последней дуэли», выпала из проекта из-за несогласованности графиков, а на ее место пригласили Ванессу Кирби. Роль ей досталась немалая, потенциально оскароносная, хотя ее и изрезали для кинотеатров. Зато Скотт обещает выпустить в цифре режиссерскую версию более четырех часов, где Жозефина засияет на полную.

Исполнитель же главной роли был с проектом от начала до конца. Таким образом, Хоакин Феникс воссоединился с режиссером, который в далеком 2000-м году снял его в своем «Гладиаторе». Кстати, продолжение «Гладиатора» – следующая работа Скотта и Скарпы.

Сюжет ленты стартует с конца монархии во Франции 1789 г. и финиширует смертью первого французского императора. Между этим нам предлагают сразу три киноразвлечения. Прежде всего, это Французская революция и ее последствия. Ридли Скотт не стал повторять ошибки «Последней дуэли» и слишком углубляться в исторические детали. Довольно отрывочно и хаотично он изображает восстание французского пауперизированного населения против правящей элиты, раздражение в политических кругах и импотенцию новой власти, которая прибегает к террору, однако не способна принести людям, теперь гордо названным гражданами, обещанного улучшения после падения расточительной королевской семьи.

В первой сцене режиссёр бравурно пробегается по кульминации Великой французской революции, когда окончательно был свергнут старый порядок и казнены последние французские король и королева. На первом плане белокурая взлохмаченная Мария-Антуанетта. Ее забросанная гнилыми овощами и очистками голова, в волосах которой запутались мелкие символы народной ненависти и пренебрежения, крупным планом устраивается в деревянные тиски гильотинной конструкции. Палач долго поправляет и фиксирует отбеленное лицо вчерашней монархии (на котором так же застыли ненависть и отвращение), после чего все еще крупным планом сверху стремительно взмывает адское лезвие, и пышная голова падает и катится вниз. Потом рука хватает лохматые белокурые волосы и поднимает окровавленный кусок свергнутой власти высоко вверх на радость, утешение и эйфорию скандирующей толпы. За кадром играет веселая французская песня (конечно же, революционная «Ça ira» Эдит Пиаф о том, что «если аристократов повесят, дело пойдет на лад»).

На фоне этого к власти приходит умелый капитан-артиллерист Наполеон Бонапарт, который сначала подавляет контрреволюционное восстание монархистов, а затем быстро поднимается по ступеням армейской карьерной лестницы, одерживая для Франции одну блестящую победу за другой. 85-летний режиссер умело воспроизвел ключевые военные подвиги Наполеона – битвы при Тулоне, Аустерлице, Ватерлоо и взятии Москвы.

Ридли Скотт, который легко пропускает в рассказе месяцы и годы, ибо все равно его сограждане не знали и не будут знать историю Наполеоновских войн, стремится показать лишь то, как одержимые властью правители пытаются обрести благосклонность подданных победами. В финале режиссер приводит рядом с выигранными битвами потери французской армии. Ибо если король тратил зря казну, то император – людей.

Отношения с женой Жозефиной – это третья составляющая фильма. Наполеона не просто так называли дикарем без манер, он не только политикой занимался плохо, но и любить не слишком умел. Отношения Бонапарта с офицерской женой, ставшей вдовой, когда революция иронически погубила ее мужа, выглядят на экране как постоянная игра в доминацию, в которой партнеры меняются ролями. И может все так и продолжалось, если бы женщина смогла выполнить свою главную задачу перед страной – родить наследника престола. Наконец Наполеон все равно променяет жену на страну, чтобы в итоге не удержать ни ту, ни другую.

При этом сам горе-завоеватель якобы смертельно устал от собственного театра абсурда (театра, где заветный престол оказывается обычным металлическим креслом, ничего не стоящим и насмешливо покрытым голубиным говном). В одном из эпизодов Наполеон просто засыпает среди официального разговора… А в другом всматривается в египетскую мумию, пока еще не понимая, что скоро сам станет пылью и трухой истории… и что в его последнем бокале бургундского вина будет сардонически плавать фекальная муха.

Фильм «Наполеон» получился красивым историческим эпиком, сочетающим приемы байопика, мелодрамы и военно-политической драмы. Не углубляясь в историю и детали, Ридли Скотт показывает своим согражданам, которым безразлична история Франции, к чему приводят страну революции и революционеры, которые завоевывают сердца простых людей речами о величии государства и простых рецептах успеха через разрушение старых институтов. Вот только получив власть, они забывают построить новые институты, а всенародную любовь пытаются поддерживать никому не нужными победами где-нибудь, а в критический момент вообще поворачиваются спиной к своим подданным и никогда не признают ошибок. Как говорит Наполеон в финале фильма:

«Я первым признаю свои ошибки. Просто я их не делаю».