Кит: камерная драма об искуплении

Кит: камерная драма об искуплении

«Кит» / The Whale (фильм 2022, рецензия и трейлер), режиссёр Даррен Аронофски

«Кит» – незаурядная драма Даррена Аронофски («Черный лебедь», «Реквием по мечте»), которую режиссёр пытался поставить последние десять лет, а заодно возвращение на большие экраны Брендана Фрейзера. После проблем со здоровьем, непростого развода и скандальных судебных процессов Фрейзер надел на себя специальный тяжеленный костюм, чтобы сыграть человека весом 270 кг, вылить в этой роли все свое отчаяние и получить номинацию на «Оскар».

Сюжет ленты основан на пьесе Сэмюэля Д. Хантера и рассказывает о преподавателе литературной стилистики Чарли (Брендан Фрейзер), страдающем от ожирения и не имеющем близких людей. Лишь подруга-медсестра Лиз (Хонг Чау) по непонятным мотивам заботится о нем и уделяет много внимания.

До такого состояния мужчина довел себя сам, ведь когда-то покинул жену и восьмилетнюю дочь ради романа со своим студентом. Вот только его любимый трагически умер, а Чарли начал заедать стресс и пришел в себя только тогда, когда оказался на пороге смерти.

В такие моменты люди обычно ищут искупления, и наш герой находит ее в попытке наладить отношения с дочерью. Для него она – едва ли не единственное достижение в жизни, шанс не умереть полным неудачником. Для нее он – негодяй, покинувший ее в детстве. Только обещание отца отдать 120 тысяч долларов сбережений заставляет подростка наведываться к больному отцу, потому что с матерью-выпивохой шансов на светлое будущее девушка не видит.

Есть еще один персонаж – молодой паренек из местной церкви, верящий в приближение конца света (в пьесе это был мормон). Он видит Чарли прекрасного «пациента» для проповедей и спасения души. Вот только беда в том, что мужчина не желает слышать о Библии, потому что его умерший любимый был очень благочестивым.

Премьера «Кита» состоялась на Венецианский кинофестиваль 2022 года, и хотя лента не получила призов, однако понравилась критикам. Фрейзер был признан лучшим актером на Critics Choice Awards и был номинирован на «Оскар» за роль второго плана. Также картина попала в номинацию за грим, и здесь трудно спорить, учитывая образ Фрейзера на экране.

В мировом прокате фильм уже успел собрать более 28 миллионов долларов. Студия независимого кино А24 точно не ошиблась, приобретя права на дистрибуцию ленты, чей производственный бюджет составил всего 3 миллиона. Оно и не удивительно, ведь здесь нет звездных актеров, а почти все действие происходит в квартире Чарли, больше напоминающей мотель. Живёт он, кстати, в городке Москва, штат Айдахо, где вырос автор сценария Сэмюэл Д. Хантер. Это не единственное совпадение, ведь Хантер списал персонажа из себя. Он также учил студентов писать эссе, сражался с болезненной привычкой заедать собственные неврозы. Его пьеса «Кит» имела большой успех, однако он до последнего не верил, что сможет превратить ее в фильм по просьбе Аронофски.

Фильм вышел хорошей камерной драмой об искуплении с первоклассным актерским исполнением в замкнутом пространстве небольшой квартиры. Это лента о спасении души, которую каждый начинает искать тогда, когда понимает, что жизнь не такая долгая, как казалось. Кто-то в таких случаях обращается к религии, другие пытаются оставить после себя след в истории, и большинство вспоминает о семье и детях, как самый очевидный путь к бессмертию.

Аронофски бесспорно и прямолинейно играет на сентиментальности зрителей и старается не без успеха вызывать сочувствие к своему персонажу. С такой историей, гримом и игрой Фрейзера это не слишком сложное упражнение. Но режиссер идет дальше, добавляя библейские мотивы и соответствующее музыкальное сопровождение, а также приправляет сюжет литературными отсылками, в первую очередь – культовым «Моби Диком», чему способствует профессия главного героя.

Так фильм не просто выступает слезоточивым, а вступает со зрителем в диалог, словно размышляя на тему грехов и прощения. Из Библии мы знаем, что каждый грешник, истинно покаявшись, заслуживает божьей благодати. Так же с детства нас учат не судить по внешности, а по поступкам. Но что делать, если поступки героя оказываются не менее отвратительными, чем его облик? И где та мера воли человека, который сам доводит себя до такого состояния, и воли случая, испытывающего или ломающего личность, с помощью которой можно отделить грехопадение от увечья, а искреннее раскаяние от страха наказания?

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».
Послание к римлянам 8:12-13