Химера: фантасмагорическая баллада о «великом уродстве»

Химера: фантасмагорическая баллада о «великом уродстве»

«Химера» / La chimera (фильм 2023, рецензия, русский трейлер), режиссёр Аличе Рорвахер

Фантасмагорическая баллада «Химера» от итальянского режиссера Аличе Рорвахер, которая в буквальном смысле переносит нас глубоко в итальянскую землю, с группой расхитителей могил, и в величественное прошлое своей страны (от Этрусской цивилизации до Римской империи, от Античности до Ренессанса).

В греческой мифологии «химера» описывается прежде всего как чудовище, а ее устрашающий вид – результат слияния льва, козла и змеи. Химера создана богами и может стать величайшим кошмаром людей, своего рода наказанием. Порождение Тифона и Ехидны, извергающее из пасти огонь, считалось бессмертным и непобедимым, но нашлись смельчаки, сумевшие победить это опасное существо. Аличе Рорвахер не борется с канонической «химерой», а смотрит на нее с разных точек зрения. Потому что «химера» – это также нечто нереальное и несбыточное, состоящее из множества взаимосвязей и переплетений. Это разнообразие и необычность отражаются в манере итальянского режиссёра рассказывать историю в фильме, выстраивать представленный мир, его форму и стиль. «Химера» чрезвычайно близка к таким фильмам, как «Чудеса» (Le Meraviglie, 2014) или «Счастливый Лазарь» (Lazzaro Felice, 2018), но в этом случае Рорвахер идет еще дальше в своих художественных поисках метафизики и магического реализма в кино. Итальянский режиссер с огромным удовольствием погружается в странное, невероятное, сказочное и смехотворное. Рорвахер не боится экспериментировать и вводить сказочные или символические сцены, намеренно разрушающие железную логику повествования. Потому что правда о героях и их чувствах в этой картине рождаются не из вероятности или логики, а из экранной поэзии, предположения и метафоры.

Из тюрьмы в родные края возвращается высокий, слегка неуклюжий и несколько неряшливый, однако симпатичный молодой человек. Но он не итальянец, а англичанин (британский актер Джош О'Коннор). Мимо поросших травой руин герой возвращается в старый полуразрушенный палаццо, где живёт старая учительница музыки (Изабелла Росселлини). Оказывается, что англичанин, имя которого Артур, является лидером банды расхитителей могил. Он якобы имеет телепатическую связь с духами и точно знает, где именно нужно копать, чтобы встретить старинную гробницу с драгоценными артефактами. Откопанные ценности воры продают анонимному скупщику, личность которого скрывается за прозвищем Спартак, а тот устраивает для богатых иностранных коллекционеров нелегальные аукционы. Артура не интересуют деньги, он трепетно относится к хрупким старым вещам и уважает тени потустороннего мира. Он ищет дверь в загробный мир, чтобы отыскать там свою безвременно ушедшую любовь.

Умершая возлюбленная главного героя Бениамина, зовущая его из потустороннего мира, ассоциируется с Беатриче, музой и любимой итальянского поэта Данте Алигьери, которую он сделал своим проводником по раю в поэме «Божественная комедия». И она же – героиня античной мифологии Ариадна, которая клубком ниток спасла и вывела любимого Тесея из подземелья-лабиринта минотавра.

Действо «Химеры» напоминает рыцарскую средневековую балладу в декорациях и костюмах 1980-х годов. А возвращение героя из тюрьмы домой, к падшему замку – это возвращение рыцаря из крестовых походов. Может показаться, что в кадре происходит буквальная «химера», хаотическая фантазия. Но на самом деле «Химера» – волшебная философская притча и жемчужина современного символизма в кино.

В том, что кажется причудливым хаосом, нет никакой бессодержательной случайности. И каждая деталь – отсылка к лейтмотиву: созерцание сквозь призму бесславной современности на славное прошлое. Главный герой – аллюзия на легендарного английского короля Артура, полуправду, полумиф. Но почему англичанин? Почему Артур? Дело в том, что существует альтернативная точка зрения на миф о короле Артуре и рыцарях Круглого стола: якобы это не британская легенда, а итальянская, и на самом деле это был итальянский рыцарь по имени Гальгано, имевший связь с другим миром, и однажды, увидев архангела Гавриила и услышав его повеления, превратился в отшельника и воткнул свой меч в камень, чтобы больше не быть воином.

Ощутить духов в земле и месторасположение гробниц Артуру помогает палка-рассоха (рогачка), похожая на человека, подвешенного вверх ногами. Повешенный головой вниз за одну ногу изображён и на постере фильма. Это одно из самых известных изображений на картах таро, которые впервые появились в Италии пятнадцатого века, и означает оно пророка, святого и мученика, совершившего самопожертвование и достигшего просветления, а также человека в подвешенном состоянии между небом и землей. Артур находится где-то посередине между живыми и мертвыми, между настоящим и прошлым, между правдой и мифом, между реальностью и астралом.

В своем фильме итальянский режиссер задается вопросом о роли памяти и прошлого в формировании нашей идентичности. Можем ли мы извлечь пользу из прошлого, не становясь его рабами? Артур не может жить вне памяти о своей возлюбленной, саботируя тем самым все пути, ведущие к новой жизни и чувствам. Любовь «современного Орфея» остается сильной и безграничной, но он впервые задумывается о вреде, который он причиняет не только себе, но и своему окружению.

«Химера» – это попытка смириться с утратой. В мире, состоящем из осколков чувств, из живого и мертвого, из призраков прошлого и несбывшихся надежд – есть шанс на принятие. Принятие скрытого в себе эгоизма и «великого уродства». Это, в конечном счете, история о том, как научиться «видеть сердцем».