Барби: вопросы жизни и смерти в розовых тонах

Барби: вопросы жизни и смерти в розовых тонах

«Барби» / Barbie (фильм 2023, рецензия и трейлер), режиссёр Грета Гервиг

История переносит зрителей в Барбиленд – идеализированный мир с пастельными тонами, пластиковым морем и матриархальной системой, где куклы Барби занимают разные должности – от президентки до астрофизикини. Среди них обитает и Барби (Марго Робби), наслаждающаяся каждым днем, пропитанным розовой идеальностью. Но внезапный экзистенциальный кризис и мысли о смерти разрушают привычное течение её безупречной жизни. Теперь главная героиня вынуждена отправиться в мир людей в сопровождении безумно влюбленного в нее Кена (Райан Гослинг), чтобы вернуть все на свои места.

Фильм действительно предлагает зрителю нестандартный взгляд на яркий мир идеальной блондинки в розовом. Грета Гервиг мастерски деконструирует мифы и стереотипы, долгое время ассоциировавшиеся в современной культуре с куклой Барби. Используя юмор и креативные визуальные и нарративные решения, режиссер показывает, что сама концепция Барби была создана для расширения прав и возможностей женщин.

Она успешна, может быть, кем угодно, имеет свой дом, машину и кредитную карточку (причем получила ее еще до того, как закон в США разрешил это женщинам). Фигура Барби была создана для перемен, но большинство привыкли видеть в ней гиперболизированную сексуальность, недостижимые идеалы красоты и идол капитализма, вылитые в совершенной фигуре пластикового тела. Грета Гервиг и его партнер Ноа Баумбах подходят к этим темам осознанно в своем сценарии, выдвигая их на первый план как критику современной культуры и одновременно призыв к переосмыслению привычных нам тенденций.

Гервиг остается верной феминистическим нарративам в своих историях, но в тех же "Маленьких женщинах" (предыдущий фильм режиссера) вопрос места женщины в обществе был вплетен в сюжет гораздо органичнее. Он напрямую отражался в опыте героинь и их убеждениях. "Барби" же местами больше напоминает нарезку ярких скетчей о сексизме, которые перебиваются кемповыми абсурдными вставками из Барбиленда, а затем серьезными диалогами о том, что значит быть человеком. Создается ощущение, что фильм пытается понравиться всем, и в то же время на глубинном уровне не может откликнуться никому.

Отдельного внимания стоит и мир Барбиленда. Созданный в лучших традициях кемпа (наслаждение эстетической стороной, искусственностью, доходящей до вульгарности, по Сьюзен Зонтаг) и буквально ожившего детского воображения. Здесь нет воды, куклы спускаются из домиков с помощью грациозного полета, не тратят времени на переодевание и туалет. Такой портрет игрушечного мира переносит взрослых зрителей в детство, а более юным показывает, что их фантазия прекрасна.

При этом фильм не опасается серьезности. Героини открыто говорят феминистские манифесты о тяжести существования в социуме, как система осуждает и маргинализирует женщин за каждый их шаг. Критика патриархата остроумно отражается в образе Кена, которого непревзойденно сыграл Райан Гослинг. Из-за своего комедийного таланта и жестикуляции Кен становится одним из самых ярких элементов фильма.

Несмотря на волну положительных отзывов и высокие рейтинги, "Барби" все же есть за что критиковать. Сама концепция "Барби у которой случается экзистенциальный кризис" звучит довольно многообещающе, но фильму не хватает логики мироздания, а также последовательности в общем сюжетном настроении. Тем не менее вопросы жизни и смерти нежно и эмпатично рассматриваются сквозь призму человеческого опыта, что делает фильм достойным внимания.