Мертвец: Метафизический вестерн о путешествии в загробный мир

Мертвец: Метафизический вестерн о путешествии в загробный мир

Мертвец / Dead Man (1995)
Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 7,8

Джим Джармуш – классик американского независимого кино, в 1980-х – 1990-х – центральная фигура течения «ноу-вейв». Прославившись благодаря картине «Более странно, чем в раю», за которую Джармуш получил «золотую камеру» в Каннах и спецприз на Санденсе, он по сей день не сбавляет обороты («Выживут только любовники», «Патерсон»). Но одной из важнейших картин мастера, возможно, пиком его творческих поисков стал не имеющий близких аналогов неторопливый метафизический вестерн «Мертвец».

Уже тогда Джармуш формулирует свои творческие принципы – абсурдистское, лишённое привычной логики, но не ступающее за грань сюрреализма повествование, утончённый специфический юмор, звёзды-неактёры в камео, многослойность истории, где одновременно существует несколько смысловых подуровней, неторопливо-эстетская операторская работа, притчевость сюжетов. В «Мертвеце» всё это было замешано режиссёром с вестерном и роуд-муви, создав прекрасно-странное и увлекательное одновременно кино.

Картина таит в себе огромное количество литературных отсылок (Блейк, Борхес, Бирс, Мишо), визуальных референсов (фото Ансела Адамса) и просто касается прежде нераскрытых в американском кино тем – например, пытается дать оценку белому человеку со стороны индейцев. Операторская работа Робби Мюллера, сотрудничавшего с такими грандами независимого кино, как Вим Вендерс, Ларс фон Триер, Бела Тарр и Петер Хандке, становится вполне самостоятельной частью нарратива. Потрясающий саундтрек для фильма буквально на ходу сымпровизировал Нил Янг и неторопливое гудение электрогитары прекрасно срезонировало с атмосферой фильма.

Актёрский состав картины потрясает воображение – Джонни Депп на пике актёрской карьеры (да-да, до «Пиратов Карибского моря»), харизматичнейший Гари Фармер («Пёс-призрак: Путь самурая»), Лэнс Хенриксен («Чужие»), Джон Хёрт («1984»). Прибавьте сюда небольшие роли Билли Боба Торнтона, Игги Попа, Альфреда Молины…

Уильям Блейк – главный герой фильма, путешествующий по Америке времён Дикого Запада. Он едет за тридевять земель устраиваться в контору бухгалтером. Однако, по прибытии Уильям узнаёт, что место его занято. От безысходности он напивается в баре и оказывается в конце концов в постели с бывшей проституткой. Внезапно случившаяся любовная ссора приводит к перестрелке – Уильям убивает сына местного богача и сам ловит пулю. На него объявляют охоту как шерифы, так и охотники за головами. Спасаясь от преследования, Уильям встречает огромного индейца, принявшего его за тёзку-английского поэта. Вместе они отправляются в немыслимое путешествие…