Социальная фотография

В работах Иэна Уэлдона не найти ни вымученных улыбок, ни сентиментальщины, потому что его снимки не похожи на традиционные свадебные фотографии. Уэлдон применяет документальный подход к съёмке и запечатлевает то, каков на самом деле этот важный день, включая глажку платья в последний момент и папины танцы.

Лёгкость и беззаботность настолько характерны для итальянского образа жизни, что у них даже родилось выражение «il dolce far niente», что можно перевести как «сладостное ничегонеделание». Поэтому и отдыху в Италии сопутствует особое расслабление. В течение тридцати лет Клод Нори фотографировал итальянское лето на легендарных курортах Римини, Капри, Амальфи, Рапалло и Портофино.

Проработав фотожурналистом около 15 лет, Петер Бялобжески осознал, что здания его интересуют больше, чем их обитатели. Незнакомые люди мало привлекают фотографа, а вот архитектура многое говорит о городе и его жителях. Социальные вопросы и индивидуальность мегаполиса прекрасно считываются по его стенам, окнам и улицам, уверен фотограф, снимающий свои визуальные дневники в разных местах земного шара.

В фотопроекте, посвящённом женщинам, несущим службу в израильской армии, Рэйчел Папо вольно или не вольно ставит перед зрителем вопрос о традиционной роли женщины в обществе и её мутации под давлением постоянной внешней угрозы вторжения и терроризма. Изучая мир русского балета, фотограф также прямо говорит о том, что для России тот является олицетворением традиционного искусства. Будучи противопоставленным новым западным веяниям, балет становится ещё одной ареной в противостоянии традиции и современности.

В 1960-х годах Тони Рэй-Джонс сформировал новый взгляд на британское общество – с иронией, сочувствием и юмором. Его фотографии документальны, почти антропологичны по своей природе. Рэй-Джонс говорил, что его цель – запечатлеть специфическую британскую ауру и сюрреалистический юмор в заурядных ситуациях.

Мартин Чамби оказался в числе первых фотографов из Перуанских Анд и стал ведущим портретистом в Куско, открыв там фотостудию в 1920 году. Но, будучи коренным кечуа, он считал своим долгом документировать жизнь индейцев и наследие инкской культуры, путешествовал по Андам, снимал пейзажи, руины Мачу-Пикчу и традиции местных жителей.

Великие исторические сломы располагают к созданию впечатляющих и проникновенных фотографий. Раннесоветская борьба за всеобщее счастье проявлялась всюду: вот работник приюта отмывает от многодневной грязи беспризорника, вот, пока не имеющие своего крова, рабочие светятся радостью на открытии очередного завода, ГЭС или метро, вот вчерашние институтки учат читать крестьян Средней Азии, а крестьяне средней полосы России с удивлением изучают обычную для нас электрическую лампочку, которая для них пока просто «лампочка Ильича». При этом, несмотря на иногда повторяющиеся сюжеты, каждый взгляд и каждый снимок того времени уникален. Среди плотных рядов соцреалистов затесались авангардисты-экспериментаторы, мастера коллажа, пейзажисты-пикторалисты, мастера ню, пионеры аэрофотосъёмки и т.д.

Ингар Краусс получил известность в жанре социальной фотографии, создав серии «Трудовые мигранты» и «Портреты». В первой – снимки восточноевропейских мужчин, которые собирают урожай на германских полях. Во второй – дети и подростки в Германии и России. Своих моделей он находил во дворе, в детских домах и тюрьмах для несовершеннолетних. Снимки, выполненные в поблекших серых и сепиевых тонах, кажутся вневременными. Ни фотограф, ни его модели не изливают своих чувств, и эта сдержанность по обе стороны объектива ощутима и трогательна.

Самое интересное – вести наблюдение за теми, кто в это время наблюдает за другими. Американский фотограф Майкл Абрамсон известен своими работами, запечатлевшими ночную жизнь нескольких «джентльменских» клубов Чикаго.

Я

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.