Советская фотография

Вторая мировая война – одно из событий навсегда изменивших мир. Война же Великая Отечественная, как часть мировой, оставила незаживающие по сей день шрамы в памяти всех народов, что были некогда частью Советского Союза. Но сколь огромна беда, столь же велик и подвиг её преодоления. Поэтому, как в песне, радость неизменно сопровождают слёзы на глазах и наоборот. Советская фронтовая фотография, часто малоизвестная, по сей день хранит горе народа, его героический подвиг, как боевой, так и трудовой, совмещая в себе документальную строгость и порой холодящую кровь художественную... красоту.

Подборка архивных фотографий, охватывающих временной период с 1900-х по 1980-е годы и объединённых общей темой – временем года, когда температура на улице 28 градусов и выше.

Снимки удивительной теплоты и доброй ностальгии от Валерия Васильевича Бысова, белорусского фотографа, начавшего заниматься любимым делом в 1950-х годах и посвятившего съёмке несколько десятилетий.

События и судьбы громадной эпохи отобразились в снимках Александра Стешанова за его долгую фотографическую карьеру. Он сумел зафиксировать в своих работах и масштабное, и личное. С особым интересом снимал человека.

В этих фотографиях Рустам Мухаметзянов запечатлел моменты радости, грусти, волнения, скорби и восторга из жизни советских людей в городах и деревнях.

Великие исторические сломы располагают к созданию впечатляющих и проникновенных фотографий. Раннесоветская борьба за всеобщее счастье проявлялась всюду: вот работник приюта отмывает от многодневной грязи беспризорника, вот, пока не имеющие своего крова, рабочие светятся радостью на открытии очередного завода, ГЭС или метро, вот вчерашние институтки учат читать крестьян Средней Азии, а крестьяне средней полосы России с удивлением изучают обычную для нас электрическую лампочку, которая для них пока просто «лампочка Ильича». При этом, несмотря на иногда повторяющиеся сюжеты, каждый взгляд и каждый снимок того времени уникален. Среди плотных рядов соцреалистов затесались авангардисты-экспериментаторы, мастера коллажа, пейзажисты-пикторалисты, мастера ню, пионеры аэрофотосъёмки и т.д.

Часто, документируя советскую эпоху и первые годы независимости бывших союзных республик, фотографы не могут удержаться от передёргиваний. Одни рисуют идиллическую картинку, которая не то чтобы лжива – просто объектив фотокамеры смотрит туда, где всё и вправду хорошо. Другие, пытаясь опровергнуть очевидную однобокость подобного взгляда, создают однобокость иного рода, старательно выискивая изъяны и язвы, которыми, положа руку на сердце, полна любая эпоха. Обе эти точки взгляда, выражая часть правды, каждая в своей пропорции, остаются, тем не менее, неполными. Фотографии Валерия Щеколдина если не являются неким взвешенным идеальным взглядом на непростые времена нашей истории, то пытаются представить зрителю третью точку зрения.

Георгий Ахиллесович Аргиропуло более 30 лет проработал фотографом в экспедициях в Институте этнографии и антропологии РАН. Это время он называл самым интересным в своей жизни.

Леонид Лазарев – фотохудожник-реалист, один из первых стрит-фотографов Москвы, документалист, портретист и фоторепортёр. За более чем полувековую карьеру он объял почти все жанры фотографии. Снимал политиков и звёзд первой величины, эпохальные общественные и политические события, многоликую Москву в будни и праздники, лирические пейзажи, тружеников, натюрморты. Не счесть количество его выставок, наград и публикаций.

Американский фотожурналист Питер Тёрнли известен документальными фотографиями на тему реалий человеческого существования со всего мира. Эти снимки он сделал во время поездок в СССР с конца 1980-х годов и после распада Союза в 1990-х.

Я

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.