Увлечённый путешествиями немецкий фотограф недавно пополнил своё обширное портфолио снимками песчаных дюн пустыни Гоби и кочующих орлиных охотников в Монгольском Алтае. Среди них портреты одной из немногих женщин-охотниц, поддерживающих эту древнюю традицию.
При коммунизме шаманизм в Монголии был запрещён на протяжении 70 лет. С 1992 года, когда его официально возродили и юридически защитили, он достиг чрезвычайного подъёма. Сейчас шаманы пользуются большим спросом. Они предлагают жителям городов помощь в таких насущных делах, как деньги, романтические отношения, здоровье. Но не забывают и о древнейших ритуалах и церемониях, которые напоминают им о далёких корнях шаманских традиций, глубже связанных с миром природы.
Суровы широкие пустынные просторы западной Монголии (Алтайский горный хребет). Зимой температура опускается до –40 градусов. Выдерживают здесь лишь самые стойкие. В этих краях живут буркитши – казахи, которые чтут многовековую традицию и охотятся верхом на лошадях с золотыми орлами. Их осталось всего около 60 человек.
Фотограф и учёный Хамид Сардар-Афхами (Hamid Sardar-Afkhami) сделал беспрецедентные снимки повседневной жизни кочевого народа цаатанов (Духа). Эта малочисленная группа людей живёт в северной Монголии и полностью зависит от стада мигрирующих оленей.
Не прошло время хеви-метал, и не пора вешать шипы на гвоздик. Монгольская фолк-метал-группа «Ху» (The Hu) стала настоящей сенсацией в YouTube. Её видео, собравшие миллионы просмотров, обсуждают не только ценители рок-музыки, но и культурологи, и антропологи.
На просторах Монголии, вдоль хребта Алтая, можно встретить группу казахов-кочевников, известных как «повелители птиц». Этот народ сохранил традиции древней культуры соколиной охоты, всю зрелищность которой демонстрируют каждый год на двухдневном фестивале «Золотой орёл».
Монгольские казахи, коренные жители западной Монголии (Алтайский горный хребет), – потомки племен, которые научились приручать орлов и использовать их для охоты. Древнейшая практика орлиной охоты передавалась нынешним потомкам на протяжении 6 тыс. лет. До сих пор монгольские казахи используют орлов-беркутов для охоты на лис и волков. Бывали случаи, не подверженные документально, когда прирученные беркуты справлялись даже со снежным барсом. Поэтому сотни лет назад хорошая птица ценилась на вес золота в прямом смысле слова. За хорошего орла давали несколько верблюдов или хорошего скакуна. У казахов есть поговорка: «У мужчины должно быть три вещи: быстрая лошадь, верный пес и золотой орел». Фотограф Лиза Ваз, Лиссабон, Португалия.