Джокер: ему больно и он смеётся

Джокер: ему больно и он смеётся

Джокер / Joker (2019)

Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 8

Для этой роли Феникс истощил себя морально и физически. В ней он словно встал на цыпочки и заглянул в бездну своего сознания. Никого больше не надо изображать. Можно быть собой.

Он сознательно не читал да и вообще не любит читать комиксы. Его Джокер – не герой комиксов. Его враг – не Бэтмен.

«Мы написали собственную версию, откуда взялся такой парень как Джокер. Вот что мне было интересно. Мы даже не показываем Джокера, а рассказываем, как стать Джокером. Это об этом человеке».

Ему больше интересен Артур Флек. Его история, его одиночество. История человека, который не знает – существует ли на самом деле.

Он старается радовать людей, потому что мама так сказала, но люди не замечают его. Артур живёт в вакууме. Его живот «прилип» к рёбрам, его ключицы выпирают. Он не человек, а каркас человека. Упразднённый настолько, что выглядит пугающе. Он больше не участвует в своей жизни, Артур смотрит на неё со стороны, как на жизнь кого-то другого.

Его единственный сигнал — смех. Он как крик животного. Крик страха, боли, крик предупреждение. У Артура, действительно, несколько видов смеха. Это становится понятно при повторном просмотре картины. Чтобы добиться нужной интонации, Феникс часами просматривал видео о людях с синдромом Туретта. Его смех – попытка сказать миру: посмотрите на меня, вот же я, мне больно, подружитесь со мной.

Его внешнее одиночество усугубляет одиночество внутреннее. Артур неудобен обществу. Никому не интересны его чувства.

«Самое плохое в психическом заболевании – это то, что ты должен вести себя так, как будто его нет», - говорит его персонаж на приёме у доктора. Людей это пугает, людей это злит.

Джокер буквально «вылез» из Феникса. Он его прожил, создал из себя самого. Самые яркие сцены картины были настолько спонтанны, что порою вгоняли съёмочную группу в ступор. Самые трогательные, глубокие эпизоды родились инстинктивно из боли, страданий персонажа.

«Мы просто зашли в туалет и час стояли молча, - рассказывает о знаменитой сцене в уборной режиссёр Тодд Филлипс. – Изначально, Джокер должен был просто спрятать здесь пистолет после трёх убийств в метро».

Он включил Фениксу трек, записанный специально для этой сцены, и вдруг тот начал плавно танцевать. В танце происходит перерождение героя, он открывал в себе тёмную сторону. В танце он выражал боль, борьбу, победу зла в человеке.

Филлипс умышленно оставил картину с открытым финалом. Его полливариантность даёт возможность каждому создать свою версию происходящего. Что было, чего не было, что оказалось сном, фантазией.

Человек доведённый до отчаяния подобен безобидному, слабому животному, которое в предчувствии опасности обретает силу хищника. Убийца не Джокер, убийца – безразличие, в которым мы живём.