Кино вне времени: вечная молодость фильмов Сергея Соловьёва

«Сто дней после детства», 1975

«Сто дней после детства», 1975

Пионерский лагерь в дворянской усадьбе. Легкая ирония, попытка Соловьёва увязать современность 70-х и прошлое. Трепетное, юное, поэтическое кино. Ностальгия по детству, белые платья, букеты ромашек, вишневый компот на обед, ученическая постановка Лермонтова.

Первая любовь. Как она случается. Главный герой – восьмиклассник Митя Лопухин теряет сознание, ему кажется, от солнечного удара.

- Что ж такое, это просто Ерголина. Я ж ее тыщу лет знаю, - удивляется искренне.

Дети пытаются разобраться, что такое любовь. Им помогает вожатый – скульптор Сережа (актер Сергей Шакуров). Подростки ведут доверительные беседы о душе, великой тайне природы, загадке улыбки Моны Лизы, цитируют Лермонтова.

Соловьеву хотелось поставить эту историю легко, без нарочитой серьезности, лишней назидательности. Хотелось передать неясное ощущение счастья, ожидания чего-то.

Съёмки проходили летом и осенью под Калугой. Для натуры выбрали место «Андреевский куст»: здесь располагалось девять пионерских лагерей. Ока, живописные запруды и пляжи, летние веранды и интерьеры старого дворянского поместья, полуразрушенная усадебная ограда, открытый кинотеатр, пианино в саду, огоньки танцплощадки.

15-летняя Татьяна Друбич, дебютировавшая в картине Соловьева, стала его музой и снялась еще в восьми фильмах.

В 1975-м году «Сто дней после детства» был представлен для участия в Берлинском кинофестивале. Западная публика встретила картину аплодисментами. Соловьев от волнения прожег сигаретой полу пиджака. Поскольку другой одежды не было, пришлось получать «Серебряного медведя» в испорченном костюме. Картина стала визитной карточкой режиссера и первой частью его знаменитой кинотрилогии.

Подборка: Кино вне времени: вечная молодость фильмов Сергея Соловьёва