Ламповые 90-е: кино

 Обновления раздела.
Прикреплённые публикации
Лента
  • 1
    0
  • «Твин Пикс»: Трагическое известие. «Пилот»

    «Твин Пикс»: Трагическое известие. «Пилот»

    В пилотной серии «Твин Пикс» все плачут. Каждый герой будто заранее знает, что должно произойти. Предчувствие трагедии объединяет. Иносказательно создатели сериала дают понять: все закончится плохо, уже закончилось. Плачут женщины, плачут мужчины, даже полицейский, обнаружив тело самой красивой девушки Твин Пикса...

    В пилотной серии «Твин Пикс» все плачут. Каждый герой будто заранее знает, что должно произойти. Предчувствие трагедии объединяет. Иносказательно создатели сериала дают понять: все закончится плохо, уже закончилось. Плачут женщины, плачут мужчины, даже полицейский, обнаружив тело самой красивой девушки Твин Пикса Лоры Палмер (актриса Шерил Ли), безутешно рыдает.

    Линч мастер таких многослойных сцен. Мама Лоры звонит мужу в тот момент, когда к нему приближается шериф Трумен, чтобы сообщить о происшедшем.

    - Вы наблюдаете за двумя людьми, которые осознают нечто ужасное. Вы видите их в разных местах, видите, как приближается горе, - трактует режиссёр один из самых драматических эпизодов сериала. – Цепная реакция от опустевшего места за партой Лоры. Входит полицейский, одноклассники оглядываются друг на друга, под окнами девочка бежит по лужайке и кричит, начинается безудержный плач... Разум, как следователь, складывает из фрагментов целое и делает вывод. И как только ясность обретена, все кончено. Насовсем.

    Поклонники сериала, методично разобрав сцену разговора отца девушки с шерифом, уже с первых кадров усмотрели прозрачный намек на личность возможного убийцы.

    - Лиланд...

    - Что-то с Лорой?

    - Боюсь, да.

    Выроненная телефонная трубка и фраза, которую произносит отец, несмотря на то, что шериф еще не успел сообщить ничего конкретного.

    - Моя дочь мертва.

    Кто-то увидит в ней прозорливость родительского сердца, но узнав историю и сложив пазл, становится ясно: нашей интуиции задают нужное направление.

    Раскрытие убийцы было принципиальным моментом для задумки Линча. Это миф, что режиссёр хотел оставить зрителя без ответа. Он лишь стремился максимально его отсрочить. Руководство канала АВС требовало сделать это в середине второго сезона, Линч же настаивал на сохранении тайны до финала.

    Тайна об убийце хранилась за семью печатями. Ее не знал даже исполнитель роли Лиланда Рэй Уайз. Чтобы проникнуться родительскими чувствами к девушке, весь период съемок он носил в бумажнике фотографию юной Шерил Ли.

    - Я молился, чтобы это был не я, - признался он позже. – Мысль о том, что Лиланд убивает собственную дочь, казалась омерзительной. В 1987-м у меня только родилась дочурка, поэтому эта идея вызвала отторжение.

    Тем не менее, Уайз гениально сыграл двойственность натуры своего персонажа: юрист крупной компании, уважаемый житель города, скорбящий отец и в то же время маньяк, насильник, педофил. Игра была настолько филигранной, что никто до конца не мог поверить в Лиланда-убийцу. Звукооператоры во время монтажа  очередной серии, узнав об этом, разозлились. Один из них остановил пленку, повернулся к Линчу и прошептал: «Я тебя ненавижу!». Лиланд влюбил в себя всю съемочную группу.

    Ещё
    0
    0
  • «Твин Пикс»: Скелеты в шкафу. Сезон 1, серия 4

    «Твин Пикс»: Скелеты в шкафу. Сезон 1, серия 4

    - Что вы уставились? Чего ждёте? Вы мне противны! Чертовы лицемеры! – обличительно кричит на похоронах Лоры Палмер один из её парней Бобби Бриггс. – Мы знали, что она попала в беду, но ничего не сделали. Вы добрые люди, хотите узнать, кто убил Лору? Вы убили. Мы все. И красивые слова не вернут её.

    Сцена похорон оказалась для...

    - Что вы уставились? Чего ждёте? Вы мне противны! Чертовы лицемеры! – обличительно кричит на похоронах Лоры Палмер один из её парней Бобби Бриггс. – Мы знали, что она попала в беду, но ничего не сделали. Вы добрые люди, хотите узнать, кто убил Лору? Вы убили. Мы все. И красивые слова не вернут её.

    Сцена похорон оказалась для создателей сериала одной из самых сложных. В ней единственной одновременно задействованы все актеры. Сценария этого эпизода как такового не было. Были ключевые моменты, которые служили отправной точкой для реакций и действий персонажей. Леденящий кровь прыжок отца в могилу за гробом дочери предложил сам актер Рэй Ауайз. В его воспоминаниях жила страшная сцена из детства: подавленный горем мужчина в порыве чувств обнимает умершего брата и поднимает его из гроба.

    Удивительно, но в эпизоде на кладбище, несмотря на присутствие всего актерского состава, почти нет общих сцен. Снимали крупным планом, чтобы ярче передать чувства каждого персонажа. Некоторые моменты умышленно пускали в замедленном темпе, чтобы эмоции на камеру выглядели максимально искренними.

    Сцена на кладбище важна для понимания сути сериала. В буквальном переводе «Твин Пикс» означает  «Вершины-близнецы». Двойственность человеческой природы – главная "фишка" истории. Метание между добром и злом, светом и тенью. Каждым жителем Твин Пикс движет вина. Каждый чувствует прямую или косвенную причастность к случившейся трагедии. Линч, вооружившись увеличительным стеклом, исследует уклад провинциального городка, в котором только на первый взгляд царит покой. Сама Лора только внешне прекрасна и светла, в действительности – мятущаяся натура, ведущая двойную жизнь.

    Актриса Шерил Ли, сыгравшая Лору, призналась, что странно было находится на собственных похоронах. На ее надгробии значилось: девушка умерла в возрасте 17 лет, 24 февраля 1989 года. Чтобы сцена выглядела максимально реалистичной, съемочную площадку дополнили другими фальшивыми надгробиями. Ироничные надписи на некоторых вызывали улыбку, например: «Я же говорил, что болен!». Поскольку сцену снимали в Калифорнии и пальмы в кадре выглядели неуместно, пришлось везти партию живых сосен, чтобы создать соответствующий антураж.

    Ещё
    0
    0
  • «Твин Пикс»: Красная Комната. Сезон 1, серия 3

    «Твин Пикс»: Красная Комната. Сезон 1, серия 3

    В интервью с Крисом Родли Дэвид Линч признался: история Красной Комнаты – его любимая часть «Твин Пикс». Работа над ее созданием и воплощением полностью поглотила режиссёра. Идея Red Room возникла спонтанно:

    - Работали с материалом для финала, - вспоминает Линч. – В 18:37, как сейчас помню, было очень жарко. Мы были на...

    В интервью с Крисом Родли Дэвид Линч признался: история Красной Комнаты – его любимая часть «Твин Пикс». Работа над ее созданием и воплощением полностью поглотила режиссёра. Идея Red Room возникла спонтанно:

    - Работали с материалом для финала, - вспоминает Линч. – В 18:37, как сейчас помню, было очень жарко. Мы были на парковке, и я опирался на машину – на очень горячую машину. Мои руки лежали на раскаленном металле крыши. В голову пришла сцена в Красной Комнате. Там был малыш Майк, который произносил слова задом наперед. Всю оставшуюся часть ночи я думал только о Красной Комнате.

    Красный цвет штор – фирменный Линчевский знак. В его фильмах чаще всего встречаются именно два цвета: красный – как символ обмана и опасности, синий – тайна, загадка, которую предстоит разгадать главному герою.

    Режиссёр обожает занавесы, хотя никогда не работал в театре. В его коллекции живописи много акварельных рисунков, на которых по краям занавес.

    - Не знаю, что это. Что-то в этом есть. Семь покровов...

    Чтобы добиться эффекта свечения плотной ткани, за ней разместили стадионный прожектор самой большой мощности. Зигзагоподобный пол перекочевал из другой фантазии Линча – фильма «Голова-ластик». Он идентичен рисунку на полу дома поэта в фильме Жана Кокто «Орфей» (1950 г).

    Подобное цитирование интересно подмечать для понимания того, из каких пазлов рождалась та или иная идея Линча. Из «Голова-ластик» в «Твин Пикс» он также перенес необычную манеру разговора, движений персонажей.

    - В 1971 году я попросил записать, как говорю: «Я хочу карандаш», - и запустить задом наперед. Я выучил, как это звучит и записал обратную версию. Ее опять перевернули и получилась нормальная фраза, но странная и прекрасная. Я собирался использовать эту технику в «Голове-ластик», в сцене на карандашном заводе, но ее так и не сняли. Когда мне в голову пришла Красная Комната, я вспомнил об этой идее и решил, что видео тоже будет задом наперед, - вспоминает Линч.

    Именно этот фокус объясняет странные неловкие движения жителей тайного места. Их замедленный, непривычный темп речи, который может принадлежать только обитателях иных миров.

    Роль карлика в алом костюме, который странно танцует под ритмы саксофона, исполнил близкий друг Линча актер Майкл Дж. Андерсон. Интересно, что Андерсону не составило труда разговаривать наоборот, этому он научился в детстве. Именно потому для малыша Майка Линч написал самые длинные и сложные реплики.

    Великана сыграл голландский актер Карел Стрёйкен. Его рост два метра тринадцать сантиметров. Карел профессиональный актер. Он так же снялся в роли дворецкого в «Семейке Аддамс».

    Населяя свои миры странными персонажами, режиссёр через нестандартную внешнюю форму как бы подчёркивает внутреннюю деформацию человека.

    Процесс съемок в Красной Комнате заслуживает отдельного внимания. Сцену снимали глубокой ночью, группа не знала, способен ли киносъемочный аппарат снимать в обратном порядке, чтобы прокрутить пленку задом наперед. Пришлось соединять кадры. Работала одна камера, объектив второй вышел из строя и заменить его было нечем. Оператор снимал вниз головой актеров, которые двигались задом наперед и произносили так же свои реплики.

    Ещё
    0
    0
  • «Твин Пикс»: Это происходит снова. Сезон 2, серия 7

    «Твин Пикс»: Это происходит снова. Сезон 2, серия 7

    Сцену убийства Мэдди Фергюсон, кузины Лоры Палмер, можно считать эталонной для кинематографа. Многоплановое повествование, гнетущее предчувствие необратимого. Находясь в разных точках истории, в разных местах физически, актеры испытывают одинаковые чувства. Эффект крыльев бабочки: трагедия, как искра, превращается в пламя...

    Сцену убийства Мэдди Фергюсон, кузины Лоры Палмер, можно считать эталонной для кинематографа. Многоплановое повествование, гнетущее предчувствие необратимого. Находясь в разных точках истории, в разных местах физически, актеры испытывают одинаковые чувства. Эффект крыльев бабочки: трагедия, как искра, превращается в пламя печали, которая охватывает каждого. Пророческие слова великана: «Это происходит снова...».

    Чтобы сцена не выглядела излишне жестокой и ее попросту не сняли с эфира, Линч подстраховался, наложив происходящее на мелодию Джули Круз. Она, словно сирена, сладкоголосо поет, а в мире в это время вершится настоящее зло.

    Не желая раскрывать личность убийцы Мэдди (ее также сыграла Шерил Ли), Линч отснял три финальных эпизода серии. Актрисе за 12-часовой рабочий день пришлось умирать трижды: от рук местного отельного магната Бена Хорна, злого духа БОБа и наконец – родного дяди Лиланда Палмера. Роль оказалась для Шерил Ли слишком опустошающей, она была на грани нервного срыва.

    - Каким бы фантастически хорошими ни были актеры, невозможно пережить такую сцену и ничего не чувствовать на следующий день, - призналась Шерил Ли позже. – Один психолог мне сказал блестящую фразу: «Когда человек играет, единственная часть, которая знает, что это всего лишь игра – его сознание». Умом я понимала, что все не по-настоящему, но тело не слушалось и давало сбой. Изменения, которые происходили со мной были точно такими же, если бы я переживала это в реальности. В школе актерского мастерства учат, как развить персонажа, но не учат, как его отпустить. Мне постоянно снились кошмары.

    Даже те, кто участвовал в съемках, вспоминают, что при повторном просмотре сцены с экрана, их пронизывала дрожь. Окровавленный Лиланд, который поднимает мертвую девушку и пытается с ней танцевать, приговаривая: «Моя бедная Лора», захватившая его сущность БОБ, который разбивает голову Мэдди о стену и та умирает.

    - Отлично понимаю, как могут люди, после просмотра «Твин Пикс» особенно в юном возрасте, еще долго боятся своей тени, - сказал потом один из актеров Мигель Феррер.

    Ещё
    0
    0
  • «Твин Пикс»: Одержимость. Сезон 2, серия 9

    «Твин Пикс»: Одержимость. Сезон 2, серия 9

    После раскрытия личности убыйцы, шериф Трумен, не веря в потустороннее силы, с горечью признается:

    - Я почти всю жизнь провел в этих лесах, повидал много странного, но это уже не лезет ни в какие ворота.

    - Гарри, тебе легче смириться с мыслью, что отец изнасиловал и убил родную дочь? – спрашивает агент Купер.

    Распространенная...

    После раскрытия личности убыйцы, шериф Трумен, не веря в потустороннее силы, с горечью признается:

    - Я почти всю жизнь провел в этих лесах, повидал много странного, но это уже не лезет ни в какие ворота.

    - Гарри, тебе легче смириться с мыслью, что отец изнасиловал и убил родную дочь? – спрашивает агент Купер.

    Распространенная история про маньяков: в девяноста девяти случаев из ста окружающие поражаются содеянному и говорят, что он был таким приятным соседом, всегда вежлив, хороший семьянин. Никто не верит, что человек способен на подобное. Какое-то абсолютное над-зло. Линч персонифицирует его, превращает в духа БОБа. Пытается проникнуть в психологию убийцы, не оправдать, но показать его двойственность, часть натуры, которая также является жертвой. Лиланд – большой ребенок, потерявшийся в лесу. Он ужасен и он одержим.

    Сцена в тюремной камере, по признанию актеров Рэя Уайза (Лиланда) и Кайла Маклахлана (агента Купера), оказалась для них едва ли не самой сложной в эмоциональном плане. Актер Майкл Хорс (помощник шерифа Ястреб) попросил вывести его из кадра (по сценарию он пошел вызывать скорую), поскольку не смог выдержать накала на площадке.

    Съемки проходили глубокой ночью. Распростертых на полу актеров поливало дождем из пожарной сигнализации. После признания в убийстве дочери злой дух БОБ оставляет тело Лиланда и тот искренне раскаивается.

    - Я не знал. Я убил свою дочь. Лора, прости, - произносит он, содрогаясь от рыданий. И зритель видит перед собой уже не маньяка, но сломленного, несчастного, пережившего самую страшную утрату отца.

    - Капли били по лицу, затекали в нос и рот, - вспоминает Уайз. – Играть эту сцену было физически тяжело. Но в эмоциональном плане – это было поразительно. Я прочувствовал каждую минуту. Чудесный способ для Лиланда, чтобы уйти.

    Добавив в «Твин Пикс» мистику, Линч гениально усложнил его дополнительными смыслами. Даже сорвав с убийцы маску, он оставил вопрос без ответа. Кто убил Лору Палмер? Кто в ответе за ее смерть? Он дал понять, что указать на Лиланда – еще не ответ.

    Ещё
    0
    0
  • «Твин Пикс»: Предсмертное послание. Сезон 3, серия 15

    «Твин Пикс»: Предсмертное послание. Сезон 3, серия 15

    «Предисловия Дамы с поленом»: короткие ролики-превью к каждой серии Линч доснял после завершения показа второго сезона «Твин Пикс». В них Маргарет Лантерман делится философскими мыслями, указывает на определенные факты, размышляет о судьбе жителей городка. Те, кто помнит «Твин Пикс» по первому показу, безусловно, видеть их...

    «Предисловия Дамы с поленом»: короткие ролики-превью к каждой серии Линч доснял после завершения показа второго сезона «Твин Пикс». В них Маргарет Лантерман делится философскими мыслями, указывает на определенные факты, размышляет о судьбе жителей городка. Те, кто помнит «Твин Пикс» по первому показу, безусловно, видеть их не могли. Ролики с субтитрами можно встретить в Сети, в фанатских группах публикуют их расшифровки.

    - В Твин Пикс много историй, - начинает свой рассказ Маргарет. - Некоторые из них грустные, некоторые веселые. Некоторые – истории сумасшествия, грубости и насилия. Некоторые вполне заурядны. Однако, во всех них присутствует тайна – тайна жизни. Иногда тайна смерти... Эта история затрагивает каждого. Это история многих, которая началась с одной единственной, и я знала ее. Та единственная, ведущая ко многим, –Лора Палмер.

    Героиня Маргарет не говорит об этом, но она - связующее звено двух миров: мира людей и мира духов. С ее помощью Линч дает подсказки, трактует события.

    Режиссёр с большим уважением и любовью относился к актрисе Катрин Колсон. Их связывала многолетняя дружба еще со времен дебютного Линчевского «Головы-ластика». В нем снялся муж Колсон – актер Джек Нэнс (позже пара разошлась). Денег на съемки катастрофически не хватало. Линч даже устроился развозчиком газет, чтобы платить актерам. Голодную съемочную группу подкармливала и подбадривала Катри Колсон. Именно на съемках «Голова-ластик» в фантазии режиссёра родился образ "Дамы с поленом", которую он, спустя два десятилетия, поселил в Твин Пикс. По задумке, через полено она удерживала связь со своим погибшим при пожаре мужем, полено давало ей подсказки из потустороннего мира.

    - Жизнь, как музыка, имеет свой ритм, - произносит она пророческие для себя слова в одной из сцен. – Эта песенка закончится на трех резких нотах. Как смертельная барабанная дробь.

    На съемках третьего сезона актриса находилась в очень плохом физическом состоянии. У нее не получилось победить рак. Превозмогая себя, с кислородным ингалятором, не покидая кресло, она по-прежнему помогала жителям Твин Пикс и зрителям сериала в поиске ответов на вопросы.

    Финальный эпизод с ее участием - самый пронзительный из всех трех сезонов. Образ Маргарет словно уходит на второй план. Перед нами сама Катрин Колсон, которая трогательно прощается с этим миром. Актрисы не стало спустя четыре дня после завершения съемок.

    Ее звонок заместителю шерифа Хоуку – настоящее предсмертное послание.

    - Ястреб, я умираю.

    - Очень жаль, Маргарет.

    - Ты ведь знаешь, что смерть – это лишь перемены, но не конец. Ястреб, мне пора. Есть страх, страшно со всем проститься, помни мои слова... Ястреб, полено становится золотым. Ветер стенает, я умираю. Доброй ночи, Ястреб.

    - Доброй ночи, Маргарет, прощай Маргарет.

    Памяти Колсон Дэвид Линч посвятил первую серию третьего «Твин Пикс», пятнадцатая серия посвящена ее героине. Линч трогательно попрощался с каждым актером, кто не дожил до съемок третьего сезона.

    Ещё
    0
    0
  • «Твин Пикс»: Мы все живем во сне. Сезон 3, серия 18

    «Твин Пикс»: Мы все живем во сне. Сезон 3, серия 18

    Во многих своих интервью Дэвид Линч категорически отвергает попытки увязать «Твин Пикс» с цитированием им других авторов и режиссёров. И он не лукавит. В его фильмах, действительно, сложно встретить прямое, неприкрытое заимствование. Линч – ловец снов. Его интерпретация реальности – всегда зазеркалье собственного сознания.

    -...

    Во многих своих интервью Дэвид Линч категорически отвергает попытки увязать «Твин Пикс» с цитированием им других авторов и режиссёров. И он не лукавит. В его фильмах, действительно, сложно встретить прямое, неприкрытое заимствование. Линч – ловец снов. Его интерпретация реальности – всегда зазеркалье собственного сознания.

    - Некоторые идеи могут прийти в виде сна. Я повторю: некоторые идеи приходят в форме сна, - говорит он устами Дамы с поленом.

    Сон занимает ключевую роль в его творчестве. Жители Твин Пикс общаются с помощью снов. В снах они ищут разгадку тайны. Его герои прощаются со словами: увидимся в моих снах. Они произносят многозначительно: «Мы – спящие, которые спят, а затем живут во сне. Но кто эти спящие?».

    Не удивительно, что трактовка «Твин Пикс» как сновидения настолько популярна среди поклонников сериала. Сам режиссёр не объясняет свое кино, он поддерживает идею океана возможных вариантов. Схожий подход близок еще одному режиссёру-мистику, австралийскому кинематографисту Питеру Уиру. Героиня его не менее загадочной киноленты «Пикник у висячей скалы» произносит в самом начале фильма до боли знакомую фразу: «Что видим мы и что видят в нас – есть только сон и сон внутри другого сна».

    «Пикник у висячей скалы» Уира, возможно, та самая желаемая задумка иррационального мистического детектива с развязкой без ответа, к которой так стремился Линч. И ему блестяще удалось осуществить эту идею в финальном эпизоде третьего сезона «Твин Пикс». Сложно найти телевизионную сцену, которая насыщена столькими трактовками.

    Возвращение Лоры Палмер (в иной реальности – Кэрри Пейдж) к родительскому дому. Путаница в пространстве и времени, недоумение нынешних владельцев, которые никогда не слышали фамилию Палмер. Душераздирающий крик в конце. Множество отсылок, аллюзий, загадок.

    - Звезды, луна, планеты, напоминают нам о протонах, нейтронах и электронах, - таинственно намекает в одной из серий Дама с поленом, а фактически – сам Линч. – Влияет ли наше мышление на то, что происходит внутри и снаружи нас? Я думаю, влияет.

    Если колоду перемешивать достаточно долго – порядок карт повторится. Так устроена Вселенная. А что если «Твин Пикс» и есть прообраз нашей множественной поливариантной Вселенной, головоломка, которую каждый волен собрать на свой лад. Парадокс Шрёдингера наоборот, когда любой возможный финал зависит только от тебя.

    Ещё
    0
    0
  • «Настя»: сказка-быль о постперестроечной действительности

    «Настя»: сказка-быль о постперестроечной действительности

    Год производства: 1993

    Режиссёр: Георгий Данелия

    Пустые полки магазинов. Отключение электричества по четным числам. Одно пальто и общие для дочки и матери выходные туфли. Угощение гостей, когда на столе «макароны, капуста домашняя и соль».

    Немного сказка, немного гротеск, немного притча. Для мамы милой веснушчатой Насти...

    Год производства: 1993

    Режиссёр: Георгий Данелия

    Пустые полки магазинов. Отключение электричества по четным числам. Одно пальто и общие для дочки и матери выходные туфли. Угощение гостей, когда на столе «макароны, капуста домашняя и соль».

    Немного сказка, немного гротеск, немного притча. Для мамы милой веснушчатой Насти счастье дочки видится только в замужестве. Не важно с кем. Она расспрашивает Настю о потенциальных женихах, пугает словами: «А люди скажут, никто замуж не берет».

    Настя отправляется на поиски жениха. По пути встречает ворчливую старуху-волшебницу и с ней случается чудо. Или не случается, а Насте просто кажется, но жизнь ее кардинально меняется.

    Картина ламповая, добрая, ностальгическая. Где-то фоном в ней звучат нотки тревоги: «Что? Переворот? Началось!», но звуки оркестра и мурлыкающий голос главной героини, которую играет Полина Кутепова, успокаивают.

    Данелия философ и мечтатель. Он украшает свой рассказ красивыми символическими кадрами: старик играет на виолончели в пустом трамвае, а парень в плаще выбивает чечетку. Чиновник на черной «Волге» вслух читает поэзию и в резонанс ему группа «Комбинация» поет «Америкэн бой». За доллары иностранным туристам продают бюсты Сталина и Дзержинского. В центре Москвы воруют канализационные люки. Поразительно, как получилось снять все это, не нарушив волшебную атмосферу, не вспугнув сказку. 

    Ещё
    0
    0
  • «Облако-рай»: безнадега – способ жизни

    «Облако-рай»: безнадега – способ жизни

    Год производства: 1990

    Режиссёр: Николай Досталь

    В самом обычном дворе спального района Петрозаводска (Карелия) режиссёр Николай Досталь, в начале девяностых, снял свою философскую драму. Фильм отзовется в сердце каждого, кто жил в подобном провинциальном городке, где все друг друга знают, где безнадега – способ жизни....

    Год производства: 1990

    Режиссёр: Николай Досталь

    В самом обычном дворе спального района Петрозаводска (Карелия) режиссёр Николай Досталь, в начале девяностых, снял свою философскую драму. Фильм отзовется в сердце каждого, кто жил в подобном провинциальном городке, где все друг друга знают, где безнадега – способ жизни. Где главные события: рождение, смерть, чей-то приезд или отъезд.

    Оболтус Коля шатается по двору, пристает к соседям с глупыми разговорами о погоде.

    - Мне это как-то все равно – что будет, что не будет? – нехотя отвечает сосед Федя. – Ну может скажешь новенького-то?

    И Коля, сам от себя не ожидая, выпаливает, что уезжает к другу на Дальний Восток.

    Для жителей городка – это событие. Начинаются сборы. Коле находят чемодан, провожают с застольем, песнями и плясками. Соседи тут же делят его комнату в коммуналке, нехитрую мебель и пожитки. Коля и рад бы отказаться, сказать, что это все выдумка, но никто его не слышит.

    Режиссер размышляет о провинциализме, не романтизируя его: нерешительность, зависть, боязнь оставить насиженное место. Когда вроде живешь, но жизнь уже закончилась. Тонко и метафорично он предсказывает будущее: Советский Союз – как реальность изжил себя, а будущее маленького человека, Коли - вынуждено и неопределенно.

    Ещё
    0
    0
  • «Публикация»: времена другие, а люди те же

    «Публикация»: времена другие, а люди те же

    Год производства: 1988


    Режиссёр: Виктор Волков


    Элитная школа, ученики на личных авто с водителем. Бассейн, компьютеры. Мир мажоров, у которых квартиры с видом на Кремль.


    Принципиальная учительница старой закалки не заискивает, не угождает, а грозит тройкой за сочинение и плохой характеристикой при поступлении в...

    Год производства: 1988


    Режиссёр: Виктор Волков


    Элитная школа, ученики на личных авто с водителем. Бассейн, компьютеры. Мир мажоров, у которых квартиры с видом на Кремль.


    Принципиальная учительница старой закалки не заискивает, не угождает, а грозит тройкой за сочинение и плохой характеристикой при поступлении в МГИМО. Разгромная статья в газете ставит крест на ее карьере и приводит к инфаркту. Молодая учительница «на замену» с помощью нескольких учеников, которых мажоры называют «серью», пытается найти виновных в заказной публикации.


    У нас все не просто, - пытается вразумить ее директор школы. – Если не поймешь этого – тебе будет очень не легко.


    В картине хорошо показано, как система ломает людей, чего могут стоить поиски правды. После разгромной речи директора, которая ставит «зарвавшихся» учеников на место, насмешкой звучит тема школьного сочинения: «Проблема духовного обновления личности в революционной борьбе».


    Фильм - яркий, красноречивый срез того времени. Противостояние субкультур: панков и люберов. Брейк-данс в ночных клубах, квартирные посиделки под иностранные клипы и коктейли с трубочкой. Драки, модные прикиды, ирокезы, цепи, вызывающий макияж. Годом раньше, в 1987-ом, Виктор Цой спел «Хочу перемен!», годом позже молодой Шевчук в полосатых штанах стал новым символом поколения с саундтреком фильма – песней «Время».

    Ещё
    0
    0
  • «Ты у меня одна»: выбор между долгом и «лучшей жизнью»

    «Ты у меня одна»: выбор между долгом и «лучшей жизнью»

    Год производства: 1993


    Режиссёр: Дмитрий Астрахан


    Тема девяностых без манящей прелести заграницы была бы раскрыта не полностью. Бывший боксер с женой, во время распада СССР – инженер, который подрабатываем по ночам грузчиком. Квартира-хрущевка с неизменным ковром на стене – главным признаком достатка. Пластинка...

    Год производства: 1993


    Режиссёр: Дмитрий Астрахан


    Тема девяностых без манящей прелести заграницы была бы раскрыта не полностью. Бывший боксер с женой, во время распада СССР – инженер, который подрабатываем по ночам грузчиком. Квартира-хрущевка с неизменным ковром на стене – главным признаком достатка. Пластинка «Битлз», салаты в хрустальных салатницах, которые достаются по особому поводу. В противовес – сестра лучшего друга – успешная, красивая, проживающая в Америке и зовущая с собой. Кружащие голову пачки долларовых купюр, которые главный герой видит впервые, выбор между женой, семьей и новой жизнью с молодой пассией  «за бугром».


    Режиссёру Дмитрию Астрахану не пришлось ничего нарочно придумывать. Кино переживало сложные времена. Финансирование было мизерным, долларовые купюры разве что снились. Он лично обошёл знакомых бизнесменов с просьбой дать деньги на фильм. На съемки потратили около 60 тысяч долларов. В своей картине режиссёр задействовал звёздный состав: Александра Збруева, Марину Неелову, Светлану Рябову. Забавный факт: в одной из сцен «американка» появляется в дорогой шубе. Денег на ее покупку не было. Шубу взяли напрокат и переживали за её сохранность больше, чем за актеров.

    Ещё
    0
    0
  • «Любовь»: чувства делают нас лучше даже, когда ранят

    «Любовь»: чувства делают нас лучше даже, когда ранят

    Год производства: 1991


    Режиссёр: Валерий Тодоровский


    Если не узнаете молодого Евгения Миронова в роли простого московского паренька Сашки, будете не одиноки. Тут он совершеннейший городской босяк, обпившийся портвейна, без особых планов и жизненных целей. Герой, который в начале картины кажется слишком простым и...

    Год производства: 1991


    Режиссёр: Валерий Тодоровский


    Если не узнаете молодого Евгения Миронова в роли простого московского паренька Сашки, будете не одиноки. Тут он совершеннейший городской босяк, обпившийся портвейна, без особых планов и жизненных целей. Герой, который в начале картины кажется слишком простым и понятным, в процессе повествования удивляет своей целостностью, честностью, человечностью. Сашка взрослеет, Сашка меняется, его меняет и «взрослит» любовь к умной и красивой девушке Маше. Маша живет в квартире с вечно скандалящими родственниками, в которой то и дело выбивает пробки и приходится устраивать «романтические» ужины при свечах. Маша читает наизусть Пушкина и впадает в истерику от телефонных звонков хулиганов, которые изводят ее семью. Еврейский вопрос в 90-е, невозможность нормально учиться и работать, выезд всей семьи в Израиль разделяет Сашу и Машу, ставит точку в их отношениях.


    Несмотря на серьезность темы, фильм легко и поэтично снят. Красиво и деликатно, без шокирующей обнаженки девяностых, показана сцена любви главных героев. На премьере зрители аплодировали стоя. Режиссёр, по совместительству сценарист, Валерий Тодоровский получил за фильм множество престижных наград. Картина стала его дебютом в большом кино.

    Ещё
    0
    0
  • «Забавы молодых»: невинный розыгрыш, который перерос в личную драму

    «Забавы молодых»: невинный розыгрыш, который перерос в личную драму

    Год производства: 1987


    Режиссёр: Евгений Герасимов


    Перестроечное кино иллюстрирует процессы, которые происходили в обществе на пороге девяностых. Указывает на причины и следствия. Без него теряется ощущение крышесносной свободы – главной черты той эпохи.


    Сегодня сюжет картины  был бы чем-то за гранью реальности. Студентка...

    Год производства: 1987


    Режиссёр: Евгений Герасимов


    Перестроечное кино иллюстрирует процессы, которые происходили в обществе на пороге девяностых. Указывает на причины и следствия. Без него теряется ощущение крышесносной свободы – главной черты той эпохи.


    Сегодня сюжет картины  был бы чем-то за гранью реальности. Студентка разыгрывает преподавателя: признается ему в любви, чтобы «выбить» зачёт по физкультуре для себя и своих друзей. Девушка является к нему поздно вечером и наставник, без какого-либо злого умысла, стелит постель и оставляет её ночевать в своей холостяцкой квартире. Бывший гимнаст-призёр, старый интеллигент, искренний, добрый, немного наивный. Он показывает альбомы с фотографиями спортивных состязаний, рассказывает о любимых спортсменах. Смешно и неловко пожимает плечами на вопрос девушки: «Модерн Толкинг слушаете? Четвёртый альбом».


    В роли учителя – прекрасный актер Вячеслав Любшин. Молодой длинноволосый Алексей Серебряков в брутальной кожанке – парень главной героини-обольстительницы, которую играет Марина Зудина. История неравной любви, задуманная, как розыгрыш, превращается в драму.


    В фильме много примет времени: музыка, одежда, молоко в стеклянных бутылках с крышечками из фольги, фразы: «Может лекарства нужны? Я достану, у меня знакомый в аптеке есть». Его историю интересно пропустить через фильтр современной реальности, чтобы понять: несмотря на остроту темы – всегда существует презумпция невиновности, как главный признак цивилизованного общества. Что травля, которая в наше время превратилась в настоящее цунами, способна не только наказать виновных, но и уничтожить жизнь тех, кто сам стал жертвой обстоятельств.

    Ещё
    0
    0
  • «Ребро Адама»: трагикомедия о жизни трех поколений женщин под одной крышей

    «Ребро Адама»: трагикомедия о жизни трех поколений женщин под одной крышей

    Год производства: 1990


    Режиссёр: Вячеслав Криштофович


    Незаслуженно забытое кино режиссёра Вячеслава Криштофовича. В главных ролях – Инна Чурикова, юная и дерзкая Мария Голубкина. Об этом фильме пишут, что он про «горькую бабью долю». Три поколения женщин ютятся в крохотной квартире: парализованная старуха, внучка, ее две...

    Год производства: 1990


    Режиссёр: Вячеслав Криштофович


    Незаслуженно забытое кино режиссёра Вячеслава Криштофовича. В главных ролях – Инна Чурикова, юная и дерзкая Мария Голубкина. Об этом фильме пишут, что он про «горькую бабью долю». Три поколения женщин ютятся в крохотной квартире: парализованная старуха, внучка, ее две взрослых дочери. Все одинокие, с неустроенной личной жизнью. Но история не так однобока: в их квартире много взаимного уважения, поддержки, любви, легкости характера, веры в лучшее.


    Перестроечная действительность тут не выпячивается, но читается между строк. Купальник из Гонконга – 50-рублевая дешёвка, за которую героине придётся отработать сверхурочно. Парень, у которого дилемма: пойти охранником кооперативов, или сразу в рекет «пока халяву не прикрыли». Мечта всей жизни – отдых в Адлере. Лучшая работа – в торговле. Фразы: «Не люблю я эти торгашеские дела. А жрать ты любишь? Жрать люблю». Импортные кроссовки, родственники в Израиле, мясные деликатесы из-под прилавка.


    Совершенно не понятно, как у режиссёра получилось не скатиться в чернуху, а показать именно трагикомедию, правду жизни, порою грустную, порою с искоркой надежды. Рассказать историю обычных людей с сочувствием, добрым участием, пониманием и симпатией. Финал картины очень красноречив – он веселит и одновременно печалит, показывает, что у жизни всегда две стороны.

    Ещё
    0
    0
Ещё нет активности
Не возможно загрузить подсказку